Стоит упомянуть, что во все времена главная цель воспитания детей — являлась забота о сохранение и укрепление, а также передачи народных обычай, традиций и житейского, духовного и педагогического опыта новому поколению. Идея народности воспитания положительно воспринята всеми прогрессивными просветителями, педагогами и учеными России. Великий русский педагог К. Д. Ушинский высоко оценил принцип народности воспитания, сформулированный основателем педагогики Я. А. Коменским. Он писал: «Народ без народности — тело, без которого остается только подвергнуться закону разложения и уничтожиться в других телах, сохранивших свою самобытность». К. Д. Ушинский понимал под народностью стремление народа сохранить свое национальное «Я» и его поступательное развитие во всех областях общественно — исторической и социально-культурной жизни, выделяя роль народной педагогической культуры в воспитании детей русского народа. К. Д. Ушинский отметил, что «Первый воспитатель — это народ, а народные сказки — первые и блестящие попытки создания народной педагогики».
Уже с раннего детства нужно пропитывать дошкольников особенностями культуры своего народа и прививать уважение, понимание соседствующих культур. Среди различных средств воспитания дошкольников «отмечают особую значимость народных праздников, как синтеза различных видов народного искусства, традиций» говорили в своих трудах Афанасьев А. Н. и Жигульский К.
Особое значение в этнокультурных представлений дошкольников имеют народные праздники и развлечения. Использование праздников и развлечений в процессе этнокультурных представлений дошкольников соответствует принципу средового подхода, предполагающего создание обогащенного пространства предметно-развивающей среды, обеспечивающей погружение ребенка в социально-культурный опыт народа. В процессе этнокультурных представлений детей старшего дошкольного возраста активно используются народные танцы, хороводы, игры с песнями, художественные произведения, сказки, которые передают основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие.
Особое место в этнокультурном воспитании детей занимает народная игровая культура. Ребенку понятны и интересны такие ее формы, как народные игры разных видов (подвижные игры и состязания, сюжетные, хороводные, словесные), народная игрушка, народный праздник и народный театр. Введение элементов народной игровой культуры различных этносов и общностей в образовательный процесс детского сада позволяет познакомить детей с историей развития человечества, воспитать толерантное отношение к разным народам, проживающим на территории страны».
В процессе этнокультурного воспитания старших дошкольников приоритетными, по мнению В. С. Кукушина являются такие «направления работы, как:
– ознакомление детей с национальными окружающими предметами: народные игрушки, одежда, предметы быта. Эти предметы пробуждают душу ребенка, воспитывают в нем чувство красоты, эстетику, любознательность;
– ознакомление детей с различными видами фольклора: сказки, песенки, пословицы, поговорки, народные приметы, хороводы и т. д. В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты национального характера, присущие ему нравственные ценности, представления о доброте, правде, храбрости, трудолюбии, верности;
– приобщение детей к народным праздникам и традициям как части этнической культуры. В народных праздниках и традициях зафиксированы накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением животных, птиц, насекомых, растений;
– ознакомление детей с декоративно-прикладным искусством: декоративной росписью, лепкой и т. д. Произведения декоративно- прикладного искусства пленяют душу ребенка гармонией и ритмом, они увлекают детей национальным изобразительным искусством».
В процессе этнокультурного воспитания дошкольников в условиях дошкольной организации используются различные средства и методы работы: ознакомление детей с национальными окружающими предметами, с народным фольклором, с предметами декоративно-прикладного искусства; приобщение детей к народной игровой культуре, популяризация старинных народных праздников и развлечений.
Таким образом, приобщение детей к истокам национальной культуры, традициям является очень актуальным вопросом современности. Формирование чувства собственного достоинства у ребенка, как представителя своего народа, невозможно без обращения к историческим корням и национальным истокам. Важно не упустить крупицы народной мудрости, народных традиций и обычаев; сохранить, преумножить и передать их будущим поколениям.
Этнокультурное воспитание детей старшего дошкольного возраста — это процесс приобщения дошкольников к народной культуре, обеспечивающий формирование у них нравственных и эстетических представлений, развитие коммуникативно-поведенческих навыков, обогащение эмоциональной сферы, и направленный на развитие и социализацию детей как субъектов этноса, как будущих граждан многонационального Российского государства.
В процессе этнокультурного представления старших дошкольников в условиях ДОО используются различные средства и методы работы: ознакомление детей с национальными окружающими предметами, с народным фольклором, с предметами декоративно-прикладного искусства; приобщение детей к народной игровой культуре, популяризация народных праздников и развлечений.
Проведение данных методов работы с детьми в детском саду эффективно формирует у детей интерес и уважительное отношение к истории и культуре народа; воспитывает чувство причастности к родному краю, народу и его культурному наследию; наполняет эмоциональную сферу детей радостью, хорошим настроением, развивает художественное мировоззрение дошкольников.