Роль человеческого фактора в авиационных происшествиях играет ключевую роль в обеспечении безопасности воздушного транспорта. Данная статья исследует влияние человеческого фактора на возникновение авиационных инцидентов и аварий, анализирует причины ошибок и механизмы их возникновения, а также предлагает методы сокращения рисков и улучшения безопасности в авиации.
Ключевые слова: человеческий фактор, авиационные происшествия, безопасность, ошибки, обучение, риск, принятие решений.
The influence of the human factor on aviation accidents plays an important role in ensuring the safety of air transport. This article examines the influence of the human factor on the occurrence of aviation incidents and accidents, analyzes the causes and mechanisms of errors, and also suggests measures to reduce risk and improve safety in aviation.
Keywords: human factor, aviation accidents, safety, mistakes, training, risk, decision-making.
В данной статье исследуется важность человеческого фактора в авиационной безопасности, проводится анализ его влияния на возникновение авиационных инцидентов, выявляются типичные ошибки и причины их появления, а также предлагаются меры по их предотвращению и снижению риска [2].
Если ранее авиационные происшествия и катастрофы чаще связывались с техническими причинами, например, сбоями оборудования или конструкционными дефектами, то в настоящее время стало очевидно, что человеческий фактор играет существенную роль в данных ситуациях. Понимание этой роли и её влияния на безопасность авиации стало ключевым фактором для совершенствования авиационной системы. Примером тому служат такие катастрофы, как авария самолета Boeing 737 MAX в 2018 году, где ошибки в управлении и недостаточная подготовка экипажа сыграли значительную роль.
Одним из ключевых аспектов концепции «человеческий фактор» является признание того, что участники авиационных операций, принимая решения во время полета, могут допускать ошибки, что может иметь серьезные последствия. Например, инцидент с рейсом Air France 447 в 2009 году, когда неверное восприятие ситуации и ошибки в принятии решений привели к катастрофе.
Виды ошибок, связанных с человеческим фактором, могут включать проблемы восприятия информации, ошибки принятия решений и недочеты в выполнении задач. Неправильное восприятие информации из приборов или коммуникационных систем, некорректное принятие решений в стрессовых ситуациях или при неполной информации, а также ошибки при выполнении операций на борту самолета могут привести к аварийным ситуациям [1]. Например, катастрофа рейса Korean Air 801 в 1997 году произошла из-за ошибок экипажа в условиях плохой видимости и стресса.
Физиологические факторы, такие как усталость или болезни, могут снизить реакцию и принятие решений пилотами. Психологические факторы, такие как стресс и тревога, могут влиять на концентрацию и принятие решений. Организационные факторы, такие как плохая коммуникация и недостаточная поддержка руководства, также могут существенно влиять на проявление человеческого фактора. Например, усталость экипажа часто упоминается как фактор, способствовавший катастрофе рейса Colgan Air 3407 в 2009 году.
«Обучение и тренировка играют ключевую роль в предотвращении ошибок, связанных с человеческим фактором» [3, c.12]. Командная работа и эффективное взаимодействие между членами экипажа также существенны для обеспечения безопасности полетов. Управление стрессом и усталостью, разработка технических систем, учитывающих человеческие возможности, а также внедрение систем отчетности и обратной связи способствуют снижению риска авиационных происшествий. Программы обучения, направленные на улучшение управляемости стрессом, такие как стресс-менеджмент, помогают экипажам оставаться эффективными даже в сложных условиях.
«Влияние человеческого фактора на авиационные происшествия является одним из важнейших аспектов безопасности воздушного транспорта» [4, c. 32]. Ошибки и недочеты, связанные с действиями экипажей, воздушного персонала и других участников авиационных операций, могут иметь серьезные последствия и привести к авариям. Однако с пониманием этого фактора и его воздействия, разработкой соответствующих мер и улучшением системы авиационной безопасности риск авиационных происшествий может быть существенно снижен. Примером служит улучшение стандартов обучения и проверки, введение современных симуляторов и практических тренировок, что позволяет максимально приблизить учебные условия к реальным.
В данной статье рассмотрены различные аспекты роли человеческого фактора в авиационных происшествиях. Были выявлены типичные ошибки, связанные с восприятием информации, принятием решений и выполнением задач на борту самолета.
Для предотвращения этих ошибок и снижения риска авиационных происшествий необходим комплексный подход, включающий обучение экипажей, разработку строгих процедур и проверок, а также улучшение коммуникации и сотрудничества между участниками авиационных операций.
Литература:
- Гринберг М. С. Преступления в сфере взаимодействия человека и техники. Омск: Омский университет, 2008 288 с.
- Коробеев А. И. Транспортные преступления. СПб.: Юридический центр Пресс, 2003 406 с.
- Морозов В. А. (ред.) Методика расследования происшествий на железнодорожном и авиатранспорте. М.: ИНФРА-М, 2001 158 с.
- Плиева А. С. Взаимодействие власти и прокуратуры в вопросах федеральной безопасности: понятийно-терминологический аспект // Теории и проблемы политических исследований. 2014 № 6 С. 28–44.