В статье рассматриваются проблемы правового регулирования вопросов реализации образовательных программ в сетевой форме.
Ключевые слова: сетевая форма реализации образовательных программ, договор о сетевой форме реализации образовательных программ.
Сетевая форма реализации образовательных программ предполагает возможность объединения ресурсов образовательных организаций с другими организациями, включая иностранными. Сетевая образовательная программа при этом может включать в себя части, предусмотренные образовательными программами различных видов, уровней и (или) направленностей.
Использование сетевой формы позволяет обучающимся приобрести практические навыки и умения, связанные с выбранным профилем подготовки, получить доступ к научно-исследовательским, инновационным разработкам. Как справедливо отмечают Гусева А. И., Весна Е. Б. «использование сетевой формы в образовании может улучшить качество образования, развить международную академическую мобильность студентов и преподавателей вузов, а также принести пользу предприятиям» [1, с. 1].
Несмотря на эффективность сетевого взаимодействия в настоящее время при практическом регулировании отношений по реализации образовательных программ в сетевой форме возникает множество вопросов, требующих разрешения на законодательном уровне.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обеспечивает возможность при сетевой форме реализации программ осваивать обучающимся образовательную программу и (или) отдельные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули), практики, иные компоненты, предусмотренные образовательными программами (в том числе различных вида, уровня и (или) направленности), с использованием ресурсов нескольких организаций [2].
Однако при реализации образовательной программы в сетевой форме, включающей компоненты образовательных программ разного уровня образования, направления подготовки, на практике возникает вопрос, возможно ли зачислить организации-участнику обучающихся на свою программу, в которой содержится та часть (модуль, дисциплина), для освоения которой направляется обучающийся (например, обучающийся осваивает в базовой организации программу аспирантуры, а в организации — участнике это программа магистратуры), если образовательная программа, которая реализуется в сетевой форме им не утверждена? С одной стороны, для образовательных организаций высшего образования было бы удобнее зачислять обучающихся в порядке перевода на имеющуюся, к примеру, программу магистратуры, которая реализуется как основная образовательная программа. С другой стороны, при сетевой форме реализации образовательной программы организациями, осуществляющими образовательную деятельность, реализуется одна единая образовательная программа. Означает ли это, что организацией-участником должна быть утверждена отдельная программа, на которую должны быть зачислены обучающиеся, либо достаточно приказа о зачислении студентов на образовательную программу, реализуемую в сетевой форме — в действующем законодательстве данный вопрос не раскрывается.
В этой связи представляется необходимым нормативно разъяснить порядок реализации сетевых образовательных программ для разных уровней образования и направлений подготовки.
Также нерешенным является вопрос необходимости утверждения образовательной программы организацией-участником, в том случае, когда при сетевом взаимодействии обе стороны являются образовательными организациями, при этом сетевая образовательная программа утверждается только базовой организацией, либо достаточно того факта, что участник сетевого взаимодействия согласовывает такую программу в своей части. Законодатель предлагает урегулировать данный вопрос образовательной организации в своих локальных актах. Тем не менее, представляется необходимым в подзаконном акте Минобрнауки России закрепить порядок утверждения и согласования частей образовательных программ, реализуемых каждой из сторон сетевого взаимодействия с целью приведения к единообразию образовательного процесса.
Следующей актуальной проблемой является оформление документов об образовании по образовательным программам, реализуемой в сетевой форме. В приказе Минобрнауки России № 882, Минпросвещения России № 391 от 05.08.2020 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ» установлено, что лицам, успешно освоившим сетевую образовательную программу и прошедшим итоговую аттестацию, базовой организацией выдаются документы об образовании и (или) о квалификации, а в случае, предусмотренном договором о сетевой форме, наряду с указанными документами выдаются документы об образовании и (или) о квалификации образовательной организации-участника [3].
Однако складывается ситуация, при которой при обучении в рамках сетевой образовательной программы по двум квалификациям, выдать диплом с указанием таких квалификаций невозможно. По общему правилу результаты промежуточной аттестации, проводимой организацией — стороной договора, являются результатами промежуточной аттестации по сетевой образовательной программе в целом и не требуют зачета в другой организации. Следовательно, в результате освоения сетевой образовательной программы может быть выдано два самостоятельных документа об образовании и (или) квалификации.
Кроме того, остается неурегулированным вопрос, когда организация-участник реализует часть образовательной программы, по результатам которой выдает документ о квалификации, должна ли она указывать в нем только те дисциплины, которые реализует со своей стороны, либо также необходимо включить компоненты, соответствующие части образовательной программы базовой организации? С одной стороны, более правильным было бы указать только те дисциплины, которые реализует организация-участник, но с другой стороны, при сетевой форме реализации образовательной программы организациями, осуществляющими образовательную деятельность, реализуется одна единая образовательная программа в соответствии с заключенным договором.
В этой связи с целью устранения пробелов в действующем законодательстве предлагается внести в Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» изменения, предоставляющие право организациям, осуществляющим образовательную деятельность выдавать лицам, успешно освоившим образовательную программу с использованием сетевой формы реализации образовательных программ, и прошедшим итоговую аттестацию, документы об образовании и (или) о квалификации с указанием нескольких квалификаций.
Таким образом, несмотря на многочисленную практику заключения договоров о сетевой форме реализации образовательных программ, существует множество нерешенных проблем, требующих правового регулирования. Предлагаемые новеллы будут способствовать повышению качества образования, а также более эффективной подготовке специалистов в условиях глобальных экономических вызовов.
Литература:
- Гусева А. И., Весна Е. Б. Оценка результативности и эффективности сетевых образовательных программ // Современные проблемы науки и образования. — 2013. — № 6. — С. 1.
- Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29 дек. 2012 г. 273-ФЗ // КонсультантПлюс: справ. правовая система. — Версия Проф. — М., 2024. — Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
- Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ: приказ Минобрнауки России № 882, Минпросвещения России № 391 от 5 авг. 2020 г. // КонсультантПлюс: справ. правовая система. — Версия Проф. — М., 2024. — Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та.