Статья посвящена изучению использования платформы Wordwall как средства формирования лексико-грамматических навыков на начальном этапе обучения английскому языку в школе. В статье рассматривается эффективность применения данного средства как инновационного метода обучения, его потенциал для улучшения усвоения языковых структур и активизации словарного запаса у обучающихся. Особое внимание уделено анализу практического опыта внедрения Wordwall в учебный процесс, оценке результатов и возможностям оптимизации использования данной технологии с целью максимального улучшения обучения английскому языку на начальном этапе обучения.
Ключевые слова: английский язык, Wordwall, лексико-грамматические навыки, начальный этап.
The article is devoted to the study of the use of the Wordwall platform as a means of forming lexical and grammatical skills at the initial stage of teaching English at school. The article examines the effectiveness of using this tool as an innovative teaching method, its potential for improving the assimilation of language structures and activating the vocabulary of students. Special attention is paid to the analysis of the practical experience of introducing Wordwall into the educational process, evaluating the results and the possibilities of optimizing the use of this technology in order to maximize the improvement of English language teaching at the initial stage of learning.
Keywords: English, Wordwall, lexical and grammatical skills, initial stage.
В ходе научно-исследовательской практики нами была произведена разработка, апробация и внедрение комплекса упражнений, направленных на совершенствовании лексико-грамматических навыков на начальном этапе обучения английскому языку в школе с использованием платформы Wordwall.
При проведении эксперимента мы опирались на труды А. Курос, К. Дэвидсон, Г. Райнгольд, Д. Сименс, О. Уоттерс и других.
По срокам эксперимент был кратковременным. Для проверки гипотезы, уточнения и конкретизации задачи был проведен эксперимент в октябре 2023 года в 4 класса МБОУ СОШ № 6.
Эксперимент по цели был обучающим и естественным по условиям проведения. Всего в эксперименте приняли участие 14 человек, изучающих английский язык. Поскольку мы считали правильным проверить выдвигаемую гипотезу в реальных условиях работы с разными по успеваемости обучающимися, нами не было проведено специального отбора.
По степени предопределенности реализации плана эксперимент носил открытый характер, ввиду чего допускались изменения и дополнения по мере возникновения вопросов и использования ответов обучающихся к теме в ходе работы с платформой Wordwall.
По методике проведения эксперимент был традиционным.
На этапе констатирующего эксперимента осуществлялась начальная оценка уровня умений и навыков обучающихся в области английского языка перед началом использования методики Wordwall. В рамках констатирующего этапа обучающимся была предложена к выполнению контрольная работа.
Критериями оценки уровня сформированности навыков были не только начисленные баллы, а также и то, насколько правильно и самостоятельно выполнялись задания во составления высказывания; насколько внимательным был обучающийся к инструкциям педагога, стремился к поиску более эффективных способов интеллектуальной деятельности. Ниже представлены количественные показатели выполнения заданий по каждому обучающемуся (таблица 1).
Таблица 1
Результаты предэкспериментального среза
Порядковый номер испытуемого |
Количество набранных баллов |
Процент правильных ответов, % |
Ученик 1 |
17 |
54 |
Ученик 2 |
19 |
61 |
Ученик 3 |
10 |
32 |
Ученик 4 |
25 |
80 |
Ученик 5 |
8 |
25 |
Ученик 6 |
25 |
80 |
Ученик 7 |
14 |
45 |
Ученик 8 |
27 |
87 |
Ученик 9 |
12 |
38 |
Ученик 10 |
26 |
83 |
Ученик 11 |
15 |
48 |
Ученик 12 |
9 |
29 |
Ученик 13 |
23 |
74 |
Ученик 14 |
19 |
61 |
Результаты выявления уровня сформированности лексико-грамматических навыков у детей экспериментальной группы отражены в таблице 2.
Таблица 2
Уровни сформированности лексико-грамматических навыков у обучающихся младших классов
Общее количество учеников |
Высокий |
Средний |
Низкий |
14 |
5 (40 %) |
6 (45 %) |
3 (15 %) |
Для наглядности представим полученные результаты на рисунке 1.
Рис. 1. Результаты констатирующего этапа
Выводы по результатам констатирующего эксперимента.
Высокий показатель сформированности лексико-грамматических навыков обучающихся показали 40 % обучающихся. Средний показатель сформированности лексико-грамматических навыков обучающихся показали 45 % обучающихся. Низкий показатель сформированности лексико-грамматических навыков обучающихся показали 15 % обучающихся.
Для формирующего эксперимента были разработаны серии уроков с использованием платформы Wordwall.
По результатам формирующего эксперимента в виде первичного контроля (контрольная работа) выявлено следующее:
– обучающиеся продемонстрировали освоение лексического и грамматического материала после работы с платформой Wordwall;
– увеличение активности и вовлеченности обучающихся в учебный процесс благодаря интерактивным и игровым элементам платформы;
Выводы по результатам формирующего эксперимента:
Результатом формирующего эксперимента является апробация разработанной системы уроков с использование платформы Wordwall. Данная платформа оказала благоприятное влияние на формирование лексико-грамматических навыков обучающихся.
Обучающиеся показали значительный прогресс по сравнению с начальным уровнем и проявили интерес к платформе, что свидетельствует о положительном влиянии платформы Wordwall на процесс обучения английскому языку на начальном этапе.
На основании результатов констатирующего эксперимента, выявленных особенностей лексико-грамматических навыков и представленных достоинств платформы Wordwall нами был предложен алгоритм использования платформы Wordwall как средства формирования лексико-грамматических навыков на начальном этапе обучения английскому языку в школе.
Алгоритм формирования лексико-грамматических навыков содержит в себе три этапа, через которые непосредственно проходят обучающиеся при формировании лексико-грамматических навыков: ознакомление, тренировка и речевая практика.
- Ознакомление. Данный этап играет важную роль в формировании лексико-грамматических навыков. Эффективность и целенаправленность данного этапа напрямую влияет на дальнейшую работу над лексикой и грамматикой. Основной целью является введение лексико-грамматического минимума и его последующая отработка.
Шаблоны платформы Wordwall: флэш-карты, перевернуть плитку, поиск слов.
- Тренировка. Данный этап направлен на закрепление лексико-грамматических единиц и их расширение. Лексико-грамматический минимум в упражнениях состоит не только из свода грамматических правил и списка слов, но и из свода конкретных примеров на различные правила: новая грамматическая конструкция отрабатывается и запоминается непосредственно в ситуации.
Шаблоны платформы Wordwall: сопоставить, анаграмма, привести в порядок, найти пару, групповая сортировка, викторина «игровое шоу», викторина, закончите предложение, совпадающие пары, угадайте буквы.
- Речевая практика. Основная цель данного этапа — совершенствование лексико-грамматического навыка в процессе речевой деятельности.
Шаблоны платформы Wordwall: случайное колесо, случайные карты.
Для того чтобы проверить насколько эффективным оказалось использование платформы Wordwall для формирования лексико-грамматических навыков, нами был проведен контролирующий эксперимент.
Материал контролирующего эксперимента включал контрольную работу.
Контрольная работа, предложенная обучающимся, включала 5 заданий. В данных заданиях обучающимся требовалось письменно дать ответы или выбрать правильный вариант ответа.
Ниже представлены количественные показатели выполнения заданий по каждому обучающемуся (таблица 3).
Таблица 3
Результаты постэкспериментального среза
Порядковый номер испытуемого |
Количество набранных баллов |
Процент правильных ответов, % |
Ученик 1 |
24 |
77 |
Ученик 2 |
23 |
74 |
Ученик 3 |
15 |
48 |
Ученик 4 |
30 |
96 |
Ученик 5 |
10 |
32 |
Ученик 6 |
28 |
90 |
Ученик 7 |
17 |
54 |
Ученик 8 |
30 |
96 |
Ученик 9 |
18 |
58 |
Ученик 10 |
29 |
93 |
Ученик 11 |
19 |
61 |
Ученик 12 |
16 |
51 |
Ученик 13 |
28 |
90 |
Ученик 14 |
22 |
70 |
Представим в таблице 4 результаты контрольного этапа по выявлению уровня сформированности лексико-грамматических навыков обучающихся начальной школы.
Таблица 4
Уровни сформированности лексико-грамматических навыков у обучающихся младших классов (контролирующий этап)
Общее количество детей |
Высокий |
Средний |
Низкий |
14 |
8 (60 %) |
5 (35 %) |
1 (5 %) |
Для наглядности представим полученные результаты на рисунке 2.
Рис. 2. Результаты контролирующего этапа
По результатам контролирующего эксперимента можно сделать вывод, что после проведения серии уроков с использованием платформы Wordwall, направленных на повышение уровня сформированности лексико-грамматических навыков, у обучающихся преобладает высокий уровень сформированности лексико-грамматических навыков — 60 %, а средний уровень наблюдается у пятерых обучающихся — 35 %. Низкий уровень показал один обучающийся 4 «Г» класса — 5 %.
Сравнение результатов констатирующего и контролирующего экспериментов показывает, что исследование платформы Wordwall как средства формирования лексико-грамматических навыков дало положительные результаты. Мы видим, что у всех обучающихся значительно вырос уровень сформированности лексико-грамматических навыков.
Так, работа по формированию лексико-грамматических навыков на основе платформы Wordwall на младшем этапе обучения английскому языку оказалась результативной.
Методика обучения иностранным языкам предусматривает различные методы обработки результатов исследований, в том числе и математические, которые служат для выявления достоверности и различий полученных в ходе экспериментального исследования результатов.
В настоящей работе дифференциация результатов определяется по G-критерию (критерий Мак Немара), предназначенному для установления общего направления сдвига исследуемого признака. Он позволяет установить, изменяются ли показатели в сторону, повышения (улучшения, усиления) или, наоборот, в сторону понижения (ухудшения, ослабления).
Основываясь на G-критерии, мы определили сдвиги результатов по количеству баллов обучающихся, которые они получили на констатирующем и контролирующем этапах эксперимента (Таблица 5).
Таблица 5
Сравнительная таблица сдвигов результатов обучающихся
Порядковый номер испытуемого |
Результаты входного теста |
Результаты итогового теста |
Сдвиг |
Ученик 1 |
17 |
24 |
7 |
Ученик 2 |
19 |
23 |
4 |
Ученик 3 |
10 |
15 |
5 |
Ученик 4 |
25 |
30 |
5 |
Ученик 5 |
8 |
10 |
2 |
Ученик 6 |
25 |
28 |
3 |
Ученик 7 |
14 |
17 |
3 |
Ученик 8 |
27 |
30 |
3 |
Ученик 9 |
12 |
18 |
6 |
Ученик 10 |
26 |
29 |
3 |
Ученик 11 |
15 |
19 |
4 |
Ученик 12 |
9 |
16 |
7 |
Ученик 13 |
23 |
28 |
5 |
Ученик 14 |
19 |
22 |
3 |
Сформулируем гипотезу: можно утверждать, что в группе зафиксирован достоверный рост уровня сформированности лексико-грамматических навыков при использовании платформы Wordwall.
H0: Достоверное изменение уровня отсутствует.
H1: Рост уровня достоверен.
Gэмп — это количество нетипичных сдвигов.
Эксперимент показал, что у 14 обучающихся уровень сформированности лексико-грамматических навыков вырос. Отсюда следует, что типичным сдвигом нашего эксперимента является повышение: Gэмп = 0.
Поэтому n = 14 — число ненулевых сдвигов. По таблице критических значений для G-критерия (Gкр) необходимо рассмотреть значение при n = 14 (Таблица 6). Критические значения приведены для уровня статистической значимости p < 0,05.
Таблица 6
Критические значения G-критерия знаков
n |
Gкр |
12 |
2 |
13 |
3 |
14 |
3 |
При Gкр = 3, определяем: Gэмп= 0 ≤ Gкр= 3 (p < 0,05), следовательно гипотеза H0 отвергается, а принимается гипотеза H1, т. е. сдвиг в типичную сторону (повышение успеваемости) не случаен и может считаться достоверным, отсюда следует вывод, что рост уровня сформированности лексико-грамматических навыков достоверен. Результаты эксперимента считаются статистически верными.
Проанализировав результаты, мы установили, что уровень сформированности лексико-грамматических навыков обучающихся 4 «Г» класса значительно улучшился после проведение серии уроков с использованием платформы Wordwall, прогресс чего можно отследить по статистическим результатам.
Литература:
- Английский язык. Английский в фокусе. учеб. для 4 кл. общеобразоват. учреждений /Н. И. Быкова, Дж.Джули, М. Д. Поспелова, В.Эванс. — М.: Express Publishing: Просвещенение, 2007–165 с.: ил. — ISBN 978–5–09–016282–1.
- Птахина М. И., Зверева Л. Г. Использование дистанционных образовательных технологий при обучении // Вопросы педагогики. — 2022. –