В статье рассмотрен порядок ведения дел оперативного учета, выявлены наиболее часто встречающиеся ошибки и нарушения законодательства, которые допускают должностные лица оперативно-розыскных органов при документировании отдельных оперативно-розыскных мероприятий.
Ключевые слова : оперативно-розыскная деятельность, прокурорский надзор, дела оперативного учета.
The article examines the procedure for conducting operational accounting cases, identifies the most common errors and violations of the law that are made by officials of operational investigative agencies when documenting individual operational investigative activities.
Keywords: operational-search activity, prosecutor supervision, operational accounting matters.
Согласно ст. 10 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» результаты ОРД подлежат обязательному документированию, что осуществляется путем составления оперативно-служебных документов, а также формирования и ведения дел оперативного учета (ДОУ). Существуют и иные формы систематизации оперативно-служебных материалов, например, посредством дел накопительно-наблюдательного производства (ДННП) либо иных номенклатурных дел (материалов). Оперативно-розыскные мероприятия могут осуществляться как в ходе уже заведенных дел оперативного характера, так и до их начала, в случае необходимости немедленного вмешательства для предотвращения преступлений и в других предусмотренных ситуациях. Дела оперативного учета заводятся при наличии оснований, предусмотренных пп. 1–6 ч. 1 ст. 7 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», в целях собирания и систематизации сведений, проверки и оценки результатов ОРД, а также принятия на их основе соответствующих решений органами, осуществляющими ОРД [2, ст. 10].
Порядок ведения дел оперативного учета или дел накопительно-наблюдательного характера, а также их основания для заведения и прекращения определяются закрытыми ведомственными нормативными правовыми актами. Эти акты детализируют процедуры ведения дел, устанавливают временные рамки и порядок их регистрации, а также определяют, какие данные следует включать в соответствующие документы.
Элементы предмета прокурорского надзора за исполнением законов в ОРД — соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении ОРД и законность решений, принимаемых органами, осуществляющими ОРД [3, ст. 29].
Обобщения прокурорско-надзорной практики свидетельствуют о наличии нарушений, допускаемых оперативно-розыскными службами при документировании ОРМ и ОРД. Типичными нарушениями установленного порядка ведения дел оперативного учета являются: необоснованное заведение дел оперативного учета; несоблюдение сроков заведения дел оперативного учета, подлежащих обязательному заведению; формальное и бессистемное планирование; несоблюдение сроков ведения дел оперативного учета; необоснованный перевод дел оперативного учета в другую категорию; необоснованное прекращение дел оперативного учета; необоснованный учет дел оперативного учета как «реализованных».
K наиболее часто встречающимся ошибкам и нарушениям законодательства, которые допускают должностные лица оперативно-розыскных органов при документировании отдельных ОРМ, относятся: постановление руководителя ОРО о проведении ОРМ не выносится, a если выносится, то несвоевременно либо утверждается ненадлежащим должностным лицом ОРО; в рапортах и постановлениях о проведении ОРМ не указываются основания их проведения либо указываются сведения, которые не могут рассматриваться в качестве надлежащих оснований; в оперативно-служебных документах указываются названия проводимых ОРМ, не предусмотренных ст. 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», либо вообще не указываются; документы, составляемые в ходе и по результатам ОРМ, подписывают лица, не являющиеся сотрудниками оперативных подразделений и др.
Порядок и результаты проведения оперативно-розыскных мероприятий изначально фиксируются в конкретных оперативно-служебных документах. Однако формат и процедура их оформления, а также характер и содержание таких документов не определены законодательно. Требования к проведению и документированию оперативно-розыскных мероприятий установлены в закрытых ведомственных актах и обычно представлены кратко, чаще всего в общем или рекомендательном формате. Из-за этого многие документы составляются оперативными сотрудниками несвоевременно и неполно, что приводит к недостоверному отражению полученной оперативной информации. Эта ситуация часто порождает неоднозначную правоприменительную практику и различия в оценке законности действий оперативных сотрудников, а также в содержании оперативно-служебной документации в разных регионах страны.
В большинстве случаев результаты оперативно-розыскных мероприятий оформляются в соответствии с устоявшейся практикой в конкретном регионе. Обычно оперативные сотрудники составляют справки, акты, рапорты, а в некоторых случаях — и другие виды документов. Руководители оперативно-розыскных органов принимают или утверждают соответствующие постановления. При составлении оперативно-служебных документов требуется прилагать аудиозаписи, видеозаписи и другие технические носители, а также другие материалы и предметы, полученные в ходе оперативно-розыскных мероприятий.
При проведении и документировании ОРМ в рамках ДОУ допускается составление справок-меморандумов, обзорных и аналитических справок, сводок. В них могут отражаться производные оперативные сведения и обобщения, сделанные оперативными сотрудниками на основании оперативно-служебных документов, имеющихся в деле оперативного учета.
Ст. 15 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» предусматривает особый порядок изъятия документов, предметов, материалов при проведении гласных оперативно-розыскных мероприятий. Должностное лицо органа, осуществляющего ОРД, в этих случаях обязано составлять протокол в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства, изложенными в ст. 166 УПК РФ [2, ст. 15].
Перечень ДОУ, основания, порядок ведения, прекращения каждого конкретного вида дела определяются нормативными актами органов — субъектов ОРД исходя из решаемых ими задач, компетенции, специфики деятельности.
Личный сыск — форма реализации оперативно-розыскной деятельности, самостоятельно (лично) осуществляемая сотрудниками ОРО в целях решения всего комплекса задач ОРД.
Обычно оперативные действия, проводимые сотрудниками в рамках личного сыска, представляют собой инициативные мероприятия, направленные на получение начальной оперативной информации о преступлениях и возможных участниках. Вместе с тем личный сыск как форма реализации ОРД может выступать в качестве элемента иных форм оперативной проверки, в связи с чем его можно признать универсальной формой реализации ОРД. Результаты личного сыска могут отражаться как в отдельных справках, рапортах, докладных записках и т. п., так и в комплексе документов, систематизированных в ДОУ любого вида.
Предварительная оперативная проверка — форма реализации оперативно-розыскной деятельности, выраженная в действиях ОРО, производимых в целях установления достоверности первичной информации, а также в целях получения дополнительной информации о событиях, представляющих оперативный интерес, и для обнаружения признаков преступлений.
Оперативная разработка — форма реализации оперативно-розыскной деятельности, выраженная в проведении комплекса негласных оперативно- розыскных мероприятий, проводимых в целях пресечения и полного раскрытия преступлений, а также розыска скрывшихся преступников, когда достичь этих целей следственным путем не представляется возможным.
В случае недостатка информации для начала уголовного преследования или при расследовании нераскрытых преступлений, а также для выявления важных деталей преступлений, которые невозможно установить стандартными следственными методами, проводится оперативная проверка с целью розыска лиц, уклоняющихся от правосудия, или получения дополнительных данных. Оперативная проверка документируется в виде дел оперативной разработки (ДОУ-1 и ДОУ-2), содержание которых определяется ведомственными инструкциями органов — субъектов ОРД и носит закрытый характер.
Оперативно-розыскная профилактика — форма реализации оперативно-розыскной деятельности, выраженная в скоординированном проведении комплекса ОРМ и профилактических мероприятий, осуществляемых в целях предупреждения преступлений путем получения, систематизации и анализа информации о криминогенных объектах и криминально активных лицах.
Классификация форм оперативно-розыскной деятельности и определяемых ими видов дел оперативного учета позволяет раскрыть понятие ДОУ. Так, «под делами оперативного учета следует понимать специальные накопители информации (папки) для сбора (накопления) и систематизации документов, содержащих данные о лицах и фактах, представляющих оперативный интерес, сведения (материалы), отражающие основания, условия, планы, организацию, тактику и результаты проведения ОРМ в целях задач ОРД».
Используя документационное и информационное обеспечение, ДОУ обеспечивает эффективность и законность оперативно-розыскной деятельности. Оно также обеспечивает контроль за законностью действий оперативных органов и обоснованностью проводимых оперативно-розыскных мероприятий, что позволяет осуществлять ведомственный контроль и прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью, а также устанавливать основания и условия проведения оперативно-розыскных мероприятий.
Следует помнить, что заведение ДОУ не тождественно по своим правовым последствиям возбуждению уголовного дела. При осуществлении ОРД для проведения ОРМ заведение ДОУ необязательно, поскольку ДОУ заводится для удобства систематизации оперативно-служебной информации и не является «началом», санкционирующим оперативно-розыскную деятельность [2, ст. 10].
При осуществлении проверок необходимо учитывать, что оперативно-служебная документация, которая регистрирует события и результаты оперативно-розыскных мероприятий, хранится не только в архивах дел оперативного учета или накопительно-наблюдательного производства, но также может быть доступна через различные информационные системы и сохранена на различных материальных носителях информации.
Для ориентации прокурора в большом объеме документов и материальных носителей, используемых в оперативно-розыскной деятельности, важным источником информации могут служить утвержденные руководителем органа полные перечни дел и нарядов в обычном и секретном делопроизводстве, которые доступны в каждом учреждении, осуществляющем оперативно-розыскную деятельность.
Прокурору необходимо истребовать и изучить за определенный период не только находящиеся в производстве, но и прекращенные и списанные в архив дела оперативного учета, а также журналы и книги учета анонимных сообщений, учета сообщений доверенных лиц и рапортов об оперативном контакте, учета агентурных сообщений (записок), регистрации различных категорий ДОУ и ДННП, учета оперативно-технических мероприятий, другие учетно-регистрационные и иные оперативно-служебные документы, перечень которых с приложением конкретных образцов содержится в ведомственных нормативных актах, регламентирующих ОРД, в том числе организацию и тактику проведения ОРМ.
Изучение указанных документов позволит не только оценить законность, своевременность, полноту и обоснованность различных аспектов оперативно-розыскной деятельности, но и обнаружить возможные нарушения законодательства. Это важно для обеспечения соблюдения прав и свобод граждан, а также для предотвращения злоупотреблений и неправомерных действий со стороны уполномоченных органов. При этом прокурор, основываясь на полученной информации, может принимать меры по надзору за деятельностью органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и при необходимости вмешиваться для коррекции выявленных нарушений. Таким образом, анализ указанных документов является важным этапом в обеспечении законности и правопорядка в оперативно-розыскной сфере.
При осуществлении надзора за законностью производства по делам оперативного учета уполномоченный прокурор обязан изучить соответствующие нормативные акты органов, осуществляющих оперативно- розыскную деятельность, и проверить: какие виды ДОУ имеет право заводить проверяемый ОРО; с какой целью заводится тот или иной вид ДОУ; какие документы составляются для заведения ДОУ; в каких случаях запрещается заведение определенных видов ДОУ; в каких учетных системах и при помощи каких книг и журналов регистрируются заведенные ДОУ; каков срок ведения того или иного вида ДОУ, что является основанием для продления срока ведения ДОУ; по каким основаниям и в каком порядке осуществляется пересылка ДОУ из одного ОРО в другой; по каким основаниям и в каком порядке прекращаются ДОУ.
В специализированных подразделениях оперативно-розыскных органов хранятся ведомственные инструкции, содержащие информацию о перечне дел оперативного учета и правилах их ведения. Эти инструкции также должны быть доступны для ознакомления уполномоченному прокурору. Кроме того, подобные документы обязаны находиться в отделах особого делопроизводства прокуратур субъектов Российской Федерации.
Литература:
- Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 06.04.2024) // Собрание законодательства РФ. 2001. № 52. Ст. 4921.
- Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (ред. от 06.04.2024) // Российская газета. — 18.08.1995. — № 160;
- Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации» (ред. от 06.04.2024) // Российская газета. 1995. № 229.
- Федеральный закон от 26.12.2008 № 293-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части исключения внепроцессуальных прав органов внутренних дел Российской Федерации, касающихся проверок субъектов предпринимательской деятельности» (ред. от 07.02.2011) // Российская газета. 30.12.2008. № 266.