Автор статьи делает вывод о том, что работа по расширению представлений детей о профессиях на основе применения цифровых технологий обучения должна строиться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей младшего школьного возраста. Также данная работа должна быть планомерной, систематической и грамотно выстроенной. В качестве направлений работы здесь выступают: демонстрация презентаций, аудио и видеозаписей, реализация онлайн-тестирований, работа с образовательными сайтами, распечатка раздаточного материала к внеурочным занятиям и др.
Ключевые слова: младшие школьники, профориентация, цифровые технологии, обучение, развитие, навык, умение, знание, воспитание, занятие, урок.
Роль цифровых технологий в формировании профессиональных интересов младших школьников очень высока и значима. Изначально рассмотрим особенности развития профессиональных интересов детей, обучающихся в начальном звене школы.
Как показывают исследования современных авторов в лице У. К. Конина, А. А. Алексеева вопросы ранней профессиональной ориентации детей сейчас стоят на острие пера многих педагогов-психологов, социологов и философов. В работе по ранней профессионализации детей применяют самые разнообразные методы и средства организации педагогической деятельности. В частности, это может быть опора:
— на проектные технологии;
— применение в работе проблемных ситуаций;
— реализация индивидуального подхода в работе с учениками;
— опора на народное творчество;
— реализация внеурочной работы и др. [1, с. 10].
Среди всех перечисленных приемов несомненно важную роль играют цифровые технологии. Во-первых, цифровые технологии могут быть применены во время презентаций определенных информационных слайдов учащимся по таким темам, как «Профессии моей семьи», «Кем я хочу стать?», «Профессии современного общества» и др.
Цифровые технологии активно могут быть использованы также в работе младших школьников по подготовке семейных проектов. Так дети могут создать видеоролики при помощи родителей, где раскрывают особенности профессиональной деятельности своих близких, дедушек и бабушек.
При помощи цифровых технологий можно создать и определенные музыкальные видеоролики, видеоклипы, сделать запись аудиоматериалов. Непосредственно при помощи таких презентаций, ученики класса имеют возможность воспринимать интересную для них информацию не только на слух, но и визуально, что непосредственно усиливает эффект восприятия новых знаний, навыков и умений.
Так, дети видят, как выглядит форма рабочего, пожарного, повара, инженера, знакомятся с его трудовыми операциями. Вникают в специфику обязанностей представителя конкретной профессии, знакомятся с особенностями организации его рабочего графика, трудового дня, рабочего места [2, с. 35].
Цифровые технологии помогают вставить интервью ученика с работником предприятия, завода, это может происходить в домашних условиях. Так, давать комментарии может родственник ребенка, его старшие братья, бабушки и др.
Также цифровые технологии применяет учитель начальной школы при знакомстве детей с профессиями, когда организует виртуальные экскурсии. Это могут быть посещения разных музеев в интерактивном формате «Музей орудий труда земледельцев и охотников», «Представители музыкальных профессий», «Профессии средств массовой информации» и др.
Как показывают исследования, ученики в процессе таких виртуальных экскурсий находят ответы на многие вопросы, которые стоят перед ними. Непосредственно расширяются их знания, умения и навыки в области профессиональной деятельности взрослых.
Младшие школьники в силу своих возрастных особенностей, воспринимают информацию как правило больше наглядно, поэтому цифровые технологии помогают решить данную проблему. Благодаря видеоэффектам, звуковым эффектам, эффектам анимации, школьники долгое время удерживают внимание на презентации, видеосюжете и др.
Педагог в начальной школе может предложить детям интерактивные игры по таким темам как:
— «Как появились профессии»;
— «Кто такой маркетолог и менеджер»;
— «Развиваем знания о профессиях»;
— «Кому принадлежат данные инструменты труда»;
— «Кто создал данный продукт, услугу» и др. [3, с. 33].
Получается, что цель знакомства младших школьников с профессиями взрослых на основе применения цифровых технологий состоит в пополнении их трудовых умений и навыков, раскрытии мотива к будущей профессиональной деятельности в обществе.
Также информационно-коммуникативные технологии непосредственно помогают ребенку посмотреть работу отдельных станков на заводах и предприятиях (литейные, упаковочные, фасовочные). Многие предприятия сегодня ограничивают доступ детей на завод, в том числе и посторонних лиц, а цифровые технологии помогают ознакомиться с процессом работы конкретного специалиста, рабочего, наглядно не присутствуя конкретно в организации.
Получается, что ребенок формирует при помощи наглядного и слухового восприятия информации на экране живые, конкретные представления о трудовых действиях токаря, технолога, кондитера, швеи и др. А. В. Володина подчеркивает, что роль цифровых и информационно-коммуникативных технологий особо значима при знакомстве детей с рабочими профессиями.
В данном случае ребенку важно видеть, как работает специалист, какие трудовые инструменты он применяет, как выглядят результаты его труда, как оснащено его рабочее место, как строится процесс изготовления услуги, продукта и др. Также непосредственно развитие цифровых технологий привело к тому, что в современном обществе возникло много новых профессий, о которых учитель начальных классов должен говорить младшим школьникам. Вот некоторые из них:
— программист;
— веб-дизайнер;
— специалист в области робототехники;
— оператор дрона;
— метролог и др.
Работа по расширению представлений детей о профессиях на основе применения цифровых технологий обучения должна строиться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей младшего школьного возраста. Также данная работа должна быть планомерной, систематической и грамотно выстроенной [4, с. 45].
К работе по развитию представлений детей о профессиях и трудовой деятельности взрослых на основе применения информационно-коммуникативных технологий также необходимо привлекать других специалистов (психолог школы, педагоги, работающие с классом, родители детей и др.). Роль цифровых технологий велика и в анализе уровня знаний детей младшего школьного возраста о профессиях взрослых.
Так, имеется большое разнообразие онлайн-тестов, которые ребенок может пройти самостоятельно за короткое время (ответить на вопросы). Здесь он получает наглядную информацию об уровне своих знаний. Делает выводы о том, что он еще не знает в полной мере, какие вопросы ему следует проработать более основательно, а что ему уже известно на основательном уровне.
Таким образом, делая выводы, отметим, что работа по расширению представлений детей о профессиях на основе применения цифровых технологий обучения должна строиться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей младшего школьного возраста. Также данная работа должна быть планомерной, систематической и грамотно выстроенной. В качестве направлений работы здесь выступают: демонстрация презентаций, аудио и видеозаписей, реализация онлайн тестирований, работа с образовательными сайтами, распечатка раздаточного материала к внеурочным занятиям и др.
Литература:
- Быков А. С. Цифровые технологии в обучении младших школьников. СПб: 2022. 171 с.
- Иванов С. В. Профессиональная ориентация младших школьников. М.: Слово, 2023. 267 с.
- Минина К. А. Развитие представлений детей о профессиях и трудовой деятельности взрослых на основе применения информационно-коммуникативных технологий. Брянск: Сыктывкар, 2023. 134 с.
- Перова Ш. В. Роль цифровых технологий в формировании профессиональных интересов младших школьников. М.: Просвещение, 2023. 158 с.
- Яковлева А. К. Развиваем ИКТ способности младших школьников. СПб.: Просвещение, 2021. 219 с.