В статье раскрывается проблема развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста посредством технологии детской мультипликации. Представлены результаты исследования творческого воображения детей старшего дошкольного возраста и проверена эффективность педагогических методов развития данного аспекта через применение технологии детской мультипликации.
Ключевые слова: технология мультипликации, старший дошкольный возраст, творчество и воображение.
В современном мире главной целью является обеспечение благоприятных условий для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка с учетом его возраста и индивидуальных особенностей, что прописано в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, который является ключевым документом для разработки Федеральной образовательной программы, [3].
Кроме того, в Федеральной образовательной программе дошкольного образования подчеркивается, что каждый ребенок обладает индивидуальными способностями и талантами, которые следует активно развивать. Программа рекомендует создавать условия для самовыражения и самореализации ребенка, а также предоставлять доступ к различным сферам искусства, научных открытий и практической деятельности.
В наше время для педагога важно использовать методы и инструменты, которые соответствуют современным требованиям к образованию детей, а также влияют на формирование творческой личности, которая способна находить нестандартные решения в различных жизненных ситуациях. Одним из таких эффективных средств является использование мультипликации, которая стимулирует развитие у детей 5–6 летнего возраста воображения, творчества и фантазирования.
При проведении анализа психолого-педагогической литературы были выявлены противоречия:
– между требованиями ФГОС ДО к развитию творческих способностей дошкольников и недостаточно изученной сферы творческого развития творческого воображения;
– между потенциальными возможностями мультипликации, способствующими развитию творчества и воображения ребенка старшего дошкольного возраста и ограниченности в разработке технологии детской мультипликации как эффективного инструмента развития творческого воображения дошкольников.
Цель исследования заключается в изучении особенностей развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста и возможности создать педагогические условия для его развития посредством технологии детской мультипликации.
Б. М. Теплов характеризовал «творческое воображение как самостоятельное создание новых образов в процессе творческой деятельности, что в результате даёт оригинальные и ценные продукты» [2, с. 113].
Творческое воображение является ключевым аспектом когнитивного развития детей. Оно позволяет им преобразовывать существующие образы и создавать новые, ранее не существовавшие в их сознании. Этот процесс преобразования опирается на имеющиеся знания и опыт и осуществляется с применением определенных приемов и методов.
Для оценки воображения старших дошкольников выделили несколько значимых показателей: гибкость; оригинальность; художественно-смысловое обобщение; целостность.
Р. А. Рубилкина подчеркивает, что одним из эффективных методов развития творчества детей старшего дошкольного возраста можно выделить использование технологии мультипликации. Совмещение изобразительно-выразительных средств с компьютерными технологиями, позволяет создать конкурентоспособное средство развития, способное стимулировать развитие воображения и раскрыть творческий потенциал детей [1].
Исследование особенностей творческого воображения осуществлялось нами на базе МАДОУ № 57 города Ангарска.
Для объективной оценки педагогических условий в дошкольном учреждении на констатирующем этапе исследования нами были применены такие методы как анкетирование педагогов, анкетирование родителей, экспертиза ППРС («Центр творчества»).
В критериях готовности педагогов мы выделили три основных компонента: когнитивный, деятельностный и поведенческий. Методикой диагностики для педагогов являлся составленное нами анкетирование. В результате выявлено, что при работе над развитием творческого воображения на разном профессиональном уровне, повышенные показатели базового уровня и критического составили по 27 %.
В критериях готовности педагогов мы выделили три основных компонента: когнитивный, деятельностный и поведенческий. В результате анкетирования выявлено, что большинство педагогов отнесено нами к базовому уровню. Это говорит об умении педагогами применять методы, средства и технологии развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста, а также планированием образовательной работы с учетом уровня развития творческого воображения детей. Так, Е. А. А. использует для стимулирования творческого воображения у детей «продуктивную деятельность; организацию игровых ситуаций; театральную деятельность; фантазийные игры». Кроме того, педагог обращает внимание «на организацию образовательной среды, что способствует эффективному развитию творческого воображения детей».
Исследование предметно-пространственной развивающей среды «центра творчества» группы старшего дошкольного возраста МБДОУ № 57 г. Ангарска показало, что инвариативная часть насыщенности составляет 57 %, вариативная часть — 32 %.
Анализ показал, что для развития творческого фантазирования детей старшего дошкольного возраста через создание мультфильмов необходимо планировать и выстраивать работу по обеспечению РППС соответствующими материалами. Важно использовать рекомендованные материалы и оборудование, чтобы стимулировать творческое воображение детей и создать оптимальные условия для его развития.
Анкетирование родителей с целью определения уровня их осведомленности о развитии творческого воображения детей старшего дошкольного возраста показало, что они не полностью понимают, что такое творческого воображения, в каком возрасте следует его развивать у детей, и какие методы, средства могут помочь в этом процессе. Также родители признают необходимость развития творческого воображения детей дошкольного возраста, и большинство родителей хотели бы узнать больше о методах и средствах его развития.
Для изучения особенностей творческого воображения детей старшего дошкольного возраста были использованы: беседы, выявляющие представления детей о технологии детской мультипликации, тест «Закончи рисунок» Э. П. Торренса и методика «Сочинение сказки» (О. М. Дьяченко).
В результате проведенного исследования выявлено, что дети в экспериментальной группе (20 %) и в контрольной группе (10 %) обладают низким уровнем творческого воображения. Дети не способны определить художественную проблему и создать сказочный рассказ.
Для развития творческого воображения детей был проведен формирующий эксперимент с использованием технологии детской мультипликации.
На начальном этапе были предприняты следующие меры: приобретение необходимых материалов в «центре творчества» для поддержания интереса детей к мультипликации; проведение коллективной беседы об истории мультипликации с использованием слайдовой презентации; демонстрация первых мультфильмов, с целью показать, как они были созданы и какие техники использовались; показ примеров детских мультипликаций.
На основном этапе работа с детьми включила в себя: квест-игру по знакомству с видами детской мультипликации; беседы с детьми; групповые практические задания, включающие создание персонажей и сюжетных линий для мультфильма; игровые методы, такие как ролевые игры, чтобы помочь детям разыграть сцены из своего мультфильма и выразить творческую идею. Работа с педагогами и родителями: консультации; мастер-класс; семинары-практикумы; проект; конкурс совместных с детьми мультипликационных работ.
Заключительный этап включил в себя: проведение контрольного этапа исследования по методике констатирующего эксперимента; анализ и обсуждение созданных мультфильмов для оценки их эффективности и соответствия поставленным целям; проведение конкурсов и выставок детских мультфильмов для стимулирования творческой активности и мотивации детей.
Эти результаты подтверждают наше предположение о положительном влиянии технологии детской мультипликации на развитие творческого воображения детей.
Литература:
- Рубилкина Р. А. Развитие творческого воображения старших дошкольников средствами мультипликации [Текст] / Р. А. Рубилкина, Б. Х. Хамукова // Инновации в науке и практике: сборник статей по материалам XII международной научно-практической конференции. — М.: Наука,2018. — С. 103- 107.
- Теплов, Б. М. Избранные труды [Текст] / Б. М. Теплов. — В. 3 т. — М.: Академический проект, 2012. — Т.2. Психофизиология индивидуальных различий. — 360 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 [Электронный документ]. — Режим доступа: FGOS_DO_v_deystvuyuschey_redaktsii_s_17.02.2023.pdf (gosuslugi.ru) — Загл. с экрана.