Все большее количество людей в современном обществе не могут справиться с определенными жизненными ситуациями, но в основе их уязвимости лежит неспособность правильно оценить собственные возможности. Проблемы в личной жизни, конфликты в студенческих сообществах, потеря счастья и вкуса к жизни — это одни из самых разнообразных проблем, в основе которых лежит низкая самооценка.
Ключевые слова: самооценка, студенты-психологи, представление о себе, отношение к себе.
Самооценка человека лежит в основе формирования системы личности, которая во многом определяет уровень настойчивости человека в жизни, влияет на формирование его жизнедеятельности и моделей поведения. Самооценка отражает степень развития чувства собственного достоинства человека, его самооценку и отношение ко всему, что входит в сферу «Я». В одной и той же ситуации разная самооценка приведет к разному поведению, разному принятию решений и разному влиянию на развитие событий.
В современном обществе все больше и больше людей не в состоянии справиться с определенными жизненными ситуациями, но их уязвимость основана на неспособности адекватно оценивать свои способности. Проблемы личной жизни, конфликты в студенческом сообществе, потеря благополучия и вкуса к жизни — вот некоторые из самых разнообразных проблем, основанных на низкой самооценке.
Сегодня наша жизнь требует больше инициативы, настойчивости, смелости, уверенности в себе. Эти качества способствуют формированию настоящего специалиста в любой сфере деятельности, и сегодня очень важно работать над развитием этих качеств и повышением самооценки студентов, будущих психологов. Поэтому, всегда необходимо целенаправленно работать, чтобы повысить самооценку студентов-психологов.
Для человека крайне важно формировать свое собственное представление о себе, поскольку часто бывает сложно разобраться в собственных чертах личности, особенно в молодом возрасте. Помочь разобраться в данном вопросе помогает самосознание личности.
Согласно В. С. Мерлину, самосознание представляет собой сложную психологическую структуру, включающую в себя сознание своей тождественности, осознание своего активного «я», осознание своих психических свойств и качеств, а также определенную систему социально-нравственных самооценок [1].
По мнению В. В. Столина, образ самого себя формируется в процессе жизнедеятельности как своеобразное психическое образование, позволяющее совершать более адекватные и эффективные действия.
Одной из самых известных работ, посвященных Я-концепции, является работа Р. Бернса «Развитие и воспитание Я-концепции». Обобщая опыт многих исследователей, Р. Бернс определяет Я-концепцию следующим образом. Я-концепция — это совокупность всех представлений индивида о самом себе, связанных с его оценкой. Описательный элемент Я-концепции называется образом Я или картиной Я.
Р. Бернс, определяя Я-концепцию как совокупность установок, направленных на самого себя, выделяет в ней три элемента [3]:
- Образ Я — представление индивида о самом себе.
- Самооценка может быть разной степени интенсивности, так как конкретные черты образа Я могут вызывать сильные эмоции, которые связаны с их принятием или осуждением.
- Потенциальная поведенческая реакция, то есть те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой.
«Образ Я» включает в себя три основных аспекта: текущее «я» (как человек видит себя в настоящий момент), желаемое «я» (каким он хотел бы стать) и показываемое «я» (как он представляет себя окружающим). Эти три измерения существуют в единой личности, способствуя ее целостности и развитию.
В психологии принято различать две формы «Я-образа» — реальную и идеальную. «Истинная форма» не означает, что это изображение соответствует реальности. Это восприятие человеком самого себя, «какой я есть здесь и сейчас». Идеальный «образ себя» — это восприятие человеком самого себя согласно его желаниям, «каким я хотел бы быть». В большинстве случаев эти формы различаются.
Куперсмит говорит о том, что самооценка — это отношение человека к себе, которое формируется постепенно и приобретает привычный характер; оно может выражаться в виде одобрения или неодобрения, степень которого определяет уверенность человека в своей значимости и важности [4].
По мнению Розенберга, самооценка является индикатором того, насколько хорошо у человека развито чувство собственного достоинства, ощущение собственной значимости и позитивное отношение к тому, что относится к его «Я» [5]. Исходя из этого, низкая самооценка подразумевает негативное отношение к себе и отрицательное отношение к своей личности.
Обобщая, можно сказать, что индивид оценивает себя по двум направлениям:
1) путем сопоставления своих целей и возможностей с теми результатами, которые он достиг в своей деятельности;
2) путем сопоставления себя с другими людьми, которые также достигли определенных результатов.
Психология определяет самооценку как отношение уровня притязаний к уровню возможностей. У. Джеймс, будучи величайшим английским философом и психологом, в свое время разработал эту величину.
Самооценка = Уровень притязаний / Уровень возможностей
Идея связи между результатами собственной деятельности, моделями оценки или критериями результатов и самоотношением субъекта выражена в известной «формуле» У. Джеймса, самооценка которого прямо пропорциональна успеху и обратно пропорциональна стремлениям, то есть предполагаемому успеху, которого человек намеревался достичь. Данная формула утверждает, что стремление к повышению собственной самооценки может быть осуществлено двумя путями. Человек имеет возможность или повысить свои ожидания, чтобы достичь максимального успеха, или понизить их, чтобы избежать неудачи. В случае успеха уровень притязаний обычно повышается, человек проявляет готовность решать более сложные задачи, при неуспехе — соответственно, снижается [2].
Важно, чтобы самооценка была объективной и критической. Это не означает, что нужно постоянно находить в себе недостатки и самокритиковаться. Оценивая себя с учётом других людей, важно смотреть на себя объективно и непредвзято (то есть критически). Необходимо увидеть свои сильные стороны и относиться к ним с уважением, активно использовать их в повседневной жизни.
При изучении важности адекватной самооценки у подростков и молодых людей, известная психолог Р. М. Грановская отмечала, что человек, положительно оценивающий себя, обычно проявляет доверие и доброжелательность к окружающим, в то время как низкая самооценка чаще связана с негативным отношением к другим людям.
Таким образом, анализ научной литературы показывает, что однозначного толкования понятия «самооценка» не существует. Под самооценкой понимается оценка человеком самого себя, своих качеств, способностей и места среди других людей, которые формируются в процессе социализации. Нет и единого мнения о путях формирования самооценки, различные авторы рассматривают этот процесс с различных позиций.
Литература:
- Мерлин, В. С. Структура личности: Характер, способности, самосознание / В. С. Мерлин — Пермь: Пермский государственный педагогический институт, 1990. — 108 c. — Текст: непосредственный.
- Молчанова, О. Н. Самооценка: Теоретические проблемы и эмпирические исследования / О. Н. Молчанова — Москва: Флинта, Наука, 2010. — 389 c. — Текст: непосредственный.
- Бороздина, Л. В. Сущность самооценки и ее соотношение с Я-концепцией / Л. В. Бороздина — Текст: непосредственный // Вестник Московского Университета. — 2011. — № 1. — С. 54–65.
- Бернс, Р. Самооценка и взаимоотношения в семье / Р. Бернс — Москва: Прогресс, 2014. — 422 c. — Текст: непосредственный.
- Немов, С. Р. Общие основы психологии / С. Р. Немов — 4-е изд. — Москва: Владос, 2003. — 688 c. — Текст: непосредственный.