В юношеском возрасте формируются морально-нравственные и ценностные ориентиры, устойчивое отношение к жизни, а также убежденность в способности влиять на ее ход. Локус контроля рассматривается с точки зрения характеристики личности, отражающей степень ее вовлеченности в жизнь. Исследуется связь разного локуса контроля и смысложизненных ориентаций. Выборку составили 79 студентов Московского государственного психолого-педагогического университета от 17 до 23 лет. Результаты исследования выявили различия смысложизненных ориентаций лиц юношеского возраста с разным локусом контроля, а также отсутствие различий в уровне расхождения ценности и доступности лиц юношеского возраста с разным локусом контроля.
Ключевые слова: локус контроля, осмысленность жизни, смысложизненные ориентации, ценности, доступность.
Согласно И. Ю. Кулагиной, юношеский возраст отмечен границами от 17 до 23 лет [3]. В юношеском возрасте активно формируется ценностно-смысловая сфера личности, определяются морально-нравственные ориентиры, выстраиваются четкая система смысложизненных ориентаций личности, я-концепция и уровень притязаний. Перед юношей стоит задача самостоятельной реализации своего жизненного плана в условиях неопределенного будущего, поскольку помимо основных возрастных задач в юношеском возрасте, таких как освоение профессии, выстраивание качественно новых взаимоотношений с окружением, личность сталкивается с совершенно новыми для себя обстоятельствами, включающими изменения в личной и социальной сфере. По И. В. Шаповаленко, основная возрастная задача в рамках периода юности — личностное самоопределение [8], побудительным мотивом для которого выступает смена жизненных обстоятельств, необходимость выбора профессии и наступление самостоятельной жизни. С онтогенетической точки зрения к 17 годам структура психики дает возможность личности критически и ответственно подходить к вопросу самоопределения.
Согласно концепции Д. А. Леонтьева, для психологического благополучия личности необходимо проявление ответственности за свою жизнь и активное вовлечение в собственную деятельность для того, чтобы она была наиболее продуктивной, осмысленной [4]. Личностный смысл является субъективной категорией, от которой зависит структура ценностных ориентаций личности. Согласно Б. С. Братусю, смысловые или ценностные ориентации побуждают человека изменять свое поведение и отношение к жизни, изменять характер деятельности [1]. Также, вслед за И. С. Коном, степень осмысленности напрямую связана с удовлетворением деятельностью [2]. Наличие смысла позволяет человеку проявлять активность для того, чтобы добиться желаемого и значимого. Таким образом, в контексте деятельностного и системно-динамического подхода мы формулируем основное определение смысложизненных ориентаций, пользуясь также определением Д. А. Леонтьева: смысложизненные ориентации — это система ценностей и значимых связей в различных жизненных сферах личности, от которой зависит характер выстраиваемой жизнедеятельности и степень удовлетворенности ей.
Уверенность в способности влиять на ход жизни и достигать поставленных целей отражается на уровне психологического благополучия личности в целом. Вера в достижение своих целей, критическая оценка своих способностей и ограничений, а также ограничений среды отражается в субъективной оценке степени ответственности за свою жизнь в различных сферах. Согласно Дж. Роттеру, степень ответственности за свои действия определяется локусом контроля [9]. Локус контроля также является субъективной характеристикой личности, которая меняется в зависимости от среды, обстоятельств, склонностей самого человека, а также от его решения. Локус контроля отражает мировоззрение личности, соответственно, оказывает влияние на характер деятельности. В юношеском возрасте наступает период переоценки морально-нравственных ориентиров, а также смена парадигмы мировосприятия, что дает возможность для изменения типа локуса контроля, если личность осознает, что выстраиваемая деятельность неудовлетворительна по тем или иным причинам. Так, в данной работе мы понимаем локус контроля как особенность мировоззрения личности, влияющая на характер его активности в контексте жизнедеятельности.
Цель исследования: сравнить смысложизненные ориентации лиц юношеского возраста с разным локусом контроля.
Общая гипотеза: смысложизненные ориентации лиц юношеского возраста с разным локусом контроля имеют свою специфику.
Частная гипотеза 1: уровень осмысленности жизни лиц юношеского возраста с интернальным, экстернальным и гармоничным локусом контроля различается.
Частная гипотеза 2: уровень расхождения ценности и доступности лиц юношеского возраста с интернальным, экстернальным и гармоничным локусом контроля различается.
Методы исследования: тест смысложизненных ориентаций (СЖО) в адаптации Д. А. Леонтьева [5], опросник уровня соотношения ценности и доступности в разных жизненных сферах (УСЦД) Е. Б. Фанталовой [7], опросник уровня субъективного контроля (УСК) Е. Ф. Бажина, Е. А. Голынкиной, А. М. Эткинда [6].
Результаты : сравнительный анализ с помощью непараметрического критерия Краскала-Уоллиса показал отсутствие одинакового распределения показателей осмысленности у групп с разным локусом контроля. Это подтверждают общую гипотезу о том, что смысложизненные ориентации лиц юношеского возраста с разным локусом контроля различаются.
Для выявления особенностей смысложизненных ориентаций у групп с разным локусом контроля был применен U-критерий Манна-Уитни. Рассматривались типы локуса контроля попарно: экстернальный и интернальный, экстернальный и гармоничный, интернальный и гармоничный (рис. 1).
Рис. 1. Показатель осмысленности жизни для разного локуса контроля
Показатель осмысленности обозначает общую вовлеченность человека в свою жизнь, проживание ее, не абстрагируясь, а также склонность к рефлексии относительно своих поступков и результата деятельности, собственных целей, желаний, а также построение планов для их реализации. Наблюдаются различия в средних рангах группы интернального, экстернального и гармоничного локуса контроля. Так, в паре интернальный и экстернальный локус контроля средний ранг находится в значениях 37,09 и 17,91 на уровне значимости 0,05 соответственно. В паре интернальный и гармоничный локус контроля средний ранг — 35,63 и 16,64 на уровне значимости 0,05 соответственно.
При сравнении групп с разным локусом контроля по критерию Краскала-Уоллиса по шкале «ценность-доступность» выявилось отсутствие одинакового распределения у групп с разным локусом контроля. Для более подробного анализа различий был применен U-критерий Манна-Уитни (рис. 2).
Рис. 2. Распределение показателей УСЦД по типу локуса контроля
Статистические значимые различия обнаружились у пары гармоничный и интернальный локус контроля — 33,60 и 19,93 на уровне значимости 0,05 соответственно.
Индекс расхождения ценности и доступности отображает разрыв желаемого и действительного в жизни человека, степень реализованности важного и ценного для человека в сфере семейной жизни, творчества, материального достатка, дружеских отношений, интеллектуального развития, творчества, здоровья, уверенности в себе, свободы, активной деятельности и красоты природы и искусства. Высокий показатель расхождения ценности-доступности свидетельствует о неудовлетворенности человека своей жизнью, поскольку то, что он ценит, ему в меньшей степени доступно. Соответственно, чем ниже показатель по этой шкале, тем выше степень жизненной удовлетворенности личности.
Несмотря на значительное различие в средних рангах, нельзя сделать вывод о том, что всегда для гармоничного локуса контроля характерен высокий индекс расхождения ценности-доступности. Отметим, что методика Е. Б. Фанталовой обозначает текущие доступные ценности в жизни человека, а сами ценности и уровень притязаний субъективны.
Выводы:
- общая гипотеза исследования была подтверждена: испытуемые юношеского возраста с разным локусом контроля имеют разные смысложизненные ориентации: чем выше показатель интернальности, тем более присущи человеку такие качества как целеустремленность, погруженность в деятельность, ориентация на будущее, удовлетворенность результатом своей деятельности и способность критически оценить ее;
- частная гипотеза 1 была подтверждена : уровень осмысленности жизни лиц юношеского возраста с интернальным, экстернальным и гармоничным локусом контроля различается. А именно: группе испытуемых с интернальным локусом контроля фиксировались наибольшие показатели по шкале «осмысленность», что говорит о том, что чем выше степень ответственности человека за свою жизнь, тем выше и степень вовлеченности в нее. Также, в группе экстерналов фиксировались наименьшие показатели осмысленности жизни, что подтверждает обратное утверждение — чем ниже вера человека в то, что он может на что-то повлиять, тем меньше его осмысленность. Отметим, что показатели осмысленности для гармоничного локуса контроля находились в среднем диапазоне значений относительно интерналов и экстерналов;
- частная гипотеза 2 не была подтверждена : уровень расхождения ценности и доступности лиц юношеского возраста с интернальным, экстернальным и гармоничным локусом контроля не различается. Это говорит о том, что человек может иметь в жизни то, что его устраивает и чувствовать себя вполне удовлетворенным, однако может не быть вовлеченным в процесс жизни и не предаваться рефлексии относительно того, насколько его притязания действительно советуют его способностями и возможностям. Юноша или девушка с низким уровнем ответственности за свою жизнь могут быть удовлетворены тем, что они имеют, в то время как те, кто берет ответственность за все жизненные сферы, может испытывать недостаток ценного для себя в жизни.
Литература:
- Братусь Б. С. Аномалии личности. — Москва: Никея, 2019. — 912 с.
- Кон И. С. Психология ранней юности. — Москва: Просвещение, 1989. — 255 с.
- Кулагина И. Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — Москва: ТЦ «Сфера», 2001. — 464 с.
- Леонтьев Д. А. Психология смысла. — Москва: Смысл, 2019. — 584 с.
- Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). 2-е изд. — Москва: Смысл, 2000. — 18 с.
- Реан А. А. Практическая психодиагностика личности. — Санкт-Петербург: издательство СПб ун-та, 2001. — 224 с.
- Фанталова Е. Б. Уровень соотношения ценности и доступности в разных жизненных сферах, диагностика и психотерапия внутреннего конфликта. — Самара: Бахрах-М, 2001. — 128 с.
- Шаповаленко И. В. Психология развития и возрастная психология: Учебник и практикум для СПО. — 3-е издание, переработанное и дополненное. — Москва: Гриф УМО СПО, 2024. — 457 с.
- Rotter J. B. Social learning and clinical psychology. — New York: Johnson Reprint Corp., 1973. — 466 p.