В статье рассмотрены вопросы, связанные с использованием театрализованной деятельности как средства развития коммуникативных навыков младших школьников во внеурочной деятельности (на примере программы внеурочной деятельности «Театрариум» для обучающихся первого класса). Сделан вывод о том, что театрализованная деятельность действительно развивает коммуникативные навыки у детей младшего школьного возраста. специально написанные инсценировки), какое значение театрализованная деятельность имеет в становлении коммуникативных навыков
Ключевые слова : театрализованная деятельность, младшие школьники, внеурочная деятельность, коммуникативные навыки, общение, театрализованные игры.
Коммуникативные навыки развиваются и совершенствуются в процессе общения. Актуальность темы определяется тем, что развитые коммуникативные навыки влияют не только на успешность обучения детей, но и на процесс их социализации и развития личности в целом. Чтобы быть успешным, нужно быть более коммуникативно-активным, способным адаптироваться, эффективно взаимодействовать и управлять процессами общения. В связи с этим необходимо найти в процессе обучения такие средства, которые позволят сделать процесс развития коммуникативных навыков более эффективным. Таким средством может стать театрализованная деятельность, которая способствует развитию личности ребенка, внимания, памяти, воображения; совершенствованию словарного запаса, звукопроизношения; совершенствованию моторики, целенаправленности движений; коррекции поведения; развитию чувства коллективизма; стимулированию развития творческой, поисковой активности, самостоятельности; повышает мотивацию и интерес.
Под понятием «коммуникативные навыки» С. Л. Рубинштейн понимает комплекс умений, без которых невозможно плодотворное общение [6]. Младший школьный возраст, по мнению И. В. Дубровиной, характеризуется стремлением учеников получить знания, овладеть разнообразными умениями, компетентностями. Необходимо, чтобы каждый ребенок почувствовал свою ценность и неповторимость [3]. Важное место при этом принадлежит речевой коммуникации, что является непременным условием развития ребенка, одним из важнейших факторов его социально-коммуникативного развития и формирования коммуникативной компетентности.
При развитии коммуникативных навыков младших школьников важно учитывать особенности внимания, памяти, мышления, восприятия и понимания текста, особенности характера, темперамента, интеллектуального потенциала обучающихся и т. д.
Младший школьный возраст является благоприятным для выстраивания взаимоотношений. Именно в данном возрасте общение со взрослыми и сверстниками в рамках учебной и внеучебной деятельности способствует становлению характера взаимодействия младшего школьника с окружающими его людьми.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность [1].
Под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, направленную на достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ (предметных, метапредметных и личностных), осуществляемую в формах, отличных от урочной [2]. Основным методом организации внеурочной деятельности являются логические, деловые игры, которые имитируют конфликтные и проблемные ситуации различного рода. В своих работах Д. Б. Эльконин подчеркивал значение игровой деятельности для развития психики детей. Именно в процессе проигрывания различных ролей и взаимодействия со сверстниками в игровых ситуациях, ребенок приобретает опыт общественного взаимодействия. Совместная работа с классом, группой сверстников, проявление своей индивидуальности перед коллективом посредством игр (в том числе, театрализованных) будет иметь результат при правильном построении занятий по внеурочной деятельности, применении разнообразных форм и методов работы. Все это будет влиять на развитие коммуникативных навыков у младших школьников.
Театрализованная деятельность рассматривается как специфический вид художественно-творческой деятельности, участники которой осваивают доступные средства сценического искусства, согласно выбранной роли, участвуют в подготовке и разыгрывании разного вида театральных представлений [4]. Существуют приёмы театрализованной деятельности: этюд, выразительное чтение, инсценировка, театрализованная игра, кукольные постановки. Именно театрализованная деятельность за счет игровых элементов является наиболее предпочтительной для младших школьников. Театрализованная игра, как один из приёмов в театрализованной деятельности — это разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки).
Особое значение театрализованная деятельность имеет в становлении коммуникативных навыков, поскольку обогащают знания о специфике взаимодействия людей разного возраста, пола, национальностей, актуализируют эмоционально-чувственную сферу, связанную с проявлением интереса к межличностному взаимодействию, потребности в диалоговом общении, социально значимыми мотивами поведения, формируют способы взаимоотношений, принятые в социальной культуре [5].
Анализ литературных источников показал, что развивающий потенциал театрализованной деятельности заключается в: коллективности деятельности; элементах игровой деятельности; необходимости делать общее дело и общаться; необходимости активизировать познавательные способности; самостоятельности выбора и организации собственного участия в деятельности.
Особенности применения театрализованной деятельности во внеурочной деятельности на личном практическом опыте заключаются в том, что она носит творческий, неформальный характер (что повышает интерес и мотивацию учащихся к подобной деятельности); активно привлекаются родители (что обеспечивает совместный досуг и коммуникацию); строится с учетом возраста и интересов детей; коллективный характер работы позволяет больше общаться, выстраивать диалоги (что способствует развитию коммуникативных навыков). Театрализованная деятельность способствует развитию коммуникативных навыков младших школьников посредством активной совместной работы по выбору ролей, их отработки, подготовки сценок, осмысления образов, анализа проделанной работы.
Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться, в результате активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, темп, выразительность речи улучшается диалогическая речь. Дети учатся взаимодействовать друг с другом, адекватно реагировать на замечания и предложения собеседника, находить компромисс. Развитие коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста имеет большое значение для адаптации в обществе и дальнейшей социализации.
Практический опыт показал, что театрализованная деятельность в школах, только начинает развиваться. Это направление становиться актуальным и востребованным.
Для педагогов театрализованная деятельность — способ привлечь детей младшего школьного возраста к творческой деятельности, стимулировать их активность и формировать учебную мотивацию, средство развития коммуникативных навыков.
Литература:
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 372 «Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования» — Текст: электронный // Сайт «Единое содержание общего образования». — URL: https://static.edsoo.ru/projects/upload/FOP_NOO.pdf/ (дата обращения: 10.05.2024).
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования [в ред. от 29.12.2014 № 1643]. — Текст: электронный // ФГОС. — URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-noo/(дата обращения: 10.05.2024).
- 3.13.Дубровина, И. В. Младший школьник: развитие познавательных и творческих способностей / И. В. Дубровина. — Москва: Академия, 2019. — 360 с. — Текст: непосредственный.
- Зотова, И. В. Роль и значение организации театральной деятельности детей дошкольного возраста в условиях ДОУ / И. В. Зотова, А. Е. Крайчак. — Текст: электронный // Научная электронная библиотека «Киберленинка» [Проблемы современного педагогического образования. — 2017. — № 16 (98)]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-i-znachenie-organizatsii-teatralnoy-deyatelnosti-detey-doshkolnogo-vozrasta-v-usloviyah-dou (дата обращения: 10.05.2024).
- Михайлова, И. М. Формирование коммуникативных умений младших школьников с использованием наглядности / И. М. Михайлова. — Псков: ПГПУ, 2019. — 188 с. — Текст: непосредственный.
- Развитие общения у дошкольников: характеристика основных форм общения со взрослыми у детей от рождения до 7 лет / под ред. А. В. Запорожца, М. И. Лисиной. — Москва: Педагогика, 1974. — 288 с. — Текст: электронный // Электронная библиотека МГППУ — URL: https://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=10584/ (дата обращения: 10.05.2024).