В статье рассматриваются вопросы обеспечения долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы муниципального образования. В этих целях предполагается увеличение доходов бюджета путём обеспечения качественного администрирования доходов участниками бюджетного процесса, актуализации и расширении налогооблагаемой базы по имущественным налогам, легализации объектов налогообложения и погашения налоговой задолженности, развития доходного потенциала на основе повышения эффективности использования муниципального имущества.
Ключевые слова: налоговые расходы, льготы, местные налоги, эффективность налоговых расходов.
Бюджетным кодексом Российской Федерации определено, что оценка налоговых расходов (налоговых льгот) муниципального образования осуществляется ежегодно в порядке, установленном соответственно местной администрацией.
В статье 56 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере [1].
Оценка эффективности налоговых расходов — это комплекс мероприятий позволяющий сделать вывод о целесообразности и результативности предоставления льготы плательщикам [2; 5].
Результативность определяется как показатель (индикатор) достижения целей государственной (муниципальной) программы и (или) целей социально-экономической политики.
В свою очередь налоговые расходы делятся на следующие категории:
— стимулирующие (предполагают стимулирование экономической деятельности предпринимателей);
— социальные (обеспечение социальной защиты населения, укрепления здоровья человека, развития физической культуры и спорта);
— технические (предполагают уменьшение расходов плательщиков, воспользовавшихся льготами, финансовое обеспечение которых осуществляется в полном объеме или частично за счет бюджета) [3].
Администрацией городского округа город Уфа Республики Башкортостан разработан и принят Порядок проведения оценки эффективности налоговых расходов городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
Проведение оценки эффективности предоставленных налоговых льгот осуществляется на основе данных отчёта налоговых органов по форме 5-МН и расшифровки льгот по категориям налогоплательщиков.
Рассмотрим динамику налоговых льгот по местным налогам рисунок 1, предоставленных в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и решениями Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 17 ноября 2005 года № 2/6, от 26 ноября 2014 года № 37/4.
Рис. 1. Динамика налоговых льгот по местным налогам
Увеличение выпадающих доходов от предоставления налоговых льгот по налогу на имущество физических лиц и земельному налогу с физических лиц связано с изменением налогового вычета и появлением новых льготных категорий налогоплательщиков согласно Федерального закона от 27 декабря 2017 года № 436, Федерального закона от 30.10.2018 № 378-ФЗ, Федерального закона от 15.04.2019 № 63-ФЗ.
За 2022 год объём выпадающих доходов бюджета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от предоставленных плательщикам льгот составил 478 719 тыс. рублей. В том числе размер льгот, установленных федеральным законодательством — 465 451 тыс. рублей (в т. ч. в связи с применением налогоплательщиками специальных налоговых режимов — 103 665 тыс. рублей), решениями Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан — 13 628 тыс. рублей. По сравнению с 2021 годом общая сумма льгот увеличилась на 43 695 тыс. рублей или на 10,0 %.
Сумма налога, не поступившая в бюджет в связи с предоставлением налогоплательщикам льгот по налогу на имущество физических лиц, установленных органами местного самоуправления, в 2022 году составила 8 515 тыс. рублей в 2021 году — 7 000 тыс. рублей, или сумма предоставленных льгот увеличилась на 1 515 тыс. рублей или на 21,64 %.
Сумма налога, не поступившая в бюджет городского округа город Уфа Республики Башкортостан в связи с предоставлением налоговых льгот, установленных решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 17 ноября 2005 г. № 2/6 «Об установлении земельного налога», в 2022 году составила 4 753 тыс. рублей, в 2021 году — 4 597 тыс. рублей, или увеличение суммы льгот на 156 тыс. рублей.
Налоговые расходы бюджета города соответствуют целям социально-экономической политики города, отраженной в Стратегии социально-экономического развития городского округа город Уфа до 2030 года (решение Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 19 декабря 2018 года № 35/2).
Льготы, установленные решениями Совета по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц, не оказывают отрицательного влияния на показатели достижения целей социально-экономической политики, их эффективность определяется социальной значимостью.
При оценке социальных налоговых расходов учитывается принцип адресности и нуждаемости и не предусматривается оценка результативности.
Налоговые расходы бюджета города Уфы — это социальные налоговые расходы, обусловленные необходимостью обеспечения социальной защиты (поддержки) населения. В эту категорию могут относиться только те налоговые расходы, которые напрямую способствуют снижению налоговой нагрузки населения, или направлены на создание благоприятных условий для оказания услуг в социальной сфере, повышения их качества и доступности [4].
Стабильное поступление доходов в городской бюджет, нивелирует потери, связанные с предоставлением льгот по местным налогам.
Тем не менее, «недополученные» доходы бюджета города никак не компенсируются из вышестоящих бюджетов.
Литература:
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 года № 146-ФЗ
- Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июня 2019 года № 796 «Об общих требованиях к оценке налоговых расходов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований»
- Постановление Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2019 года № 439 «Об утверждении Правил формирования перечня налоговых расходов Российской Федерации и оценки налоговых расходов Российской Федерации»
- Оценка эффективности налоговых расходов городского округа город Уфа Республики Башкортостан за 2022 год — Режим доступа: https://finance.ufacity.info/dokumenty#35–235–2023-god (дата обращения: 07.06.2024)
- Сидорова О. В. Налоговая политика государства и электронная экономика // Финансы и учет. 2011. № 1. С. 29–32.