В статье автор исследует возможности выявления возрастных переживаний в ходе изобразительной деятельности дошкольников 6–7 лет. Представлено итоговое резюме кейса одного из испытуемых.
Ключевые слова: школа, мотивационная готовность, проективная рисуночная методика, школьная жизнь, рисунок, психодиагностика, амбивалентные возрастные переживания на переходе к школьному обучению.
Л. С. Выготский говорил, что «анализ детского рисунка с несомненностью показывает, что с психологической точки зрения мы должны рассматривать его как своеобразную детскую речь» [1, с. 186]. Эта речь наиболее ярко отражается в «динамичных» рисунках. В них разворачиваются события и яснее проявляются возрастные переживания ребёнка в период перехода к школьному обучению. При анализе детских рисунков особенно важна связь сюжета и того символического содержания, которым ребёнок свой рисунок наполняет. Последний критерий хорошо прослеживается в «клинической беседе» по ходу рисования, когда испытуемому задаются вопросы о его предполагаемой жизни в школе (чем он станет там заниматься, с чем справится, с чем не справится и т. п.).
Исследование возрастных переживаний детей 6–7 лет проводилось с февраля по март 2024 года на базе учебных учреждений г. Москвы: дошкольного отделения № 4 (г. Москва, Песчаный переулок, д. 4А) и дошкольного отделения № 3 (г. Москва, ул. Алабяна, д. 15) ГБОУ г. Москвы «Школа № 1251 имени генерала Шарля де Голля»; ГБОУ г. Москвы «Школа № 1569 «Созвездие»» (г. Москва, ул. Шипиловская, д. 55, корп.2). Всего было исследовано 34 дошкольника в возрасте 6–7 лет.
В ходе исследования проводилась «клиническая беседа» о том, в чём ребёнок уверен, с чем справится либо не справится в школе. Также у всех детей определялся уровень мотивационной готовности к школе по методике Т. А. Нежновой и определялся уровень самооценки по тесту Дембо-Рубинштейн. Использовалась проективная рисуночная методика «Моя жизнь в школе и вне школы».
Пример кейса Артёма Б. (6 лет 11 мес.) (итоговое резюме) и его рисунок жизни в школе и вне школы:
На рисунках в ходе исследования отражались возрастные переживания детей. Наиболее ярко они проявлялись в «динамических рисунках».
Проиллюстрируем это на рис. 1.
Рис. 1. Артём Б. (6 лет 11 месяцев) «Моя жизнь в школе и вне школы»
Содержание рисунка : 1). с мысл происходящего в школе события : мальчик предчувствовал и изобразил мир школы как рискованное место, где не гарантированный благополучный исход событий (об этом свидетельствует низкая оценка своей уверенности в тесте самооценки): «Она (учительница) не может вести урок, провалилась в пропасть. Я не спасу». Тем не менее, он — герой, намеренно идет в школу: «Я улетаю домой, раздеваюсь и снова прилетаю. Я готов. Футболка, бицухи (=бицепсы) у меня под кофтой, ноги с бицухами, я готов к школе». При этом происходящее изображается как залитое солнцем место; 2). смысл происходящего дома : продолжение игры в супергероев, причём в их роли оказывается даже мама мальчика. Её крик Артёму не нравится, он не хочет его слышать и практически сразу, как открыла рот, мама превращается в его воображении в супергероя, а у него на время крика что-то случается с ухом (он не слышит её крик).
Резюмируя результаты всего исследования, можно сказать следующее: Артём Б. показал самые высокие результаты теста мотивационной готовности к школе (Т. А. Нежнова), и адекватную возрасту дифференцированную самооценку. Однако «уверенность в себе» оценивает себя лишь на 5,6 баллов, что ниже не только оценки данного качества мамой (6,8 б.), но и учительницей (8,7 б.). Этот парадокс можно объяснить данными, полученными в проективном рисунке, которые свидетельствуют о его амбивалентных возрастных переживаниях. Он, с одной стороны, сомневается, справится ли с требованиями школы (которые оценивает, как трудные), а, с другой стороны, полон решимости участвовать в школьной жизни, уверен, что его успех возможен, и он преодолеет школьные трудности («я готов к школе»).
Проективная рисуночная методика отражает наличие у ребёнка представлений о школьной жизни и его непосредственной деятельности, а также возрастных переживаний: противоречий и сомнений в себе, своей успешности, способности справиться либо не справиться с возможными трудностями в школе. Дети, у которых есть братья и сестры старшего возраста, чаще называют в числе трудностей школьные предметы, с которыми не справляются их братья и сестры. Обозначение этих трудностей в школе по ходу рисования позволяет совместно с ребёнком поразмышлять, насколько эти трудности реальные. Некоторые дети не хотят идти в школу, потому что «родители накажут за двойку». Так, Таисия П. (6 лет 10 месяцев) видит, что происходит с братом-второклассником, когда он приносит двойки (отец его «лупит» ремнём). Соответственно, у девочки везде на рисунке «пятёрки», она словно пытается убедить себя, что с ней такого, как с братом, не произойдёт. И даже если произойдёт, папа с мамой подарят цветы, ведь она «двойку не хотела». На рисунке девочки разворачиваются драматические события дома и в школе, при этом они происходят как бы не с ней, а с подругой.
В «статичных» рисунках всё спокойно. И здесь важно учитывать результаты мотивационной готовности к школе (Т. А. Нежнова), теста Дембо-Рубинштейна и «клинической беседы».
Любой продукт творчества — это отражение автора, его состояния. Уже способные оценивать и видеть своё поведение со стороны, готовые к школе, дети на переходе к школьному обучению отражают в рисунке свои опасения, страхи («а получится ли у меня», «справлюсь ли»), проецируя на него возрастные переживания.
Старшие дошкольники способны оценить своё поведение, прочувствовать его, пережить. Это проявляется в изображении ребенком разных смысловых пространств (школьной и внешкольной жизни), наличии границы между ними; в «клинической беседе» (о заданиях, которые сможет/ не сможет выполнить); в предпочтении правил и содержания школьной жизни (в методике мотивационной готовности к школе Т. А. Нежновой); в дифференцированной самооценке (в методике самооценки Дембо-Рубинштейна) и в проективной рисуночной методике «Моя жизнь в школе и вне школы» для выявления возрастных переживаний старших дошкольников 6–7 лет.
Литература:
1. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.3 Проблемы развития психики/Под ред. А. М. Матюшкина. — М.: Педагогика, 1983. — 368 с., c. 186.