Значимость изучения механизмаисполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации обусловлена тем, что своевременное и полное исполнение судебных решений обеспечивает устойчивость гражданского процесса, а также гарантирует осуществление субъективных прав, признанных судебным решением.
В данной статье рассмотрен механизм обращения взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Ключевые слова: исполнение судебных решений, бюджет, бюджетная система РФ, исполнительные документы, обращение взыскания.
Механизм исполнения судебных решений о взыскании средств бюджетов бюджетной системы РФ является важным инструментом для обеспечения исполнения судебных актов и защиты прав человека.
Правовое регулирование обращения взыскания на средства бюджетов находится на стыке бюджетного права и норм, регулирующих исполнительное производство.
Лица, чьи права были нарушены органами власти или их должностными лицами, получают денежную компенсацию из бюджетных средств.
Залогом эффективности правосудия является гарантированная возможность принудительного исполнения вынесенного судебного акта. В современных условиях принудительное исполнение судебных актов и актов других органов гражданской юрисдикции является значительным звеном юридической практики, отражающим эффективность всего механизма правового регулирования.
В соответствии со ст. 239 Бюджетного кодекса РФ (далее — БК РФ) в Российской Федерации установлен иммунитет бюджетов. «Иммунитет бюджетов подразумевает собой правовой режим иммунитета бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, при котором обращение взыскания на средства бюджетов осуществляются только на основании судебного акта». Также иммунитет бюджета не распространяется на взыскания бюджетных средств в пользу бюджета. [2]
Посредством иммунитета бюджетов защищаются финансовые интересы государства и общества, а также права гражданина на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
Правовая природа бюджета, являющегося финансовой основой функционирования государства и местного самоуправления, выражается в том, что бюджетные средства расходуются на государственные, муниципальные и общественные нужды в интересах всех граждан, проживающих на территории Российской Федерации. [6]
В своей статье Н. А. Поветкина говорит о том, что «правовой режим иммунитета бюджета можно отнести к относительному виду иммунитета», который ведет к возникновению новой коллизии. [7]
Обращение взыскания на средства бюджетов по обязательствам казенных учреждений осуществляется в соответствии с гл. 24.1 БК РФ, что препятствует возможности бесконтрольного обращения взыскания на средства бюджета и обеспечивает целевое расходование бюджетных средств. [4]
Также ещё одним немаловажным правовым актом, в котором урегулированы вопросы, возникающие при исполнении судебных актов к публично-правовым образованиям, является Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.05.2019 № 13 «О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации».
В соответствии со ст. 239 БК РФ служба судебных приставов исполнение данных требований не производит. [2]
БК РФ предусматривает несколько порядков обращения взыскания на средства бюджетов:
1) исполнение судебных актов по искам, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, и о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок;
2) исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов по денежным обязательствам казенных учреждений;
3) исполнение решений налогового органа о взыскании налога, сбора, страхового взноса, пеней и штрафов, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов.
Исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов возложено на финансовые органы публично-правового образования в зависимости от уровня бюджета, на средства которого обращается взыскание: Министерство финансов Российской Федерации, финансовый орган субъекта Российской Федерации, финансовый орган муниципального образования и органы Федерального казначейства. [4]
В соответствии со ст. 242.1 БК РФ исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов производится на основании исполнительного листа или судебного приказа. [2]
В соответствии со ст. 242.1 БК РФ к исполнительному документу (за исключением судебного приказа), должны быть приложены копия судебного акта, на основании которого он выдан, а также заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию. [2]
Согласно ст. 53 Конституции РФ, каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействие) органов государственной власти или их должностных лиц. [1]
Финансовый орган обязан исполнить судебный акт в течение 3 месяцев с момента предъявления исполнительного документа. Для этих целей финансовому органу выделяются бюджетные ассигнования в соответствии с решением о бюджете. [2]
По данным категориям дела в российской судебной практике присутствует достаточный опыт, рассмотрено большое количество дел.
Так к примеру, решение Арбитражного суда Поволжского округа от 23.11.2023 по делу № Ф06–9775/2023. Согласно материалам дела, истец обратился в суд исковым заявлением о признании незаконным бездействия финансового органа, а также об обязании устранить данные нарушения. Истец направлял в финансовый орган несколько исполнительных листов, но данные исполнительные листы не были исполнены в связи с невозможностью исполнения, по причине отсутствия денежных средств в бюджете муниципального образования.
После этого истец повторно направил исполнительные листы в финансовый орган для их исполнения. Направляемые исполнительные листы были получены финансовым органом муниципального образования. Факт получения исполнительных листов финансовым органом не оспаривается. Отсрочка исполнения судебных актов не предоставлялась. Доказательств исполнения требований исполнительных документов в материалы дела не было представлено.
Требование истца было удовлетворено, суд обязал немедленно исполнить требования исполнительных листов, либо приостановить операции расходования средств по лицевым счетам должника в соответствии с п.7 ст. 242.5 БК РФ.
Также немаловажны аспектом в процедуре исполнения таких судебных актов является то, что в течение 5 рабочих дней с момента предъявления исполнительного документа финансовый орган обязан уведомить должника о поступлении исполнительного документа с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя, а после его уведомления в течение 10 рабочих дней должник обязан предоставить ответное письмо в котором должен указать информацию об источнике образования задолженности и о кодах бюджетной классификации РФ, по которым должны быть произведены расходы бюджета по исполнению исполнительного документа. [2]
В том случае, если должник не исполняет требования исполнительного листа в установленный срок орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, приостанавливает операции по расходованию средств на всех лицевых счетах должника. Данная мера принудительного исполнения позволяет стимулировать должника к своевременному исполнению исполнительных документов.
В случае неисполнения судебного акта взыскатель имеет право обратиться в суд с заявлением о привлечении должника к субсидиарной ответственности. [4]
Перечисление сумм, подлежащих взысканию по такому исполнительному документу производится только по реквизитам взыскателя. Это проводится в целях исключения риска недобросовестных действий при получении исполнения и защиты интересов. [4]
Данный порядок, рассмотренный в статье, также применяется и при исполнении решений налогового органа о взыскании налогов, сборов и страховых взносов с казенных учреждений.
Таким образом, своевременное и полное исполнение судебных решений обеспечивает устойчивость гражданского процесса, а также гарантирует осуществление субъективных прав, признанных судебным решением.
Литература:
- «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020);
- «Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 26.02.2024);
- «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 11.03.2024);
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.05.2019 № 13 «О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации»;
- Гуреев В. А. Исполнение исполнительных документов в отношении публично-правовых образований и государственных (муниципальных) учреждений: законодательное регулирование и практика применения/ Гуреев В. А., Селионов И. В. — Москва: Проспект, 2016. — 184 с.
- Пауль А. Г. Бюджетное право: учебник/А. Г. Пауль — Москва: Проспект, 2021. — 160 с.
- Поветкина Н. А. Финансовая устойчивость Российской Федерации: правовая доктрина и практика обеспечения: дис. док. юрид. наук. М. 2016. С. 277.