Особенности межличностных отношений со сверстниками детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №24 (523) июнь 2024 г.

Дата публикации: 10.06.2024

Статья просмотрена: 29 раз

Библиографическое описание:

Катунина, В. С. Особенности межличностных отношений со сверстниками детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации / В. С. Катунина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 24 (523). — С. 455-458. — URL: https://moluch.ru/archive/523/115508/ (дата обращения: 19.12.2024).



В статье рассматриваются результаты исследования особенностей межличностных отношений со сверстниками детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации.

Ключевые слова: задержка психического развития, старший дошкольный возраст, межличностные отношения, инклюзивное образование.

Особенности детей с задержкой психического развития представлены в исследованиях Т. В. Егоровой, Л. В. Кузнецовой, В. И. Лубовского, Н. А. Менчинской, У. В. Ульенковой и других. Авторы указывают, что для детей с ЗПР характерно не только замедление темпа психического развития, но и его качественное своеобразие. Эти особенности проявляются не только в индивидуальном развитии, но и в межличностном взаимодействии с сверстниками.

Межличностные отношения представляют собой процесс взаимодействия между коммуникантами, в ходе которого они оказывают воздействие друг на друга. Этот вид общения может принимать различные формы, в зависимости от числа участников, их социоролевого статуса, коммуникативных установок, а также особенностей пространства и времени в процессе взаимодействия [2].

Психологи подчеркивают, что дети с ЗПР обладают характерными особенностями, влияющими на их межличностные отношения. К ним относятся слабость в волевых процессах, эмоциональная неустойчивость, импульсивность, гиперактивность, а также вялость, тревожность и апатия. Игровая активность этих детей также часто характеризуется неспособностью (без помощи взрослого) организовать совместную игру в соответствии с общим замыслом [3, 4].

В психолого-педагогической литературе выделяются определенные качественные характеристики межличностных отношений у детей с задержкой психического развития, которые связаны с общими особенностями их развития. Среди них отмечаются недостаточные знания и представления об окружающем, преобладание игрового характера интересов, несформированность контекстной речи и недостаточная саморегуляция. Исследования указывают, что к моменту школьного возраста дети с задержкой психического развития отстают в развитии межличностных отношений. У них недостаточно знаний и умений в этой области, несформированные представления о личных особенностях людей, а также проблемы с произвольной регуляцией эмоциональной сферы [1, 6].

Анализ теоретических исследований свидетельствует о том, что для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития характерен недостаточный уровень развития межличностного общения, что приводит к трудностям организации межличностных отношений со сверстниками.

С целью изучения особенностей межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации нами было организовано исследование.

Исследование было проведено на базе МБДОУ «Детский сад комбинированного вида 16» г. Курска, в нем приняли участи 25 детей старшего дошкольного возраста, посещающих подготовительную группу (6–7 лет), 6 детей имеют заключение «задержка психического развития», 19 детей — нормотипическое развитие.

Для достижения цели исследования нами была использованы методика «Наблюдение за проявлениями коммуникативных качеств детей дошкольного возраста в межличностном общении» и социометрическая методика «Капитан корабля» [5].

Полученные результаты позволили определить уровень развития межличностных отношений у детей в старшем дошкольном возрасте с задержкой психического развития, обучающихся в условиях инклюзивного образования в рамках организованных занятий и свободной деятельности.

Анализ результатов по показателю «Инициативность» показывает на то, что 66,6 % детей дошкольного возраста с задержкой психического развития проявляют недостаток инициативы, предпочитая следовать указаниям педагога и проявляя слабую активность. В то же время, 33,4 % детей старшего дошкольного возраста оказываются немного более инициативными, но при этом их инициатива выражается слабо, они не настаивают и не проявляют достаточной активности. Эти результаты могут свидетельствовать о потребности в дополнительной поддержке и стимулировании инициативности у детей с задержкой психического развития. Развитие этого аспекта может способствовать более полноценному включению детей в организованную и самостоятельную активность.

Дети с нормотипическим развитием чаще демонстрировали высокий уровень (63,2 % детей), часть детей продемонстрировала средний уровень (31,6 % детей), один из детей продемонстрировал низкий уровень (5,2 %).

Наглядно результаты по показателю «Инициативность» представлены на рисунке 1.

Результаты исследования по показателю «Инициативность»

Рис. 1. Результаты исследования по показателю «Инициативность»

Результаты анализа показателя «Чувствительность к воздействиям сверстника» указывают на то, что 50 % детей с задержкой психического развития, выявляют низкий уровень чувствительности к сверстникам. Эти дети чаще всего проявляют отсутствие реакции на инициативу других детей и предпочитают играть в одиночестве. В то же время 50 % детей с ЗПР показали средний уровень. Эта группа детей более отзывчива на предложения сверстников, хотя не всегда реагирует на них.

Большинство детей (84,2 %) с нормотипическим развитием продемонстрировали высокий уровень чувствительности к воздействиям сверстников, чаще всего они с удовольствием откликаются на приложения других детей, активно взаимодействуют с ними. 15,8 % детей продемонстрировали средний уровень, что свидетельствует о том, что эти дети менее отзывчивы к сверстникам, чаще отказывают им во взаимодействии.

Наглядно результаты по показателю «Чувствительность к воздействиям сверстника» представлены на рисунке 2.

Результаты исследования по показателю «Чувствительность к воздействиям сверстника»

Рис. 2. Результаты исследования по показателю «Чувствительность к воздействиям сверстника»

Анализ показателей по критерию «Преобладающий эмоциональный фон» показывает, что у 33,4 % детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития преобладает позитивный эмоциональный фон. Эти дети чаще всего находятся в хорошем настроении и редко проявляют негативные эмоциональные реакции. Среди детей данной группы 50 % демонстрируют нейтрально-деловой эмоциональный фон, выражающийся в преимущественно спокойном настроении, хотя они могут проявлять и повышенное, и негативное настроение. У 16,6 % детей с задержкой психического развития преобладает негативный эмоциональный фон, с характерной особенностью сниженного настроения и склонности к бурным эмоциональным реакциям.

Для детей с нормотипическим развитием наиболее характерен нейтрально-деловой эмоциональный фон, его продемонстрировали 57,9 %. Позитивный фон продемонстрировали 31,6 % детей, негативный — 10,5 %.

Наглядно результаты по показателю представлены на рисунке 3.

Результаты исследования по показателю «Преобладающий эмоциональный фон»

Рис. 3. Результаты исследования по показателю «Преобладающий эмоциональный фон»

Результаты анализа социометрической методики «Капитан корабля» свидетельствуют о том, что 16,6 % детей старшего дошкольного возраста были выбраны в качестве предпочитаемых. Эти дети получили 1–2 положительных выбора от своих сверстников. Среди 50 % детей с задержкой психического развития выявлен статус игнорируемых, поскольку они не получили ни одного выбора, будь то положительный или отрицательный. 33,4 % детей с задержкой психического развития получили статус отвергаемых, получив по одному отрицательному выбору от своих сверстников. Эти результаты подчеркивают важность понимания коммуникативной динамики в инклюзивной группе, включающей детей с задержкой психического развития.

Среди детей с нормотипеческим развитием было выявлено 10,5 % детей, имеющих статус популярных или «звезд», данные дети получили большое количество выборов. 78,9 % детей получили социометрический статус предпочитаемых, по 5,3 % детей получили статус отвергаемых и игнорируемых

Наглядно результаты представлены на рисунке 4.

Результаты социометрической методики «Капитан корабля»

Рис. 4. Результаты социометрической методики «Капитан корабля»

При изучении социометрического статуса детей были выявлены также качественные различия. В процессе проведения исследования большинство детей с задержкой психического развития делали положительный выбор, исходя из симпатий к определенным качествам, таким, как наличие конкретных игрушек у ребенка, а не из-за общих интересов или дружеских отношений. В то же время дети с нормотипическим развитием гораздо чаще делали выбор на основании личных симпатий, интереса к сверстникам, наличии дружеских отношений с другими детьми. Это приводит нас к выводу о том, что дети с задержкой психического развития даже в условиях инклюзивного образования часто не являются участниками устойчивых микро-групп, чаще всего не имеют дружеских отношений ни между собой, ни с детьми с нормотипическим развитием. Симпатии детей с ЗПР чаще всего носят ситуативный характер.

Таким образом, проведенный анализ результатов исследования указывает на недостаточный уровень сформированности навыков межличностного общения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, обучающихся в условиях инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации. У большинства этих детей отмечается низкая инициативность и активность в процессе общения, они не всегда реагируют на приглашения сверстников к общению и иногда вообще игнорируют такие побуждения. Преобладающий эмоциональный фон у них характеризуется нейтрально-деловым оттенком. Эти данные указывают на трудности в организации взаимодействия и общения с другими детьми без поддержки и поощрения со стороны взрослых. Также дети с ЗПР реже испытывают личные симпатии к нормотипичным сверстникам, и они в свою очередь не стремятся к активному общению с детьми с ЗПР. Большинство относительно устойчивых детских дружеских групп не включают детей с ЗПР или они включены в них ситуативно, при наличии определенных условий.

Литература:

  1. Власова Т. А., Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии. — М.: Просвещение, 1973. — 189 с.
  2. Конецкая В. П. Социология коммуникации. — М.: МУБиУ, 2010. — 304 с.
  3. Основы специальной психологии: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; под ред. Л. В. Кузнецовой. — М.: Академия, 2010. — 480 с.
  4. Певзнер М. С. Клиническая характеристика детей с нарушением темпа развития // Дети с нарушениями развития: хрестоматия: учебное / сост. В. М. Астапов. — М.: Международная педагогическая академия, 1995. — С. 81–93.
  5. Смирнова Е. О., Холмогорова В. М. Дети с трудностями в общении. — М.: Мозаичный парк, 2018. — 160 с.
  6. Триггер Р. Д. Психологические особенности детей с задержкой психического развития. — СПб.: Питер, 2008. — 32 с.
Основные термины (генерируются автоматически): психическое развитие, ребенок, старший дошкольный возраст, задержка, инклюзивное образование, отношение, дошкольная образовательная организация, межличностное общение, развитие, сверстник.


Похожие статьи

Исследование психолого-педагогических особенностей адаптации обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития к обучению в массовой школе

В статье представлены результаты эмпирического исследования особенностей адаптации обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития к обучению в массовой школе.

Особенности межличностных отношений со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста с РАС

Статья посвящена актуальной на современном этапе развития системы инклюзивного образования проблеме межличностных отношений со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста с РАС. Потребность в изучении особенностей межличностных отношений в гру...

Формирование социальных компетенций при взаимодействии со сверстниками и взрослыми у старших дошкольников посредством непосредственно образовательной деятельности

В данной статье рассматриваются приоритетные вопросы формирования социальных компетенций при взаимодействии со сверстниками и взрослыми у старших дошкольников посредством непосредственно-образовательной деятельности.

Формирование межличностных отношений младших школьников с нарушениями интеллектуального развития со сверстниками

В статье представлен опыт работы по формированию межличностных отношений младших школьников с нарушениями интеллекта со сверстниками.

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья средствами дополнительного образования

В статье рассматриваются особенности социализации детей с ограниченными возможностями здоровья средствами дополнительного образования. Представлены результаты коррекционной работы, основанной на целенаправленном повышении уровня познавательной активн...

Этапы подготовки к обучению грамоте детей дошкольного возраста (6–7 лет) с задержкой психического развития

В статье автор рассматривает теоретические основы, задачи, этапы и специфику готовности к обучению грамоте детей дошкольного возраста 6–7 лет с задержкой психического развития (ЗПР). Приводит пример ряда требований к дидактическому материалу, применя...

Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников с задержкой психического развития в процессе психолого-педагогического сопровождения

Данная статья исследует проблему формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников с задержкой психического развития в процессе психолого-педагогического сопровождения.

Педагогическая деятельность по социализации детей 4–6 лет в условиях групп кратковременного пребывания

В статье рассматриваются направления педагогической деятельности по социализации детей в группах кратковременного пребывания детей 4–6 лет, описаны формы работы с дошкольниками, организации развивающей предметно-пространственной среды, сотрудничества...

Психолого-педагогические условия формирования мотивов к обучению в школе у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста

В статье раскрываются виды мотивов к обучению в школе у детей и анализируются психолого-педагогические условия формирования мотивов к обучению в школе у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Психологические подходы воспитания межэтнической толерантности у детей старшего дошкольного возраста

В статье определен перечень психологических условий, соблюдение которых существенно влияет на уровень межэтнической толерантности детей старшего дошкольного возраста. Доказана их эффективность на основе данных экспериментального исследования.

Похожие статьи

Исследование психолого-педагогических особенностей адаптации обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития к обучению в массовой школе

В статье представлены результаты эмпирического исследования особенностей адаптации обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития к обучению в массовой школе.

Особенности межличностных отношений со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста с РАС

Статья посвящена актуальной на современном этапе развития системы инклюзивного образования проблеме межличностных отношений со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста с РАС. Потребность в изучении особенностей межличностных отношений в гру...

Формирование социальных компетенций при взаимодействии со сверстниками и взрослыми у старших дошкольников посредством непосредственно образовательной деятельности

В данной статье рассматриваются приоритетные вопросы формирования социальных компетенций при взаимодействии со сверстниками и взрослыми у старших дошкольников посредством непосредственно-образовательной деятельности.

Формирование межличностных отношений младших школьников с нарушениями интеллектуального развития со сверстниками

В статье представлен опыт работы по формированию межличностных отношений младших школьников с нарушениями интеллекта со сверстниками.

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья средствами дополнительного образования

В статье рассматриваются особенности социализации детей с ограниченными возможностями здоровья средствами дополнительного образования. Представлены результаты коррекционной работы, основанной на целенаправленном повышении уровня познавательной активн...

Этапы подготовки к обучению грамоте детей дошкольного возраста (6–7 лет) с задержкой психического развития

В статье автор рассматривает теоретические основы, задачи, этапы и специфику готовности к обучению грамоте детей дошкольного возраста 6–7 лет с задержкой психического развития (ЗПР). Приводит пример ряда требований к дидактическому материалу, применя...

Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников с задержкой психического развития в процессе психолого-педагогического сопровождения

Данная статья исследует проблему формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников с задержкой психического развития в процессе психолого-педагогического сопровождения.

Педагогическая деятельность по социализации детей 4–6 лет в условиях групп кратковременного пребывания

В статье рассматриваются направления педагогической деятельности по социализации детей в группах кратковременного пребывания детей 4–6 лет, описаны формы работы с дошкольниками, организации развивающей предметно-пространственной среды, сотрудничества...

Психолого-педагогические условия формирования мотивов к обучению в школе у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста

В статье раскрываются виды мотивов к обучению в школе у детей и анализируются психолого-педагогические условия формирования мотивов к обучению в школе у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Психологические подходы воспитания межэтнической толерантности у детей старшего дошкольного возраста

В статье определен перечень психологических условий, соблюдение которых существенно влияет на уровень межэтнической толерантности детей старшего дошкольного возраста. Доказана их эффективность на основе данных экспериментального исследования.

Задать вопрос