Научная статья представляет собой обзор системы нормативно-правового регулирования учету и аудиту основных средств. В статье рассматривается текущей недостатки существующей нормативно правовой базы для учета основных средств, а также определяются основные направления сближения РСБУ и МСФО в разрезе учета основных средств.
Ключевые слова: аудиторская деятельность, основные средства, нормативно-правовая база, бухгалтерский учет, ФСБУ 6 2020.
Правовые нормы, которые регламентируют как учет, так и аудит основных средств оказывают большое влияние на систему учета на предприятии. В свою очередь аудитор при проведении проверки любого участка учета, в том числе и основных средств должен соблюдать нормативно-правовую базу, которая нацелена на регламентирование деятельности аудиторов.
В первую очередь для того, чтобы приступить к процессу аудита или учета основных средств на предприятии нужно изучить следующие нормативно-правовые акты:
– федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ;
– закон «Об аудиторской деятельности № 307-ФЗ [2].
Данные нормативно-правовые акты содержат фундаментальные правила и требования как к учету, так и к аудиту основных средств, а также ко всем участкам учета в целом.
Закон «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ определяет основные правовый нормы, которые регулируют аудиторскую деятельность в Российской федерации, а также определённые особенности в сфере аудиторской деятельности.
Аудиторская деятельность (аудиторские услуги) — деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, которая осуществляется аудиторскими организациями или индивидуальными аудиторами [3].
Аудиторская деятельность согласно закону «Об аудиторской деятельности «№ 307-ФЗ» осуществляется строго согласно требований стандартов аудиторской деятельности (Федеральные стандарты аудиторской деятельности), также аудитор обязан соблюдать требования Банка России, а также требования, которые устанавливаются саморегулируемыми организациями, где состоит аудитор/ аудиторская организация [3].
Федеральный Закон «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ определяет основные понятия, объекты, нормы, общие требования и состав бухгалтерской отчетности.
На данный момент основные требования к учету основных средств содержатся в следующих нормативных документах:
– Закон о бухучете от 06.12.2011 № 402-ФЗ;
– ФСБУ 6/2020 «Основные средства»;
– ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения»;
– Информационное сообщение Минфина от 03.11.2020 N ИС-учет-29.
ФСБУ 6/2020 «Основные средства» в свою очередь содержит информацию об обязательных моментах при учете основных средств [4].
ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения» тесно связан с ФСБУ 6/2020 и рассматривать их в контексте бухгалтерского учета ОС стоит вместе. В частности, например, нормы ФСБУ 26/2020 определяют, какой будет первоначальная стоимость объекта ОС и в какой момент объект будет по ней принят к учету как основное средство.
Стоит обратить внимание, что приведенный список нормативно-правовых документов, который необходимы при учете ОС может отличаться в зависимости от конкретного случая. Например, если ОС признан инвестиционным активов и для его создания использовались кредитный средства, то проценты за них нужно учесть в капвложениях и далее в первоначальной стоимости такого ОС. Выполняется такая операция с учетом положений ПБУ 15/2008 (утв. приказом Минфина от 06.10.2008 № 107н.
Также при учете основных средств в настоящее время нужно учитывать следующие нормативно-правовые акты:
– Методические указания по проведению инвентаризации, утвержденные приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49.
– План счетов бухучета, утвержденный приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н.
Основным же стандартом при проведении аудита основных средств будет являться ФСБУ 6/2020 «Основные средства», который обязателен к применению с 2022 года, который пришел на смену ПБУ 6/01. Стандарт устанавливает правила оценки основных средств после признания, правила начисления амортизации основных средств, порядок списания основных средств и т. д. [2].
Использовать новый стандарт обязаны все коммерческие и некоммерческие организации, исключение в данном случае составляют только бюджетные организации. Предприятия, которые ведут упрощенный бухгалтерский учет и являются малыми также обязаны применять новый стандарт, но могут не применять его отдельные положения (п.3 ФСБУ 6/2020) [6].
Стоит отметить, что изменения в нормативно-правовую базу по учету основных средств были внесены с определенной целью, а именно с целью сближения РСБУ (Российских стандартов бухгалтерского учета) и МСФО (Международных стандартов финансовой отчетности). Нацеленность на сближение с МСФО позволило решить некоторые важные проблемы при учете основных средств. Например, до реформации системы нормативно-правового регулирования основных средств существенный ее недостаток заключался в отсутствии механизма по учету последующих расходов в отношении уже имеющегося основного средства.
В соответствии с требованиями ФСБУ 26/2020 с 01.01.2022 такие расходы, обладающие признаками капитальных вложений) должны быть учтены в капитальных вложениях, а по факту их завершения включиться в балансовую стоимость ОС, к которому они относятся [5].
Также можно отметить другой значимый вопрос, который решился с приходом ФСБУ 6/2020 «Основные средства», а именно переоценка срока, предполагаемого использованная основных средств в целях учета. В старых нормативно-правовых актах говорилось о том, что срок использования ОС не подлежит пересмотру (исключение только в случаях модернизации). Такой подход во многом ограничивал учет основных средств.
Новые правила в свою очередь вводят порядок начисления амортизации, который предусматривает пересмотр всех трех составляющих элементов амортизации, а именно ликвидационная стоимость, способ начисления амортизации и срок полезного использования [7].
Множество пробелов, недостаток гибкости в регулировании учета основных средств позволили эффективным образом пересмотреть правила учета основных средств и обозначить основные направления совершенствования документарной базы учета и появления новых стандартов.
Среди основных направлений автор выделяют следующие:
– дополнение методов амортизации согласно МСФО;
– ликвидация обязательного стоимостного ограничения, которое позволяет учитывать объект в составе основных средств;
– введение требований к обесценению основных средств.
Стоит отметить, что как бухгалтерский учет, так и аудит основных средств строго регламентированы различными нормативно-правовыми актами, которые организации обязаны соблюдать.
На данный момент в Российской Федерации существенно обновлена регламентирующая нормативно-правовая база по учету основных средств.
Обновление нормативно-правовой базы учета основных средств намеренно на повышение гибкости бухгалтерского учета основных средств путем сближения нормативно-правовых актов с МСФО.
По итогу проведённого исследования можно сделать вывод о том, что в РФ существенно обновлена нормативно-правовая база по учету основных средств. Данную нормативно-правовую базу составляют ФСБУ(ПБУ), так и отдельные рекомендации, которые нацелены на разъяснение действующих правил и документов, которые касаются учета основных средств.
Литература:
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) [Электронный ресурс]: федер. закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ.— Доступ из СПС «КонсультантПлюс»
- О бухгалтерском учете [Электронный ресурс]: федер. закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ.— Доступ из СПС «КонсультантПлюс»
- Об аудиторской деятельности [Электронный ресурс]: федер. закон от 30.12.2008 N307-ФЗ.— Доступ из СПС «КонсультантПлюс»
- Федеральный стандарт бухгалтерского учета ФСБУ 6/2020 «Основные средства»
- Планирование аудита основных средств [Электронный ресурс]: приказ Минфина РФ от 09.01.2019 N2. Доступ из СПС «КонсультантПлюс»
- Существенность при планировании и проведении аудита [Электронный ресурс]: приказ Минфина РФ от 09.01.2019 N2.— Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
- Аксенова Ж. А., Ищенко О. В., Салий В. В. Проблемы учета основных средств// Деловой вестник предпринимателя. 2020. № 1 (1).