В статье рассмотрены проблемные вопросы вовлечения студентов средних специальных учебных заведений в научно-исследовательскую деятельность.
Ключевые слова: научная работа, исследования, конференция, студенты, научное руководство, профессиональные навыки .
Главным результатом современного образования является воспитание компетентного, творческого, успешного гражданина. При этом процесс обучения — это не просто усвоение материала учебных программ, но и саморазвитие, реализация обучающихся в обществе, формирование соревновательного духа и др. Важным этапом в становлении профессиональных и личностных качеств студентов является их научно-исследовательская деятельность, а решение исследовательских задач, на наш взгляд, является не только правом педагогов и обучающихся, но и их обязанностью. При этом, выполненные под руководством преподавателя студенческие научные работы могут носить не только теоретический, но и прикладной характер.
Навыки и умения, формируемые в ходе проведенных научных исследований, в том числе в процессе подготовки к участию в представительских конференциях, очень в будущей профессиональной деятельности. Научная исследовательская работа студентов развивает профессиональные навыки, творческий потенциал, способствует получению ораторских навыков, участию в дискуссиях, формированию умения работать с научной литературой, архивами и иными источниками, повышению уровня мышления, а также развитию навыка работы с презентациями. Групповая научная деятельность, несомненно, повышает навыки коммуникации, командной работы и др. Также отметим, что данная деятельность позволяет выявить талантливую молодежь, которая в последующем может реализовать свой потенциал в научной сфере. Проводимые научно-представительских мероприятия, конкурсы, конференции — это пространство для презентации научных достижений, обсуждения результатов научной деятельности, место профессионального общения. Обратная связь, получаемая на таких мероприятиях, способствует формированию адекватной профессиональной самооценки, постановке новых профессиональных задач, построению профессиональных связей и складыванию научных сообществ.
Вместе с тем, как показало наше исследование, большинство студентов избегают участия в научно-исследовательский работе, а также участия в конференциях т. к. указанная деятельность осуществляется в свободное от освоения основной учебной программы время и зачастую подразумевает необходимость публичных выступлений. Также, отметим, что средние специальные учебные заведения, в отличии от организаций высшего образования, в меньшей степени занимаются наукой и в связи с этим преподаватели не всегда вовлечены в указанную работу, а также имеют навык научного руководства. На сегодняшний день основной формой научно-исследовательской деятельности студентов средних специальных учебных заведений, является написание реферативных и дипломных работ, которые как правило не имеют научной и практической ценности.
Таким образом, на наш взгляд, задачи современного педагога — организация исследовательской работы в образовательном учреждении и способность вовлечь к участию в ней студентов. В данной статье, на основе проведенного исследования, а также опыта научного руководства студентами, нами были определены методы, которые, на наш взгляд, способствуют формированию заинтересованности учащихся в научной работе в образовательных учреждениях средне-профессионального профиля.
В рамках исследования нами был проведен опрос среди обучающихся 1 и 2 курсов средних специальных учебных заведений, с целью установления вовлеченности студентов в научную работу. Так, в ходе опроса было выявлено, что только 28,8 % студентов первого курса и 34,1 % второго, изъявляют желание участвовать в научно-представительских мероприятиях. Были определены проблемы, влияющие на заинтересованность студентов участвовать в научно-исследовательской работе, а также в конференциях: отсутствие желания тратить на эту деятельность свободное от учебы время (указали 75,3 % респондентов), отсутствие мотивации (65,8 %), страх публичных выступлений (35,2 %). 79,1 % студентов отметили, что не умеют или никогда не работали с презентациями и научной литературой. При этом 76,2 % опрошенных студентов указало, что приняли бы участие в научно-исследовательское деятельности, но при возможности иметь поблажки в учебе, при освобождении от ряда занятий, а также получения положительных оценок на экзаменах, без фактической проверки знаний. Подобная мотивация обучающихся в подавляющем большинстве случаев не приводит к положительным результатам, студенты оставляют начатую научную работу незавершенной.
Нами разработан способ увеличения вовлеченности студентов в научный процесс и популяризации среди них научно-исследовательской деятельности на примере кружка отечественной истории Омского авиационного колледжа имени Н. Е. Жуковского среди обучающихся профессии «графический дизайнер». Организация мероприятий, направленных на решение поставленных задач, проходила поэтапно, и мы смогли проанализировать эффективность проделанной нами работы. Среди проводимых мероприятий следует выделить:
- Разъяснительная работа со студентами. Педагогу необходимо объяснять учащимся на занятиях, что на все формы познания — результат науки, а научная деятельность для студента — это возможность проявить себя. Давать задания научные с элементами исследования, в том числе с последующим выступлением перед группой.
- Проведение мероприятий внутри учебных групп. На этом этапе следует разбить учебную группу на подгруппы и дать не очень сложное научно-исследовательское задание, с последующей подготовкой доклада и презентации на семинаре. Над данном этапе студенты получали навык написания научной-исследовательской работы по заданным критериям, искали и работали с научной литературой, учились составлять список литературы по ГОСТу и оформлять работы и титульные листы, готовили презентации и доклады выступлений. Для победителя и призеров нами были подготовлены дипломы и выставлены положительные оценки по предмету. Все участники семинара получили сертификаты участников. Данный этап помог нам выявить сильнейших студентов среди группы, которые примут участие во внутриколледжной конференции. Также этот этап позволил студентам проявить себя, показать свои таланты и несомненно, получить новый профессиональный опыт.
- Участие во внутриколледжной конференции победителя и призеров первого этапа. На данном стадии студентами под руководством научного руководителя была выбрана актуальная тема и написана более углубленная научно-исследовательская работа, которая состояла из теоретической и практической частей. Студенты учились обозначать актуальность выбранной проблемы и практическую значимость работы, предмет и объект исследования. В практической части ими проводился опрос для выявления актуальности исследования, и как результат научной практической деятельности — разработан определенный продукт — наглядный материала по выбранной тематике: листовки, плакаты, интерактивные стенды и др. Создание продукта позволила студентам улучшить свои профессиональные навыки по своей будущей специальности, получить новые знания и расширить свой кругозор. В ходе внутриколледжной конференции происходит отбор участников на региональный этап научно-практических конференций. Участники вместе с научным руководителем смогли проанализировать свои успехи по сравнению с первым этапом, отметить недостатки. При этом отметим, что студенты на данном этапе выступали более уверенно, а их работы носили более научный характер.
- Участие в региональном и очном финальном этапе Всероссийского конкурса достижений талантливой молодежи «Национальное достояние России». Победитель второго этапа был приглашен на региональную конференцию с участием студентов средних специальных учебных заведений со всей области. В ходе подготовки к конкурсу, в результате совместной работы нами были исправлены все недочеты в исследовании, докладе и презентации, проделана работа над ошибками. Остальные студенты группы внимательно следили за каждым этапом работы своих товарищей. Студенты — участники регионального этапа отмечали у себя развитие дикции и навыка публичных выступлений, умение быстро анализировать поступающие вопросы и давать развернутые ответы на них.
Итогом регионального этапа стало второе место студента колледжа и выход на Всероссийский очный этап, который состоялся в г. Москва, где его работа была отмечена дипломом первой степени. Финальный этап позволил студенту соревноваться с более сильными соперниками со всей России, научил его навыку групповой дискуссии, уважению к различным точкам зрения, умению более четко аргументировать свое мнение. Сама исследовательская работа позволила студенту глубоко изучить рассматриваемую тематику («Омск в период Великой Отечественной войны»), лучше узнать историю родного города, что способствовало развитию чувства патриотизма.
Готовое исследование стало продуктом, которое мы планируем использовать при проведении учебных занятиях, при изучении данного периода истории России, в том числе с целью нравственно-патриотического воспитания молодого поколения.
Победа однокурсника на Всероссийском конкурсе сильно воодушевила студентов колледжа, вызвала шквал эмоций и поддержки, и сам он, несомненно, осознал важность проделанной работы, смог вызвать гордость за себя у своих близких и товарищей по группе. Все указанное вызвало у студентов колледжа желание участвовать в научно-исследовательской работе. Среди студентов третьего курса количество вовлеченных в данную работу составило 68 %. А дальнейшие проводимые индивидуальные мероприятия позволили получить ими навыки работы с литературой, ораторские, работы с презентациями и др. Студенты участвующие в научно-исследовательской деятельности показали лучшие результаты в ходе промежуточной аттестации.
Подводя итог, отметим, что исследовательская деятельность студентов — это особая форма познания, направленная на достижение понимания окружающей действительности и которая так иди иначе использует приобретенные знания в своей практической деятельности. Данная работа требует больших совместных усилий студентов и преподавателей и является важным этапом в формировании профессиональных навыков студентов, а полученные навыки сыграют ключевую роль в будущей профессии.