В статье автор исследует связь личностной идентичности, эмоционального благополучия и психологической сепарации на двух выборках — студентов колледжа и студентов вуза.
Ключевые слова: юношеский возраст, идентичность, студенты, колледж, вуз, благополучие.
Переход от детства ко взрослости характеризуется принятием новых ролей и формированием личностной идентичности, что становится одной из сложнейших задач: в настоящее время наблюдается тенденция к увеличению периода юношеского возраста, что связано с решением задачи поиска идентичности и некоторыми изменениями, происходящими в современном обществе. Вопросами становления идентичности занимались многие отечественные и зарубежные психологи. Так, в зарубежной психологии идентичность рассматривается в работах Э. Эриксона, Дж. Марсиа, З. Фрейд, Дж. Мид и др. В отечественной психологии данный феномен тесным образом связан с понятиями «сознание» и «самосознание» и рассматривается в работах Л. С. Выготского, В. В. Столина, И. С. Кон, Л. Б. Шнейдер и др.
Другой важной задачей развития юношеского периода является психологическая сепарация от родителей. При переходе от детства ко взрослости важным и необходимым становится принятие ответственности, формирование независимости и самодостаточности личности. В научной психологической литературе данный феномен рассматривается в работах Дж. Хоффмана, М. Малер, П. Блоса, В. П. Дзукаевой, А. А. Дитюк и др.
Особая актуальность при решении вышеуказанных задач поиска идентичности и сепарирования от родителей появляется и в изучении вопроса эмоционального благополучия: успешное решение может способствовать высокому эмоциональному благополучию и наоборот, нерешение этих задач может приводить к эмоциональному неблагополучию. Изучением вопроса благополучия занимались Н. Бредберн, К. Рифф, Л. В. Куликов, Л. А. Карапетян, Г. А. Глотова и другие исследователи.
Кроме того, образовательная среда также может способствовать формированию личностной идентичности. Феномен образовательной среды рассматривается в работах Д. Дерябо, В. П. Лебедева, В. А. Орлов, В. И. Панов, В. В. Рубцов, В. И. Слободчиков, В. А. Ясвин и других ученых.
В нашей работе мы поставили вопрос — существует ли связь между указанными задачами и эмоциональным благополучием человека в юношеском возрасте? Есть ли различия в уровне сформированности вышеуказанных компонентов в различных образовательных средах?
Объект исследования -личностная идентичность.
Предмет исследования — связь статуса личностной идентичности, типа эмоционального благополучия и стиля психологической сепарации у молодежи в различных образовательных средах.
Цель исследования — выявить связь статуса личностной идентичности, эмоционального благополучия и психологической сепарации у молодежи в различных образовательных средах.
Гипотеза исследования — существует связь между статусом личностной идентичности, эмоциональным благополучием и психологической сепарацией от родителей у молодежи в различных образовательных средах.
Кроме того, выдвинута частная гипотеза — существуют различия в уровне эмоционального благополучия и психологической сепарации при разных статусах личностной идентичности.
База и выборка исследования. Исследование проводилось с декабря 2023 г. по май 2024 г. Метод сбора информации — прямое анкетирование путем заполнения респондентами бланков исследования в малых группах (до 10–12 человек). В исследовании приняло участие 112 человек в возрасте от 18 до 21 года, из них 91 женщина и 23 мужчины.
Эмпирическая база исследования включала в себя образовательные учреждения г. Москва и Московской области. Выборка поделена на две группы. Характеристика групп:
- 62 человека (9 мужчин (14,5 %) и 53 женщин (85,5)) — студенты среднего профессионального образования.
- 50 человек (12 мужчин (24 %) и 38 женщин (76 %)) — студенты высшего профессионального образования.
Также были получены результаты для общей выборки.
Методики исследования:
- Методика исследования личностной идентичности (МИЛИ) Л. Б. Шнейдер, 2007 г.
- Опросник психологической сепарации Дж. Хоффмана, 1984 г. Модификация В. П. Дзукаевой, Т. Ю. Садовниковой, 2014 г.
- Методика «Самооценка эмоционально-личностного благополучия (СЭЛБ)» Л. В. Карапетян, Г. А. Глотовой.
Статистическая обработка данных исследования проведена в пакете IBM SPSS Statistics 27.0. Для проведения статистического анализа были использованы:
- критерий Манна Уитни,
- метод ранговой корреляции Спирмена,
- критерий Краскела-Уоллиса.
В выборке присутствуют значительные отличия по половому признаку, поэтому по данному критерию анализ не был произведен (91 женщина, 21 мужчина).
Выводы:
- В рамках исследования мы выявили распространенный статус идентичности в общей выборке — статус моратория. Качественный анализ различий показал, что нет значимых различий в уровне распределения статусов личностной идентичности в двух группах.
Анализ сформированности психологической сепарации у респондентов (в двух группах) выявил больший уровень сформированности сепарации от отца в сравнении с сепарацией от матери. В группах отмечена более сформированная функциональная независимость от отца и матери (способность принимать самостоятельно решения без помощи родителей).
- Значимые различия выявлены в сформированности аттитюдной психологической сепарации от отца (r=0.011): студенты колледжа имеют более сформированную независимость собственных убеждений от мнения и убеждений отца. В остальном, мы говорим о том, что нет различий в уровне сформированности психологической сепарации среди двух групп.
- Обнаружена положительная корреляция между некоторыми видами психологической сепарации:
— конфликтологическая независимость от матери положительно коррелирует с эмоциональной независимость от матери (r=0.426, p<0.01) и от отца (r=0.258, p<0.05),
— эмоциональная независимость от матери положительно коррелирует с конфликтологической независимостью от матери (r=0.426, p<0.01), эмоциональной независимостью от отца (r=0.415, p<0.01)
— аттитюдная независимость от матери положительно коррелирует с аттитюдной независимостью от отца (r=0.237, p<0.05), с функциональной независимостью от матери (r=0.502, p<0.01),
— функциональная независимость от матери положительно коррелирует аттитюдной незасисимостью от матери (r=0.502, p<0.01), функциональной независимостью от отца (r=0.364, p<0.01), конфликтологической независимостью от отца (r=0.602, p<0.01),
— функциональная независимость от отца положительно коррелирует со всеми видами независимости от отца,
— аттитюдная независимость от отца положительно коррелирует с аттитюдной независимостью от матери (r=0.237, p<0.05), эмоциональной независимостью от отца (r=0.381, p<0.01), функциональной независимостью от отца (r=0.527, p<0.05),
— эмоциональная независимость от отца положительно коррелирует с эмоциональной независимостью от матери (r=0.415, p<0.01), аттиттюдной независимостью от отца (r=0.381, p<0.01), функциональной независимостью от отца (r=0.265, p<0.01),
— конфликтологическая независимость от отца положительно коррелирует с аттитюдной независимостью от матери (r=0.747, p<0.01), функциональной независимостью от матери (r=0.602, p<0.01), функциональной независимостью от отца (r=0.190, p<0.05).
- Значимые различия между показателями методики СЭЛБ по подгруппам (группа студентов колледжа и студентов ВУЗа) были выявлены в эмоциональном и личностном компоненте: больший показатель эмоционального благополучия выявлен в группе ВУЗа, личностного — в группе колледжа. Обнаружена положительная корреляция между компонентами благополучия и отрицательная между компонентами благополучия и компонентом неблагополучия.
- Гипотеза о том, что существует связь между статусом личностной идентичности, эмоциональным благополучием и психологической сепарацией от родителей у молодежи в различных образовательных средах, подтвердилась.
- Частная гипотеза «существуют различия в уровне эмоционального благополучия и психологической сепарации при разных статусах личностной идентичности» подтвердилась. При статусе достигнутой личностной идентичности в сравнении с другими статусами выявлен более высокий уровень эмоционального благополучия и эмоционально-личностного благополучия. В сравнении с преждевременной и диффузной идентичностью, при достигнутом статусе личностной идентичности более сформирована конфликтологическая независимость от отца и матери.