В данной статье рассмотрено понятие конфликтное поведение младших школьников. Описаны типы поведения в конфликтных ситуациях обучающихся в начальных классах. Было описано, что влияет на зарождение, развитие и разрешение конфликтов. Было рассмотрено понятие профилактика и то, насколько она важна в вопросах развития конфликтологической компетентности среди младших школьников.
Ключевые слова: конфликтное поведение, стиль поведения, фактор, профилактика.
Ребенок в младших классах, имея на начальном этапе определенную психосоциальную подготовку, полученную до вступления в школьный возраст, попадает в новый социальный порядок. Учебный процесс в стенах школьного учреждения на порядок отличается от дошкольного. Заново формируются отношения со сверстниками и взрослыми, по-другому выстраивается учебный процесс, предъявляются более высокие требования в учебном плане.
Младшие школьники — это дети от 6–7 до 11 лет (1–4 класс). Взаимоотношения между детьми формируются стихийно, в первые два года обучения определяется социальный статус каждого, который исходит из отношения к учебе и психологических качеств. С. В. Коваль и К. А. Холодова указывают на то, что на начальном этапе выстраивания взаимоотношений между одноклассниками имеют функционально-ролевой характер и основываются они исключительно на непосредственной и эмоциональной основе [2]. Обычно, первичные впечатления друг о друге положительные, что благоприятно влияет на психоэмоциональный настрой у сверстников. Но при дальнейшем взаимодействии, обучении в одной образовательной среде, школьники начинают замечать недостатки друг в друге, что является одной из причин возникновения конфликтов.
Но на конфликтное поведение школьника влияют не только социальные отношения, которые его окружают, а также и внутренние факторы. Исходя из этого, А. А. Дмитриев выявил основные типы конфликтов:
- Внутриличностный. Участниками этого вида конфликта являются психологические факторы, присущие одному ученику.
- Межличностный. В его основе лежат различного рода причины. Например, — битва за конкретные ресурсы, в которой каждый считает, что в них нуждается именно он.
- Межгрупповой. В каждых социальных группах, в которые входит ребенок, устанавливают свои нормы поведения и ценности. Не соглашаясь с этим, возникает конфликт между школьником и группой [1].
В своей работе Кен Томас выделил пять основных стилей поведения в конфликтных ситуациях: приспособление, сотрудничество, компромисс, избегание, конкуренция.
Стиль приспособление проявляется как взаимодействие с другой стороной конфликта, без попыток отстаивания своих границ и интересов, чтобы не провоцировать эскалации конфликта и восстановления атмосферы. В данном стиле не предусмотрено разрешение конфликта.
В стиле компромисс разрешение конфликтной ситуации основывается на взаимных уступках оппонентов. Разрешение конфликта является поверхностным.
Выбирая стиль сотрудничества, помимо защиты своих интересов необходимо принимать во внимание и интересы другой стороны.
При избегании конфликта проблема не так важна для человека, он не защищает свои права и не решает возникшие разногласия.
В случае, когда исход конфликта важен для человека, используется стиль конкуренция.
Психологи установили, что на зарождение, развитие и разрешение конфликтных ситуаций среди младших школьников оказывают воздействие их возрастные особенности, такие как: изменение повседневного режима дня, изменения в организме, переизбыток энергии, нехватка внимания и необходимость в защите от родителей или педагогов. На разрешение конфликтов и конфликтное поведение школьника влияет их отношение к конфликтам, понимание причин их возникновения и путей их разрешения.
Помимо вышеперечисленных особенностей, влияющих на детей, существуют факторы, которые обязательно нужно выявлять и обращать на них внимание при коррекции конфликтного поведения.
- Генетические особенности — психофизиологические особенности конфликтного поведения, которые препятствуют адаптации ребенка в социуме.
- Педагогические условия, способствующие обучению позитивному поведению в конфликтах с кем-либо.
- Социальный фактор — отрицательный социальный контакт ребенка с окружающими, отсутствие правильно выстроенной модели поведения в семье, правил и норм общения в обществе. Воздействие данного фактора на личность младшего школьника считается одним из самых значимых и серьёзных. Индивид развивается в обществе и с отсутствием этого взаимодействия, развитие любого человека приостанавливается или остается на низком уровне.
- Личностный фактор — индивидуальные предпочтения ребенка в общении со сверстниками, его отношение к общепринятым нормам, собственные ценности, навык самостоятельной регуляции поведения и личностно-волевые качества характера.
На стиль взаимодействия младших школьников с окружающими также влияет наличие подобного опыта в дошкольном возрасте. При отсутствии социального взаимодействия с другими детьми, попадая в школьный класс, ребенок оказывается в стрессовой ситуации. К нему предъявляются более высокие требования к поведению, внешнему виду, к манере общения и т. д.
От того, какое поведение будет проявлять в конфликтах школьник, напрямую будет влиять атмосфера в его семье. В том, как будет вести себя ребенок в критических ситуациях, зависят его взаимоотношения с близкими людьми, единство с членами семьи, принципы воспитания. К сожалению, очень часто встречаются случаи жестокого обращения, используется физической насилие, непризнание мнения ребенка, гиперопека или наоборот вседозволенность и недостаток внимания. Негативная атмосфера в семьях приводит к таким отрицательным последствиям, как чрезмерная конфликтность, девиантное поведение, грубость, неприязнь к сверстникам и окружающим в целом. Все эти проявления в поведении ребенка ведут к конфликтам в семье, в школе и останавливает процесс успешной социализации личности.
Не последним по важности фактором, который будет оказывать влияние на формирование опыта поведения в конфликтах — отношения с педагогами и их фигура в целом в жизни ребенка. В период младшего школьного возраста личность учителя обладает большим влиянием на зарождение различных качеств у обучающихся, в том числе на способы общения с окружающими. Важную роль играет способ взаимодействия учителя с классом. Школьники в младшем возрасте способны к использованию тех моделей поведения, которые он наблюдает не только в семье, но и за теми, которые использует педагог в классе.
В основном, на профилактику конфликтного поведения школьника влияет манера взаимодействия педагога с классом. Выбранный метод коммуникации учителя, особенно классного руководителя, влияет на формирование отношений младших школьников не только со сверстниками, но и со взрослыми.
Индивидуальный подход и правильно выбранная тактика коммуницирования вносят большой вклад в менее конфликтные взаимоотношения в классе и за его пределами.
Исходя из всего вышесказанного, мы можем сделать вывод о том, что конфликтное поведение младшего школьника может зарождаться на любых этапах его жизни. Какой способ разрешения конфликтных ситуаций выберет ребенок, зависит от того в каком психоэмоциональном состоянии он находится, какие у него отношения в семье и со сверстниками в целом. Чтобы выход из ситуаций конфликта был наиболее конструктивным очень важно проводить с ребенок профилактические мероприятия по прививанию конфликтологической компетентности.
Литература:
- Булуева, Ш. И. Психолого-педагогические условия предупреждения конфликтного поведения в начальной школе / Ш. И. Булуева, З. И. Гадаборшева, Х. А. Бархоева // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 76–1. -С. 63–66
- Дмитриев А. А., Кудрявцев С. В. Введение в общую теорию конфликта. — М.: ТЦ «Сфера», 2009. — 211 с.
- Коваль С. В., Холодова К. А. К вопросу об особенностях конфликтного поведения младшего школьника // молодёжь и наука XXI века. Вызовы современного образования в исследованиях молодых ученых. Материалы Всероссийской научно-практической конференции / Ответственный редактор: В. А. Адольф. — Красноярск: Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева, 2017. — С. 48–50.
- Кудряшова, И. Ю. Основные причины конфликтного поведения младших школьников / И. Ю. Кудряшова // Академия профессионального образования. — 2019. — № 1(80). — С. 19–26.
- Назарова, А. А. Профилактика межличностных конфликтов у младших школьников / А. А. Назарова, М. В. Ломаева // Интернаука. — 2021. — № 43–2(219). — С. 12–14.
- Педагогическая психология: учебное пособие / под. ред. И. Ю. Кулагиной. — Москва: ТЦ Сфера, 2008. — 480 с.