В статье представлены результаты эмпирического исследования ценностных ориентаций среди подростков седьмого и десятых классов.
Ключевые слова: ценностные ориентации, ценности, подростки.
The article presents the results of an empirical study of value orientations among seventh and tenth grade adolescents.
Keywords: value orientations, values, teenagers.
Проблема ценностной ориентации привлекает внимание многих наук, изучающих человека и общество, таких как философия, социология, психология и педагогика. Психолог отметил центральную роль понятия «ценность» и сказал, что оно может объединить интересы различных наук, изучающих поведение человека. Социологи и антропологи придерживаются того же мнения [2].
Ценностные ориентации составляют основу личности, определяют ее поведение. По мнению И. В. Архиповой, ценностные ориентации являются частью мировоззрения, на котором человек строит свою жизнь в обществе [1]. В нашем исследовании ценностные ориентации современных школьников рассматриваются как оценочное отношение личности (или группы) к совокупности материальных и духовных благ. Эти блага воспринимаются как предметы (или их свойства), цели и средства удовлетворения потребностей. Ценностные ориентации выражаются в идеалах, смысле жизни и социальном порядке. Они отражают отношение человека к условиям его жизни, являются результатом осознанного выбора жизненно важных объектов и объектов. Различные системы ценностей основаны на совокупности материальных и духовных ценностей.
В возрасте 10–12 лет мировоззрение еще не сформировано, так как мышление и самосознание находятся в стадии развития. Все, что ребенок принимает, хранится в бессознательном и влияет на его решения, поступки и всю дальнейшую жизнь.
На ребенка влияют семья, глобальные события и окружающий мир. Возможно, он не осознает, что происходит, но он может участвовать в этом и получать от этого удовольствие. Ребенку дают «очки», через которые он смотрит на мир. Ценности поколений формируются в возрасте от 10 до 12 лет в результате событий (социальных, политических, экономических, социальных, технологических) и семейного воспитания (понятия добра и зла, дозволенного и запрещенного). В этом возрасте ребенок не оценивает события, а изучает наиболее эффективные жизненные стратегии. Например, развиваясь в условиях кризисов, голода и войн, он овладевает технологией выживания в таких условиях и обладает определенными ценностями (экономичность, способность довольствоваться меньшим). Если он процветает в эпоху процветания и экономического роста, его успешные технологии и ценности будут другими (перспективные способности, активность, отношение к победе). Мы не всегда понимаем эти ценности, но они незаметно влияют на наше поведение: как мы общаемся, разрешаем конфликты, создаем команды, развиваемся, что покупаем, как ставим цели и управляем людьми [3].
Исследование проводилось на базе МАОУ Гимназия № 6 г.Хабаровска выборка составила 60 подростков, в возрасте от 12 до 17 лет.
В исследовании применялись следующие диагностические методы: Методика диагностики реальной структуры ценностных ориентаций личности (С. С. Бубнова), Исследование ценностных ориентаций М. Рокича, Анкета исследования ценностных ориентаций (Л. Н. Мурзич, А. В. Тарасова).
Мы предположили, что ценностные ориентации обучающихся 7 класса отличаются от ценностных ориентаций обучающихся 10 класса.
Результаты психодиагностики по методике «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности С. С. Бубнова»представлены на рис. 1.
Рис. 1. Сравнительные результаты по методике «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности» обучающихся 10 и 7 классов
Согласно полученным результатам, ценности времяпрепровождение, материальное благосостояние и милосердие для обучающихся 7 класса оказались самыми важными из всех ценностей, при этом отвергаются такие ценности, как любовь, наслаждение прекрасным, познание нового, социальный статус, общение, признание и социальная активность. Для обучающихся 10 класса важно признание, также времяпрепровождение и материальное благосостояние, а отвергаются любовь, общение и здоровье.
Результаты психодиагностики по методике « Исследование ценностных ориентаций М. Рокича » представлены на рис. 2 и 3.
Рис. 2. Сравнительные результаты выраженности терминальных ценностей по М. Рокичу среди обучающихся
Рис. 3. Сравнительные результаты выраженности инструментальных ценностей по М. Рокичу среди обучающихся
Согласно полученным результатам видно, что среди терминальных ценностей самыми важными являются ценности личной жизни и самореализации. Среди инструментальных ценностей, наиболее значимыми для подростков являются ценности самоутверждения и ценности дела. Главными факторами, влияющими на формирование ценностных ориентаций, являются семья, школа, саморазвитие, средства массовой информации.
Результаты психодиагностики по методике «Анкета исследования ценностных ориентаций (Л. Н. Мурзич, А. В. Тарасова)» представлены на рис. 4, 5, 6 и 7.
Рис. 4. Значимые ценностные ориентации (ценность в жизни) по Мурзич Л. Н. и Тарасовой А. В. среди обучающихся 7 класса
Рис. 5. Значимые ценностные ориентации (смысл жизни) по Мурзич Л. Н. и Тарасовой А. В. среди обучающихся 7 класса
Рис. 6. Значимые ценностные ориентации (ценность в жизни) по Мурзич Л. Н. и Тарасовой А. В. среди обучающихся 10 класса
Рис. 7. Значимые ценностные ориентации (смысл жизни) по Мурзич Л. Н. и Тарасовой А. В. среди обучающихся 10 класса
Следует отметить, что для младших подростков более предпочитаемой ценностью является свобода, чем для старших подростков. А для старших подростков более предпочитаемой ценностью является возможность реализовать свои способности. Кроме того, подростки обеих групп на первое место ставят собственную жизнь. Полностью отвергаются такие ценности, как культура, родина и природа.
Таким образом, на основании полученных в исследовании результатов можно говорить о том, чторазвитие ценностных ориентаций тесно связано с развитием направленности личности. У каждого может существовать своя система ценностей, и в этой системе ценностей они выстраиваются в определенной взаимосвязи. Ценностные ориентации личности подростков формируются и развиваются в процессе социализации.
Для подростков 7 класса наиболее значимыми ценностями являются ценности времяпрепровождения, материального благосостояния и милосердие. Не выраженными ценностями для них являются: любовь, наслаждение прекрасным, познание нового, социальный статус, общение, признание и социальная активность. Более выражена такая ценность как свобода, нежели для старших подростков.
Для подростков 10 класса наиболее значимыми ценностями являются: признание, времяпрепровождение и материальное благосостояние. Менее выражены такие ценности, как: любовь, общение и здоровье. Для старших подростков более предпочитаемой ценностью является возможность реализовать свои способности. Кроме того, подростки обеих групп на первое место ставят собственную жизнь. Ими полностью отвергаются такие ценности, как культура, родина и природа.
Литература:
- Архипова И. В. Ценностные ориентации старших школьников как детерминанта социального самоопределения / И. В. Архипова // Социально-экономические явления и процессы. 2010. — № 5. — С. 183–188.
- Барабанщиков Б. А. Системная организация и развитие психики // Психологический журнал. — 2003. — № 1. — С.28–38.
- Михайлева Е. Г. Ценности и ценностные ориентации в современной образовательной среде / Е. Г. Михайлева. — Х.: Изд-во НУА, 2004. — 324 с.