Играя в общение: как геймификация может улучшить коммуникацию младших школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №24 (523) июнь 2024 г.

Дата публикации: 10.06.2024

Статья просмотрена: 21 раз

Библиографическое описание:

Ильина, Н. Н. Играя в общение: как геймификация может улучшить коммуникацию младших школьников / Н. Н. Ильина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 24 (523). — С. 154-156. — URL: https://moluch.ru/archive/523/115526/ (дата обращения: 15.11.2024).



Коммуникация — это один из ключевых аспектов человеческого взаимодействия, определяющий наши отношения, успех в работе, качество жизни и многое другое. В современном мире, где цифровые технологии играют все более значимую роль, геймификация становится все более популярным подходом к улучшению навыков коммуникации. В данной статье мы рассмотрим, как геймификация может повлиять на общение взрослых и детей, какие цели и задачи ставятся перед этим подходом, а также приведем примеры успешного использования геймификации в обучении коммуникативным навыкам.

Ключевые слова: геймификация, образование, коммуникативные навыки, общение, игры.

Сегодня геймификация больше не является удивительным и неизвестным термином — как на Западе, так и в России все больше и больше компаний не только изучают этот подход к повышению эффективности своих бизнес-процессов, но и активно пытаются внедрить геймификацию в свои отделы. Совсем недавно — около 10 лет назад — эти инициативы были очень хаотичными, и не было никакой разницы в направлении цели, согласованности с конкретным бизнес-процессом. Геймификация широко используется в области обучения и развития сотрудников (геймификация в сочетании с обширной оцифровкой дополняет современные ИТ-технологии современными методами обучения), а также в областях, повышающих вовлеченность сотрудников в задачи разработки кампаний.

Геймификация прекрасно показала себя в период пандемии, когда обучение происходило с использование компьютерных технологий и учителю было необходимо не только не потерять качество обучения, но и заинтересовать учащихся, не теряя их внимания к процессу познания. Помимо влияния геймификации на познавательный процесс, мы наблюдаем возможность использования геймификации как средства реализации коммуникативных задач: общение с учителем или сверстниками, поддержка пользователей в игровом пространстве из любой точки земного шара- все это говорит о возможности развития коммуникативных компетенций посредством технологий геймификации.

Целью данной статьи является рассмотрение потенциала геймификации в контексте улучшения коммуникации как средства для развития эффективного взаимодействия между людьми. Основные задачи статьи включают в себя:

  1. Определение понятия геймификации и его роли в обучении коммуникативным навыкам.
  2. Обзор истории исследований в области геймификации коммуникации.
  3. Изучение влияния геймификации на общение детей и взрослых.
  4. Анализ примеров успешного применения геймификации в улучшении коммуникации.

Широкое использование термин «геймификация» получил в 2002 году, когда программист Ник Пеллинг обозначил сущность данного понятия как использование игровых механик для решения бизнес-проектов [6].

Чуть позже, в 2010 году Кевин Вербах способствует распространению данной термина, переходящего в области корпоративной культуры, образования, здравоохранения и др. [4] И лишь в 2011 году было уточнено понятие «геймификации», которое мы берем за основу до сих пор. Предложено оно было Себастьяном Детердингом, главой международной сети исследователей геймификации Тhe Gamification Research Network и звучит следующим образом: «Геймификация — это применение элементов игрового дизайна в неигровых контекстах» [1].

Геймификация представляет собой эффективный подход к стимулированию активности, усиления мотивации и повышения вовлеченности участников процесса. Путем внедрения игровых элементов, таких как достижения, бейджи, лидерские доски и награды, геймификация способствует более интересному и эффективному обучению коммуникативным навыкам. Геймификация — это методология, основанная на применении игровых элементов и принципов в неигровых контекстах с целью мотивации и вовлечения участников [5]. В обучении коммуникативным навыкам геймификация играет важную роль, поскольку позволяет создать стимулирующую и интересную среду для обучения.

Основная идея геймификации в обучении коммуникативным навыкам заключается в том, чтобы превратить процесс обучения в увлекательную игру, в которой участники могут проявить активность, конкуренцию, сотрудничество и стремление к достижению целей. Задания, поставленные в форме игровых вызовов, побуждают учащихся к активному участию, стимулируя развитие навыков коммуникации [3].

Игровая валюта — это элемент поощрения, который помогает участникам следить за своим прогрессом, чувствовать себя участниками чего-то большего, а также находить внутреннюю мотивацию для совершенствования своих коммуникативных навыков.

Геймификация не только делает процесс обучения более увлекательным, но и способствует более эффективному усвоению материала. Игровая форма помогает учащимся лучше запоминать информацию, применять знания на практике, а также развивать навыки общения в различных ситуациях.

Например, исследования Родриго Смидерле из Бразильского университета показывают, что взрослые и дети, участвующие в геймифицированных программах обучения коммуникации, проявляют больший интерес к процессу обучения, более активно участвуют в диалогах и лучше усваивают новые знания и навыки [2]. Геймификация помогает превратить скучные уроки в увлекательное приключение, что способствует лучшему усвоению материала и развитию навыков общения.

В свете современных технологий и развития образования все больше внимания уделяется исследованию влияния геймификации на процесс обучения, в том числе на обучение коммуникативным навыкам у детей. Игры и соревнования всегда привлекали детей, поэтому геймификация является отличным способом привлечь их внимание и заинтересовать в обучении коммуникативным навыкам. Путем внедрения игровых элементов, таких как баллы, достижения, лидерские доски и задания, дети получают возможность не только учиться, но и играть, что делает обучающий процесс более увлекательным и мотивирующим.

Примерами успешной практики могут служить различные образовательные игры, которые на данный момент используются учителями общеобразовательных школ (Учи.ру, Яндекс. Учебник, ЯКласс и др.) при помощи которых дети учатся взаимодействовать, общаться, решать задачи в группе. Например, ролевые игры, эмоциональные тренинги, командные задания и другие формы, в которых дети могут попробовать разные роли, выражать свои мысли и чувства, а также работать с другими участниками. Внедрение электронных методов обучения для учащихся откроет новый путь, возможности общения и практически неограниченный доступ ко всем образовательным программам.

Таким образом, геймификация оказывает значительное положительное влияние на развитие коммуникативных навыков у детей. Путем внедрения игровых элементов в учебный процесс, учителя могут стимулировать детей к активному общению, сотрудничеству и развитию навыков общения, что способствует более эффективному и интересному обучению.

В заключении можно подчеркнуть следующие моменты:

Геймификация, как метод, способствует активному и интерактивному обучению коммуникативным навыкам у детей. Использование игровых элементов в учебных процессах не только делает обучение увлекательным и мотивирующим, но и способствует эффективному развитию способностей к взаимодействию, умению адаптироваться к различным ситуациям и выражать свои мысли и чувства.

Результаты исследований подтверждают, что учебные программы с элементами геймификации способствуют более глубокому усвоению материала, а также развитию коммуникативных навыков у детей. Дети, участвующие в таких программах, демонстрируют большую уверенность в выражении своих мыслей, лучшее понимание социальных норм и способность эффективно общаться.

Таким образом, геймификация является эффективным инструментом, который помогает детям не только обучаться, но и развивать важные коммуникативные навыки, необходимые для успешного взаимодействия в современном обществе. Реализация данного подхода в образовательной практике может привести к улучшению качества обучения и формированию гармонично развитой личности.

Литература:

  1. Deterding S. «Gamification. Toward a definition», Conference: CHI 2011 Gamification Workshop Proceedings, 2011.
  2. Smiderle R. «The impact of gamification on students’ learning, engagement and behavior based on their personality traits», 2020.
  3. Toda А. «The Dark Side of Gamification: An Overview of Negative Effects of Gamification in Education», 2018.
  4. Werbach K. How Game Thinking Can Revolutionize Your Business, 2012, p. 10–12.
  5. Быстрова Н. В., Бакулина Н. А., Гнездин А. В., Угарова А. В. Геймификация в современном образовательном процессе. Журнал прикладных исследований, 5 (6),2022, стр. 416–425.
  6. Ветушинский А., Нефедьев И. «EduTech. Геймификация: как не заиграться?», EduTech информационно-аналитический журнал, № 2 (40), 2021, стр. 4–6.
Основные термины (генерируются автоматически): навык, процесс обучения, ребенок, обучение, развитие навыков общения, элемент.


Похожие статьи

Применение цифровых образовательных игр в учебном процессе

Современный мир информационных технологий развивается с невероятной скоростью. Компьютерные игры в современном мире играют важную роль не только в качестве развлечения, но и как инструмент для обучения и развития различных навыков. Они могут использо...

Геймификация как инструмент продвижения банковских онлайн-сервисов

Широкое распространение сервисов онлайн-банкинга и конкуренция на рынке привели к тому, что банки, в свою очередь, стали прилагать большие усилия для продвижения, увеличения лояльности и привлечения внимания к своим онлайн-сервисам. Многие из них обр...

Развитие творческого мышления у учащихся на внеклассных занятиях с использованием дидактических игр по химии

Современный этап общественного развития характеризуется динамичными инновационными процессами, меняется взгляд на набор способностей и навыков специалиста XXI века, при этом креативное мышление является одним из ключевых среди них. Развитие творческо...

Применение машинного обучения в управлении человеческими ресурсами: перспективы и вызовы

Современные технологии искусственного интеллекта и машинного обучения проникают во все сферы нашей жизни, и управление человеческими ресурсами (HR) не является исключением. Внедрение машинного обучения в HR-практики открывает новые перспективы для по...

Возможности использования мультимедийных технологий на образовательной платформе Edvibe при обучении монологической речи на иностранном языке

В статье рассматривается процесс обучения монологической речи в образовательном контексте с акцентом на использование мультимедийных технологий. Особое внимание уделяется платформе Edvibe, которая предоставляет инновационные инструменты для улучшения...

Использование онлайн-сервисов в развитии навыка выполнения самостоятельной работы у младших школьников

В работе рассмотрены основные аспекты использования онлайн-сервисов в начальной школе для развития навыков самостоятельной работы. Обучение младших школьников с использованием цифровых технологий позволит быстро научиться ориентироваться среди большо...

Геймификация в учебном процессе по дисциплине «информатика»

Статья посвящена использованию геймификации в учебном процессе по дисциплине «Информатика». Авторы рассматривают геймификацию как метод повышения мотивации и вовлеченности студентов, особенно представителей «поколения Z«, которые привыкли к игровому ...

Игротерапия в работе с тревожными детьми с ОВЗ

Данная статья рассматривает применение игровой терапии в работе с тревожными детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Авторы обосновывают необходимость использования игровых методик в психологической работе с данными детьми, так как игра ...

Профессиональная проба как эффективное средство профессионального самоопределения лиц с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями)

В статье рассмотрены возможности использования сетевых информационных технологий в учебном процессе, которые открывают большие возможности для развития у учащихся умения работать с информацией, что является необходимой современной компетенцией. Также...

Современное обучение иностранным языкам с использованием коммуникативного подхода

Статья о важности использования коммуникативного подхода при обучении иностранным языкам. Создавая реальные ситуации на занятиях, преподаватель тем самым повышает интерес студентов к изучению языка и мотивирует их в использовании его в своей жизни. П...

Похожие статьи

Применение цифровых образовательных игр в учебном процессе

Современный мир информационных технологий развивается с невероятной скоростью. Компьютерные игры в современном мире играют важную роль не только в качестве развлечения, но и как инструмент для обучения и развития различных навыков. Они могут использо...

Геймификация как инструмент продвижения банковских онлайн-сервисов

Широкое распространение сервисов онлайн-банкинга и конкуренция на рынке привели к тому, что банки, в свою очередь, стали прилагать большие усилия для продвижения, увеличения лояльности и привлечения внимания к своим онлайн-сервисам. Многие из них обр...

Развитие творческого мышления у учащихся на внеклассных занятиях с использованием дидактических игр по химии

Современный этап общественного развития характеризуется динамичными инновационными процессами, меняется взгляд на набор способностей и навыков специалиста XXI века, при этом креативное мышление является одним из ключевых среди них. Развитие творческо...

Применение машинного обучения в управлении человеческими ресурсами: перспективы и вызовы

Современные технологии искусственного интеллекта и машинного обучения проникают во все сферы нашей жизни, и управление человеческими ресурсами (HR) не является исключением. Внедрение машинного обучения в HR-практики открывает новые перспективы для по...

Возможности использования мультимедийных технологий на образовательной платформе Edvibe при обучении монологической речи на иностранном языке

В статье рассматривается процесс обучения монологической речи в образовательном контексте с акцентом на использование мультимедийных технологий. Особое внимание уделяется платформе Edvibe, которая предоставляет инновационные инструменты для улучшения...

Использование онлайн-сервисов в развитии навыка выполнения самостоятельной работы у младших школьников

В работе рассмотрены основные аспекты использования онлайн-сервисов в начальной школе для развития навыков самостоятельной работы. Обучение младших школьников с использованием цифровых технологий позволит быстро научиться ориентироваться среди большо...

Геймификация в учебном процессе по дисциплине «информатика»

Статья посвящена использованию геймификации в учебном процессе по дисциплине «Информатика». Авторы рассматривают геймификацию как метод повышения мотивации и вовлеченности студентов, особенно представителей «поколения Z«, которые привыкли к игровому ...

Игротерапия в работе с тревожными детьми с ОВЗ

Данная статья рассматривает применение игровой терапии в работе с тревожными детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Авторы обосновывают необходимость использования игровых методик в психологической работе с данными детьми, так как игра ...

Профессиональная проба как эффективное средство профессионального самоопределения лиц с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями)

В статье рассмотрены возможности использования сетевых информационных технологий в учебном процессе, которые открывают большие возможности для развития у учащихся умения работать с информацией, что является необходимой современной компетенцией. Также...

Современное обучение иностранным языкам с использованием коммуникативного подхода

Статья о важности использования коммуникативного подхода при обучении иностранным языкам. Создавая реальные ситуации на занятиях, преподаватель тем самым повышает интерес студентов к изучению языка и мотивирует их в использовании его в своей жизни. П...

Задать вопрос