В статье автор пытается определить способы разрешения корпоративных конфликтов в Российской Федерации и аналоги их разрешения в зарубежных странах.
Ключевые слова : корпоративные конфликты, медиация.
Хозяйственные общества, представляя собой организации, созданные с целью получения коммерческой выгоды, существуют для удовлетворения финансовых и личных интересов собственных владельцев. В финансовой сфере любого государства присутствует жёсткая обстановка, в которой борются за различные денежные потоки корпорации и предприниматели. Данная конкурентная борьба вызывает различного рода корпоративные конфликты, которые необходимо решить для дальнейшего благополучного развития компании. Более того, такого рода конфликты возникают и внутри финансовых организаций, как среди акционеров, так и среди органов управления, а также между этими группами. Для решения этих споров как на государственном, так и внутрикорпоративном уровне был реализован ряд мер.
Причинами корпоративных конфликтов являются:
— Нарушение прав различных групп акционеров — в частности, миноритариев. Конфликты также могут возникать из-за разногласий по поводу распределения прибыли и дивидендной политики компании [1]. В условиях экономической нестабильности и неопределенности акционеры могут иметь разные взгляды на то, как должна распределяться прибыль: реинвестироваться в развитие бизнеса или выплачиваться в виде дивидендов. Высокая концентрация акций у мажоритариев приводит к нарушению прав миноритарных акционеров, так как при принятия стратегически важных для общества решений голосование обычно происходит без учета их голоса.
— Конфликты интересов органов управления общества и акционеров — многие российские компании страдают от недостаточной прозрачности в управлении. Это включает в себя неадекватное раскрытие информации, неполные или неточные финансовые отчеты и отсутствие четких механизмов внутреннего контроля. Также камнем преткновения являются оспаривания решений друг друга данными группами. Разногласия между руководством компании и советом директоров относительно стратегического курса и операционной деятельности также являются частой причиной корпоративных конфликтов.
— Конфликты интересов между различными организациями — корпоративные конфликты возникают как на внутреннем, так и на внешнем уровне. На внешнем уровне конфликты возникают с конкурирующими организациями, что является довольно частым явлением.
Для решения и предупреждения вышеназванных видов корпоративных конфликтов существуют следующие методы: внутренне механизмы разрешения, медиация, судебное разбирательство.
Внутренние механизмы разрешения необходимы для разрешения собственно внутренних конфликтов. Однако, в отличие от законных методов, локальные способы разрешения могут отличаться неэффективностью. Однако некоторые эксперты предлагают определённые способы. Так, например, рекомендованы [2]:
— установление реестра наблюдения изменений владельцев ценных бумаг внутри акционерного общества;
— финансовый мониторинг активов компании для оценки состояния компании;
— усиление информационного контроля для недопущения утечек информации, как и в другие компании, так и сотрудникам, не обладающим полномочиями для её получения.
Данные меры помогают предотвратить конфликты внутри корпорации, однако не подразумевают решение всех сфер конфликтов.
Следующим этапом является медиация, на сегодняшний день являющаяся одним из наиболее мирных и зачастую эффективных способ решения конфликта. Этот процесс включает в себя участие нейтрального посредника — медиатора, который помогает сторонам конфликта найти взаимоприемлемое решение. В отличие от судебного разбирательства или арбитража, медиация ориентирована на добровольное и конфиденциальное урегулирование споров.
Преимуществами медиации является конфиденциальность, так как данный процесс проводится сугубо между заинтересованными сторонами, а также заинтересованный участников в результате, так как в отличие от решения суда, решение является результатом договора сторон. Также это экономит время сторон. Медиация может применяться как между юридическими лицами, так и отдельными участниками этих компаний.
Медиация представляет собой эффективный инструмент для разрешения корпоративных конфликтов, предлагая конфиденциальность, экономию времени и средств, сохранение деловых отношений и гибкость процесса. Внедрение медиации в корпоративную практику способствует созданию более стабильной и продуктивной деловой среды [3].
В случае исчерпания сторонами мер по мирному урегулированию вопроса дело доходит до судебных разбирательств сторон. Также это требуется для получения обеспечительных мер, когда судебный процесс позволяет получить временные обеспечительные меры, такие как арест имущества или запрет на определенные действия, которые могут быть критически важны для защиты интересов сторон, а также является способом окончательного решения спора между сторонами. Однако стоит отметить, что способ разрешения споров в суде является долгосрочным и не гарантирует результата, необходимого обеим сторонам. Несмотря на это, суд остается важным инструментом для разрешения конфликтов. Улучшение правовой культуры и развитие альтернативных методов разрешения споров могут способствовать снижению количества судебных разбирательств и повышению эффективности урегулирования корпоративных конфликтов.
Рассматривая европейский опыт разрешения, можно отметить что Корпоративные конфликты в Европе решаются с использованием различных методов. Так, судебная система Франции включает в себя коммерческий трибунал, являющийся старейшим судом во французской судебной системе, созданным ещё в средневековье.
Коммерческий суд обладает юрисдикцией в отношении коммерческих дел: споров между коммерсантами, споров о коммерческих действиях, споров с участием коммерческих корпораций и процедур банкротства.
Судьи коммерческих судов — это не профессиональные судьи, а избранные торговцы. Они избираются сроком на два или четыре года коллегией выборщиков, состоящей из нынешних и бывших судей коммерческих судов и делегатов торговцев (délégués consulaires), которые сами являются торговцами, избранными в районе, подпадающем под юрисдикцию суда.Во Франции насчитывается 134 коммерческих суда.
Международным арбитражным судом является Международная торговая палата (ICC) — крупнейшая и наиболее представительная бизнес-организация в мире. Более 45 миллионов ее членов в более чем 100 странах имеют интересы, охватывающие все сектора частного предпринимательства. Администрируемые ICC услуги по разрешению споров помогают решать трудности в международном бизнесе. Арбитраж ICC — это частная процедура, которая приводит к принятию обязательного для исполнения решения. Международный арбитражный суд Международной торговой палаты управляет арбитражем ICC и с момента своего создания в 1923 году принял более 27 000 дел [4].
Центр эффективного разрешения споров (CEDR) — это базирующийся в Лондоне орган медиации и альтернативного разрешения споров. Он был основан как некоммерческая организация в 1990 году при поддержке Конфедерации британской промышленности (CBI) и ряда британских предприятий и юридических фирм с целью поощрения разработки и использования альтернативных методов разрешения споров (ADR) и медиации в коммерческих спорах. CEDR также предоставляет независимое альтернативное разрешение споров для потребителей, у которых возникают проблемы с торговцами. Фактически, данный орган предлагает услуги по разрешению корпоративных и финансовых споров между организациями, осуществляя быстрое разрешение споров до определённого финансового порога.
Анализируя методы разрешения конфликтов в России и за рубежом, можно отметить схожести в методах разрешения конфликтов. Имея определённые плюсы и недостатки, автор пришел к выводу, что необходимо дальнейшее развитие таких видов досудебного разрешения корпоративных конфликтов как медиация и мирное урегулирование.
Литература:
- Зайнуллин С. Б. Необходимость комплексного подхода к разрешению корпоративных конфликтов // Вестник евразийской науки. 2016. № 3 (34).
- Трубникова Е. В. Определение понятия корпоративного спора // «Корпоративные Споры». — 2008. — № 3 (май-июнь).
- Лысенко К. Н. Медиация как способ разрешения конфликтов // Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. 2016. № 2.
- ICC Booklet «Rules of Arbitration and Rules for a Pre-Arbitral Referee Procedure», P. 7, France 2005.