В статье рассматриваются многоступенчатые процедуры, связанные с экспортом топлива,необходимого для эксплуатации судов, начиная с постановки контракта на учет в банке для ведения валютного контроля, и заканчивая оформлением полной декларации на товары после вывоза. Освещаются изменения в регулировании валютных операций.
Ключевые слова: экспорт, валютный контроль.
В условиях глобализации экономик, международная торговля становится все более значимой. Внешнеэкономическая деятельность играет важную роль в экономическом развитии стран и компаний. Международная торговля сопряжена с высоким уровнем контроля операций со стороны контролирующих органов. При экспорте товаров и услуг могут применяться определенные финансовые ограничения и требования, особенно в отношении платежей, валютного контроля и предоставления финансовой информации.
Продажа судового топлива имеет значимость в контексте морской индустрии и транспортировки товаров по морю, судовое топливо является основным источником энергии для судов и помогает обеспечить их работоспособность и передвижение.
К основным видам горюче-смазочных материалов, используемых на судовых энергетических установках, относятся:
– Дизельное топливо (ТН ВЭД 2710194210);
– Мазут М-100 (ТН ВЭД 2710196209);
– Мазут низкосернистый (ТН ВЭД 2710196209);
– Топливо котельное (ТН ВЭД 2710196209);
– Топливо маловязкое судовое, вид I (ТН ВЭД 2710194800);
– Топливо судовое дистиллятное (ТН ВЭД 27101962209).
Далее будут изучены четыре стадии экспорта морского топлива и рассмотрены, каким образом в ходе этой процедуры осуществляется контроль за валютными операциями.
Первый этап — заключение контракта с иностранным покупателем, который для осуществления валютного контроля необходимо поставить на учет в банке в случае, если сумма обязательств по контракту будет равна или превысит в эквиваленте 10 миллионов рублей. В заявлении на постановку контракта на учет указывается код вида контракта 9 «Продажа (приобретение) ГСМ, продовольствия, материально-технических запасов и иных товаров для эксплуатации и обслуживания транспортных средств». При постановке контракта на учет создается ведомость банковского контроля (далее — ВБК), каждому контракту банком присваивается уникальный номер контракта, который указывается в разделе I ведомости. Помимо уникального номера контракта раздел I ведомости содержит следующую учетную информацию:
– сведения о резиденте;
– реквизиты покупателя-нерезидента;
– общие сведения о контракте: номер и дата, валюта контракта, сумма контракта, дата исполнения обязательств;
– прочие сведения.
В связи с введением санкций и возникновением значительных трудностей с зачислением платежей из-за границы многими организациями были заключены дополнительные соглашения к контрактам с покупателями, подразумевающие поступление платежей от покупателей в валюте, отличающейся от основной валюты контракта. Несмотря на то, что валюта контракта может быть только одной, законодательством предусмотрено зачисление оплаты в других валютах, с последующим пересчетом поступивших средств в валюту контракта.
Также в контрактах с некоторыми покупателями может быть предусмотрено поступление оплаты от третьих лиц, так как не все иностранные покупатели могут переводить денежные средства напрямую на валютные счета экспортеров. Согласно Указанию Банка России от 09.01.2024 № 6663-У с 1 апреля 2024 сведения об указанных третьих лицах в обязательном порядке должны быть внесены в первый раздел ВБК по контракту.
Второй этап — оформление инвойса и приложения к контракту. Инвойс — это счет на оплату экспортируемого товара, в нем указан один из банковских счетов экспортера, на который будет осуществляться перевод денежных средств, реквизиты покупателя, реквизиты плательщика, в случае если платеж будет осуществлен третьим лицом, также в инвойсе указаны номенклатуры реализуемого топлива, количество тонн, цена и итоговая сумма.
Платеж, поступивший, в иностранной валюте, зачисляется на транзитный валютный счет организации. Пока средства находятся на транзитном счете, организация не имеет права распоряжаться ими. В течение 15 рабочих дней организация должна оформить заявление на списание валюты с транзитного счета и одновременно с заявлением на списание предоставить в банк сведения о валютных операциях, с помощью которых банк сможет идентифицировать поступление валютной выручки. К сведениям о валютных операциях и заявлению на списание с транзитного счета прикладывается ранее оформленный инвойс.
В сведениях о валютных операциях указываются:
– дата поступления средств на транзитный счет,
– номер поступления,
– уникальный номер контракта, по которому поступил платеж,
– сумма платежа в валюте зачисления средств,
– сумма платежа в валюте контракта, данное поле заполняется в случае поступления платежа в валюте, отличной от валюты контракта, которая в указанном поле пересчитывается по курсу ЦБ на дату поступления средств на транзитный счет.
Также в сведениях о валютных операциях указывается код валютной операции, при экспорте ГСМ предусмотрено использование следующих кодов:
– 22110 «Расчеты нерезидента в виде предварительной оплаты резиденту поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг, передаваемых информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, по договорам, указанным в подпункте 4.1.2 пункта 4.1 Инструкция Банка России от 16.08.2017 N 181-И (авансовый платеж)»
– 22210 «Расчеты нерезидента при предоставлении резидентом отсрочки платежа за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги, переданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, по договорам, указанным в подпункте 4.1.2 пункта 4.1 Инструкция Банка России от 16.08.2017 N 181-И (отсрочка платежа)».
Все сведения о платежах отражаются в разделе II ВБК, в данный раздел вносится вся информация из подаваемых в банк сведений о валютных операциях.
На основании инвойса и приложения к контракту создаются:
– Временная декларация на товары (далее — ВТД), в которой заявляются сведения исходя из намерений о вывозе ориентировочного количества товаров и условной таможенной стоимости;
– Поручение на отгрузку экспортных товаров;
– Решение по товарам поручения на погрузку.
Временные декларации вносятся Федеральной Таможенной Службой в раздел III ВБК в подраздел III.II «Сведения о подтверждающих документах (справочно)».
Третий этап — отгрузка топлива и оформление реализации. Отгрузка топлива производится на судно иностранного покупателя с использованием бункеровочного судна. В начале бункеровки оформляется бункерная расписка, в которой указывается наименование бункеруемого судна, принадлежащего иностранному покупателю, уникальный идентификатор судна, наименование танкера-бункеровщика, дата и время выполнения всех процедур, номенклатура топлива, основные показатели качества топлива и вес топлива. Бункерная расписка заполняется и подписывается капитаном/старшим механиком бункерумого судна и капитаном/старшим механиком танкера-бункеровщика.
При проведении реализации иностранному покупателю оформляются товарная накладная и счет-фактура. Данные о номенклатуре топлива, количестве и цене заполняются на основании инвойса, приложения к контракту и бункерной расписки, датой реализации в бухгалтерском учете является дата, указанная в бункерной расписке.
Четвертый этап реализации является заключительным. После фактического вывоза товаров из России оформляется полная декларация на товары (далее — ПДЗ), ФТС подтверждает фактический вывоз товаров. ПДЗ содержит точные сведения о количестве и таможенной стоимости вывезенных товаров, при этом количество наименований товаров в подаваемых ПДЗ должно соответствовать количеству фактически вывезенных наименований товаров. ПДЗ вносятся ФТС в раздел III ведомости банковского контроля по контракту в подраздел III.I «Сведения о подтверждающих документах». В отличие от ВТД, указанных в подразделе III.II «Сведения о подтверждающих документах (справочно)», ПДЗ, указанные в подразделе III.I «Сведения о подтверждающих документах», участвуют в формировании сальдо по контракту в ВБК.
Можно заключить, что в сложившихся экономических обстоятельствах организациям необходимо уделить особое внимание на точность документации и соблюдении процедур банковского контроля для обеспечения прозрачности валютных операций в условиях введения санкций и возникновения трудностей с зачислением платежей. Эти меры направлены на поддержание стабильности финансовых потоков и обеспечение соблюдения таможенного законодательства, что критически важно для эффективного ведения экспортной деятельности.
Литература:
1 Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 14.09.2021 N 80 «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых решений Совета Евразийской экономической комиссии» [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_397176/ (дата обращения: 25.05.2024)
2 Указание Банка России от 09.01.2024 N 6663-У «О внесении изменений в Инструкцию Банка России от 16 августа 2017 года N 181-И» [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_473105/ (дата обращения: 25.05.2024)
3 Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 N 173-ФЗ [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_45458/ (дата обращения: 25.05.2024)
4 Инструкция Банка России от 16.08.2017 N 181-И (ред. от 09.01.2024) «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления» [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_282089/ (дата обращения: 25.05.2024)