В работе рассмотрены некоторые особенности судебной автотехнической экспертизы. Автором работы отмечается, что названная экспертиза требуется во всех правоотношениях, связанных с дорожным движением, изменением конструкций и конфигураций транспортных средств в процессе их создания либо эксплуатации в случае возникновения неопределенности. В процессе исследования установлено, что в настоящее время отсутствует четкое понимание места и значения судебной автотехнической экспертизы в системе судебных экспертиз. По результату работы автором делается вывод, что автотехническая экспертиза должна рассматриваться как подвид судебной инженерно-транспортной экспертизы, которая, в свою очередь, является видом в составе рода инженерно-технических экспертиз. Объектами этой экспертизы являются средства автомобильного транспорта, их отдельные детали, обстановка и механизм дорожно-транспортных происшествий.
Ключевые слова: автотехническая экспертиза, судебная экспертиза, судебная автотехническая экспертиза.
В правоотношениях, связанных с дорожным движением, изменением конструкций и конфигураций транспортных средств в процессе их создания либо эксплуатации, в случае возникновения неопределенности, всегда требуются специальных знаний. Следует обратить внимание, что в современных реалиях транспорт стал обычным бытовым средством всего населения, которое помогает, как в личной, так и в профессиональной деятельности.
Стоит обратить внимание, что в системе мер по повышению безопасности дорожного движения большое значение имеют меры уголовно-, административно- и гражданско-правового характера, которые находятся в синергетической связи между собой, тем самым обеспечивают правопорядок [2].
Установление фактов в правоотношениях, связанных с применением транспортного средства, всегда требуют проведение автотехнической экспертизы [3].
Обращаясь к непосредственному пониманию названной экспертизы, следует обратить внимание, что в специальной научной литературе ее нередко относят к «инженерно-техническому виду судебной экспертизы» [4]. Следовательно, в этом случае упомянутая экспертиза рассматривается как подвид инженерно-технической экспертизы. Вместе с тем, считаем подобное суждение неверное, так как инженерно-технические исследования относят к роду (классу), но не виду экспертиз.
В то же время противоречивые утверждения можно встретить и в вопросе соотношения инженерно-технической и инженерно-транспортной экспертизы. Так, например, одни ученые предлагают выделять классы инженерно-технических, инженерно-технологических и инженерно-транспортных экспертиз [6], то есть эти исследования различаются как отдельные однопорядковые группы судебных экспертиз.
В свою очередь, другие ученые в составе рода инженерно-технических экспертиз выделяют как вид инженерно-транспортную экспертизу, виды которой выделяют в зависимости от экспертных специальностей, предусмотренных нормативно-правовыми актами по вопросам аттестации судебных экспертов. При этом судебную автотехническую экспертизу они определяют как один из видов инженерно-технических экспертиз, необходимых для решения задач, возникающих при рассмотрении дела в суде [1].
На наш взгляд, в рамках рассмотрения соотношения инженерно-технической и инженерно-транспортной экспертиз является вторая точка зрения, поскольку последний тип экспертных исследований является узким и охватывается первым. В то же время, с другой стороны, указанный подход в систематизации инженерно-транспортных и автотехнических экспертиз не учитывает иерархичности внутреннего строения, ведь остается непонятным, как соотносятся два упомянутые вида экспертиз.
В виду выявленной проблемы считаем необходимым выявить место рассматриваемой экспертизы в экспертной деятельности. Следует обратить внимание, что в действующем законодательстве отсутствует нормативно-правовое закрепление автотехнической экспертизы. Ввиду указанного для ответа на поставленную проблематику требуется обратиться к объекту экспертизы. Объектом судебной автотехнической экспертизы являются автомобильные транспортные средства, а также явления и процессы, связанные с их функционированием по целевому назначению.
Ввиду с вышеуказанным, думается, что судебная автотехническая экспертиза должна рассматриваться как подвид судебной инженерно-транспортной экспертизы, которая, в свою очередь, является видом в составе рода инженерно-технических экспертиз. Объектами этой экспертизы являются средства автомобильного транспорта, их отдельные детали, обстановка и механизм дорожно-транспортных происшествий. Определение понятия судебной автотехнической экспертизы целесообразно формулировать с учетом общего понимания судебной экспертизы, которое содержится в ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности», и специфических объектов исследования.
Следует обратить внимание, что компетенция автотехнического эксперта затрагивает широкий ряд областей знания, поэтому далеко не всегда уполномоченные для назначения исследования полностью представляют себе ее возможности, ограничения и процессуальные тонкости. Проблема имеет конкретную причину — для этого процессуального действия (комплекса действий) не существует отдельно разработанного понятия, учитывающего все аспекты его применения. Это приводит к неверному истолкованию возможностей исследования и часто к некорректной постановке вопросов перед специалистом [5].
Ввиду указанного, думается, на законодательном уровне требуется разработка четкой дефиниции рассматриваемой экспертизы, а также определения ее разновидностей с указанием на объект исследования.
В заключение отметим, что цель изучаемой экспертизы кроется в установлении всех обстоятельств, связанных с дорожным движением, в котором автомобиль играл роль объекта, средства, вещественного доказательства, носителя следов. С процессуальной точки зрения весьма важно определить эксперта как лицо, уполномоченное проводить исследования и делать заключение в рамках своей компетентности и квалификации. Для этого потребуется установить критерии, позволяющие причислить специалиста к категории экспертов, обладающих специальными знаниями в области автотехники:
— должность проводящего исследование специалиста, уполномоченного дать заключение или ответы на вопросы следствия;
— область знаний специалиста — в отношении автотехнической экспертизы важно определить пределы компетентности, так как охват очень широк и часто специфика вопросов требует узкого рассмотрения;
— круг уполномоченных ставить вопросы и назначать экспертизу лиц, цель исследования.
Литература:
- Автотехническая экспертиза / под ред. В. А. Бекасова. М., 1967. С. 75–76.
- Кобаса Д. С., Лазарев В. А. Судебная автотехническая экспертиза в уголовном деле // Автомобильный транспорт Дальнего Востока. 2016. № 1. С. 153–156.
- Петрова М. Г., Мамонтова Э. А. Автотехническая экспертиза при ДТП // Научные исследования: от теории к практике. 2015. Т. 2. № 4 (5). С. 256–257.
- Суворов Ю. В. Судебная дорожная экспертиза. М., 2003. С. 27–28.
- Тарасов Е. А. Важность определения судебной автотехнической экспертизы с точки зрения процессуальных противоречий и практической эффективности применения результатов // Российский следователь. 2020. N 10. С. 17–20.
- Тишин Б. М. Автотехническая экспертиза: справочно-методическое пособие по производству судебных экспертиз. М., 2018. С. 38.