Статья посвящена особенностям привлечения к административной ответственности за оскорбление.
Ключевые слова: честь и достоинство личности, административная ответственность за оскорбление.
Честь и достоинство личности — ценности, закрепленные конституционными нормами и охраняемые законами демократического государства. Ничто не может быть основанием для его умаления [1].
Требования и обязанность уважения чести, достоинства человека — это общепризнанные принципы, вытекающие не только из конституционных норм, но и из международно-правовых актов. В преамбуле Всеобщей декларации прав человека сказано: «…признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их является основой свободы, справедливости и всеобщего мира».
Унижение чести и достоинства любым способом — самое распространенное правонарушение против личности. Целью выступает умаление чести и достоинства личности как социального блага каждого. Оскорбление фактически является психическим насилием над человеком, его отрицательной оценкой, подрывает репутацию потерпевшего [2, с. 1.].
В соответствии со статьей 5.61 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации [3] за оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной или иной противоречащей общепринятым нормам морали и нравственности предусмотрена административная ответственность.
Рассмотрим основные аспекты привлечения к административной ответственности за совершение указанного правонарушения.
Согласно ст. 28.3 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее — КоАП РФ) возбуждение дела об административном правонарушении указанной категории относится к исключительной компетенции прокурора.
Определяющее значение при решении вопроса о наличии либо отсутствии состава правонарушения, предусмотренного статьей 5.61. КоАП РФ, является не личное восприятие деяния потерпевшим как унижающего его честь и достоинство, а то, было ли это деяние выражено в неприличной форме.
По смыслу закона неприличной следует считать циничную, глубоко противоречащую нравственным нормам, правилам поведения в обществе форму унизительного обращения с человеком.
Для наступления административной ответственности оскорбление должно быть направлено на конкретное лицо. Если неприличное слово не содержит оценки конкретной личности, употреблено безадресно, то речь может идти не об оскорблении, а о мелком хулиганстве, сопровождающемся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам.
Современная лингвистика признает тот факт, что очень сложно определить, что есть оскорбление [3, с. 18]. Это объясняется несколькими причинами:
- Поскольку само значение слова не является оскорбительным до тех пор, пока оно не интегрировано в отрицательный социокультурный контекст. Здесь важно учитывать исторический период, моральные ценности и взгляды общества, национально-специфический характер.
- Определение грани и степени оскорбительности является достаточно субъективным для каждого человека, и зависит от его мировоззрения, идеалов и личных ценностей.
Неопределенность интерпретации «неприличная форма или иная противоречащей общепринятым нормам морали и нравственности форма» создает множество сложностей в правоприменительной деятельности.
При возбуждении дела об административном правонарушении за оскорбление прокурору необходимо четко установить является ли тот или иной речевой акт, направленный на конкретное лицо оскорблением, выраженным в неприличной форме или иной форме, противоречащей общепринятым нормам морали и нравственности.
Основной проблемой при определении вышеуказанного факта является то, что Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации» и сложившаяся правоприменительная практика не наделяет прокурора возможностью проведения лингвистической экспертизы.
Как правило, принимая решения прокуроры опираются на мнение специалиста в области русского языка и филологии.
Указанные специалисты, давая свою оценку тому или иному речевому акту не имеют другой возможности для обоснования своего мнения, кроме как обоснования с опорой на лингвистические источники, в первую очередь на известные толковые словари [4, с. 15].
Привлечение прокурором специалистов для дачи оценки речевому акту, направленному на унижение чести и достоинства другого лица, носит безвозмездный характер и, как следствие, усложняет поиск необходимого специалиста для оценки действий привлекаемого лица, а в небольших муниципальных образованиях и вовсе не реальной, что вынуждает прокурора принимать субъективные решения исходя из общепризнанных принципов и норм морали и нравственности без укрепления своих выводов научной привязкой.
Стоит отметить, что срок давности привлечения к административной ответственности за оскорбление является небольшим и составляет 3 месяца.
Несмотря на то, что законодатель отнес возбуждение дел об административных правонарушениях к исключительной компетенции прокурора, правовой механизм установления всех необходимых элементов привлечения к административной ответственности нуждается в серьезной доработке.
Система органов прокуратуры не предусматривает специальных правовых и научных подразделений, способных дать четкую лингвистическую оценку в установленные законом сроки по административным делам указанной категории.
Необходимо подчеркнуть, что частота обращения в прокуратуру лиц, подвергнутых оскорблению, носит системный характер.
Таким образом, правовая квалификация оскорблений является сложной и требует подкрепления выводов прокурора экспертными заключения специалистов в лингвистической сфере. Защита чести и достоинства личности — это фундаментально важная задача государства, которую необходимо успешно реализовать путем реформирования администрирования процессов, связанных с понятием «оскорбление», создания необходимых лингвистических институтов на базе органов прокуратуры.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [Электронный ресурс] // Официальный сайт компании «КонсультантПлюс».
- Исаев М. А. История Российского государства и права: Учебник. — М.:Статут,2012–394 с.
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ [Электронный ресурс] // Официальный сайт компании «КонсультантПлюс».
- Викулина М. А. К вопросу об инвективной лексике и лингвистической экспертизе // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. 2018. № 17 (815), с. 16–25.
- Иванин А. А. Особенности состава оскорбления личности как административного правонарушения // Вестник БГУ. 2019. № 4 (42), с.150–156.
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.02.2005 № 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц» [Электронный ресурс] // Официальный сайт компании «КонсультантПлюс».
- Вертепова Т. А. Ретроспективный анализ защиты чести и достоинства личности // Вестник КРУ МВД России. 2014. № 3 (25)., с. 39–42.