Анализ различных подходов к классификации цифрового образовательного контента для обучению иностранному языку | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №24 (523) июнь 2024 г.

Дата публикации: 10.06.2024

Статья просмотрена: 10 раз

Библиографическое описание:

Смирнова, А. Е. Анализ различных подходов к классификации цифрового образовательного контента для обучению иностранному языку / А. Е. Смирнова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 24 (523). — С. 205-207. — URL: https://moluch.ru/archive/523/115531/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье автор рассматривает различные подходы к классификации цифрового образовательного контента при обучении иностранному языку.

Ключевые слова: цифровой образовательный контент, иностранный язык, дистанционное обучение, образовательный контент, цифровой контент, электронный образовательный ресурс.

Информатизация общества влечет качественные изменения в системе образования. Применение цифровых средств и телекоммуникационных систем позволяет говорить о современном этапе информатизации образования — цифровизации, которая призвана обеспечить повышение эффективности всех видов образовательной деятельности и повышение качества подготовки кадров, соответствующих требованиям информационного общества. Таким образом в современных условиях цифровизации образования актуальными и инновационными направлениями развития системы образования являются: активное применение технологий электронного, смешанного, дистанционного обучения в образовательных организациях всех уровней образования; обеспечение широких возможностей для персонификации учебного процесса и активизации самостоятельности обучающихся на основе создания и продвижения открытого мультимедийного, интерактивного, цифрового образовательного контента и программно-методического обеспечения; создание и внедрение в образовательных организациях всех уровней образования электронных информационно-образовательных сред, основанных на единых технологических принципах, обеспечивающих поддержку управленческой и образовательной деятельности. размещаются на открытых образовательных порталах массовые открытые электронные курсы для всех желающих. [6]

Актуальность статьи обусловлена отсутствием единого стандарта типологии цифрового образовательного контента в обучении иностранному языку, исследованием обобщенной характеристики его различных форматов. Объектом исследования является процесс использования различных форматов цифрового образовательного контента при обучении иностранному языку. Предметом исследованияявляются особенности использования различных форматов образовательного контента при обучении иностранному языку. Целями проведенного исследования является анализ различных подходов к классификации цифрового образовательного контента для обучению иностранному языку.

«Современное состояние развития мультимедийных и ИТ-технологий позволяет поднять процесс освоения иностранных языков на очень высокий уровень», — утверждает профессор Д. Д. Аветисян [1].

Электронное обучение как комплекс образовательных технологий дополняется принципиально новым контентом и обеспечивается интерактивным доступом к нему:

— значительная часть образовательного контента расположена на веб-ресурсах в интернете;

— создаются условия синхронизированной доставки знаний: актуальная информация, размещенная на сайте, быстро попадает в учебный материал;

— развиваются педагогические интернет-сообщества, в которых специалисты системы образования смогут обмениваться интерактивным контентом, чтобы обеспечить многообразие понимания содержания и методики обучения для каждой конкретной дисциплины;

— учебные заведения и преподаватели объединяются для осуществления совместной образовательной деятельности в интернете на базе общих стандартов, соглашений и технологий;

— осуществляется коллективное обучение с помощью общего репозитория учебных материалов;

— обучаемые могут участвовать в разработке образовательного контента, что позволит им приобрести знания, умения, способы деятельности в соответствии с компетентностной моделью. [6]

В связи с дистанционным обучением возникла необходимость в цифровых технологиях для обеспечения учебно-методического контента студентов. Переход РФ на дистанционное обучение предполагает создание учебников с цифровым контентом. Печатные книги и тексты трансформируются в цифровые. По мнению Н. Карра, «будущее знаний и культуры более не заключено в книгах или звукозаписях, или компактных дисках. Оно заключено в цифровых файлах» [8].

В дистанционном обучении образовательный контент (содержание) — это основа цифрового образовательного ресурса (ЦОР).

Цифровой образовательный контент представляет собой совокупность учебно-методических, информационных материалов в электронно-цифровом формате. Он переносится в область программного обеспечения для самостоятельного интерактивного онлайн-обучения. Под интеграцией цифрового контента понимается создание оцифрованных учебных единиц (цифровых образовательных ресурсов) и их включение в систему дистанционного курса. Задачей разработчика дистанционного курса по иностранному языку является создание качественного цифрового контента с тем, чтобы студент на дистанционном обучении был в состоянии самостоятельно изучить предлагаемый материал, приобрести необходимые профессиональные и коммуникативные иноязычные компетенции. Использование в дистанционном образовании цифрового контента способствует повышению качества знаний и формируемых компетенций студентов и мотивирует их к самостоятельному изучению иностранных языков [7]. Цель цифрового образовательного контента — обеспечение равного доступа для всех участников образовательного процесса к образовательным ресурсам и технологиям, направленного на массовое качественное образование.

Существуют разные подходы к классификации цифрового образовательного контента, которые могут быть применены в подготовке обучающего курса по иностранному языку.

По мнению Д. Д. Аветисяна, электронный образовательный ресурс по иностранному языку представляет собой комплекс, состоящий из функциональных подсистем: Диалоги, Тренинги, Грамматика. Фонетика, Словарь, Страноведение и др. [1]

Согласно С. И. Десненко, Т. Е. Пахомовой [5] цифровой образовательный контент является основой электронного образовательного ресурса и предполагает создание, рассылку и получение контента в цифровом виде.

Цифровой образовательный контент может содержать:

— текстовые материалы в цифровом виде — учебные пособия, рекомендации, инструкции, статьи, посты в социальных сетях и блогах;

— видеоматериалы — лекции, уроки, анимационные учебные ролики и др.;

— графические материалы — фотографии, инфографика, рисунки и др.; аудиоматериалы — подкасты, аудиолекции и др. [5].

Для организации онлайн (online) обучения цифровой образовательный контент может быть представлен в виде электронных изданий, электронных образовательных ресурсов, массовых открытых образовательных курсов, дистанционных учебных курсов, открытых образовательных ресурсов.

Согласно Е. Г. Гаевской, электронные учебные ресурсы подразделяются на авторские и открытые, на электронные курсы и репозитории (хранилища) учебных ресурсов [2].

Гущина О. М. [3] определяет цифровой образовательный ресурс как электронный образовательный ресурс, хранимый и передаваемый в цифровой форме, [3] и подразделяет его на:

— Медиаконтент. К медиаконтенту относят видеофильмы, видеоуроки, аудиофайлы.

— Графический контент. Это изображения, графика, схемы, диаграммы, инфографика — графический способ подачи информации, данных и знаний, целью которого является быстро и чётко преподносить сложную информацию. Сюда же можно отнести интеллект-карты — особый вид записи материалов в виде радиантной структуры, то есть структуры, исходящей от центра к краям, постепенно разветвляющейся на более мелкие части. Интеллект-карты могут заменить традиционный текст, таблицы, графики и схемы.

— Текстовый контент. К этому виду контента относят текстовые документы, электронные книги, информационные сайты, презентации и так далее. Данный вид контента предназначен для воспроизведения на цифровых устройствах.

Кондрахина Н. Г., Южакова Н. Е. в статье «Современные мультимедийные технологии обучения иностранному языку в разрезе цифровизации» [7] предлагают свой подход к классификации цифрового контента. В основу их классификации положен признак функциональности, разделяющий ЦОР на информационные, практические (интерактивные), контрольные. Следующим признаком выступает представленность основной информации (текстовые, мультимедийные, цифровые ресурсы). Внутри классификации учитывается также признак авторства при создании цифрового ресурса — авторские или открытые ресурсы. С одной стороны, преподаватель сам является источником цифровых ресурсов, создавая и строя авторский контент. С другой стороны, преподаватель интегрирует в дистанционный учебный курс цифровые ресурсы, доступные из открытых источников интернета.

Литература:

  1. Аветисян, Д. Д. Образовательный контент для дистанционного обучения. / Д. Д. Аветисян. — Текст: непосредственный // Преподаватель 21 век. — 2009. — № 1. — С. 46–53.
  2. Гаевская, Е. Г. Теоретические аспекты классификации электронных учебных ресурсов / Е. Г. Гаевская. — Текст: непосредственный // Журнал Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. — 2013. — № 1. — С. 203–209.
  3. Гущина, О. М. Цифровая культура: учебно-методическое пособие / О. М. Гущина, Е. В. Панюкова. — Тольятти: ТГУ, 2023. — 142 с. — ISBN 978–5–8259–1343–8. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/396050 (дата обращения: 04.05.2024).
  4. Десненко, С. И. Формирование ИКТ-компетентности будущего педагога в условиях цифровизации образования: монография / С. И. Десненко, Т. Е. Пахомова. — Чита: ЗабГУ, 2021. — 274 с. — ISBN 978–5–9293–2915–9. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/271937 (дата обращения: 04.05.2024).
  5. Десненко, С. И. Особенности цифрового образовательного контента при организации дистанционного обучения в профессиональном образовании / С. И. Десненко, Т. Е. Пахомова // Ученые записки Забайкальского государственного университета. ‒ 2020. ‒ Т. 14, № 1. ‒ С. 58‒7
  6. Информационные технологии в образовании: практикум для бакалавров направления подготовки «Педагогическое образование»: учебное пособие / Т. В. Аршба, А. Н. Богданова, Е. С. Гайдамак, Г. А. Федорова; под редакцией Г. А. Федоровой. — Омск: ОмГПУ, 2020. — 108 с. — ISBN 978–5–8268–2262–3. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/189065 (дата обращения: 04.05.2024).
  7. Кондрахина Н. Г., Южакова Н. Е. Современные мультимедийные технологии обучения иностранному языку в разрезе цифровизации. Гуманитарные науки.Вестник Финансового университета.2021;11(6):127–133. DOI: 10.26794/2226–7867–2021–11–6–127–133.
  8. Carr N. The shallows: what the internet is doing to our brains. New York and London: W.W Norton & Co.; 2011. 280 p.
Основные термины (генерируются автоматически): цифровой образовательный контент, иностранный язык, дистанционное обучение, образовательный контент, цифровой контент, электронный образовательный ресурс, ресурс, дистанционный курс, образовательная деятельность, цифровой вид.


Похожие статьи

Сравнительный анализ цифрового образовательного контента для развития навыка аудирования на английском языке у учащихся дополнительного образования на среднем этапе обучения

В статье автор рассматривает различные форматы цифрового образовательного контента для развития навыка аудирования на английском языке у учащихся дополнительного образования на среднем этапе обучения.

Дистанционное обучение как современное средство интегрирования информационных технологий в образовательный процесс

В статье автор исследует применение дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе средней общеобразовательной школы.

Цифровой мир финансовой грамотности

В статье рассмотрены возможности использования цифровых образовательных ресурсов в учебном процессе. Рассмотрены варианты и специфика применения современных цифровых образовательных ресурсов при формировании финансовой грамотности обучающихся системы...

Использование информационно-коммуникационных технологий при обучении иностранным языкам

В статье автор исследует возможности современных интерактивных технологий для обучения иностранным языкам студентов, приводит примеры программ и приложений для изучения иностранного языка, представляет компьютерные обучающие программы как дополнитель...

Дидактические аспекты использования интернет-ресурсов при изучении иностранных языков

В данной статье рассматриваются особенности развития интернет-технологий в обучении иностранному языку. Проведен перекрестный и сравнительный анализ влияния методик и различных факторов на развитие лингвистики и образования.

Особенности применения технологий дистанционного обучения детей дошкольного возраста в условиях дополнительного образования

В статье рассматриваются вопросы цифровой трансформации дошкольного образования и применения информационно-коммуникационных технологий в современных образовательных учреждениях. Анализируются особенности применения технологий дистанционного обучения ...

Интерактивные платформы как средство развития лексических навыков у младших школьников

В статье автор рассматривает возможность развития лексических навыков у младших школьников посредством интерактивных платформ обучения как одного из эффективных современных методов интерактивного обучения иностранному языку в начальной школе.

Формирование цифровых компетенций в обучении школьников информатике

В статье автор, проанализировав исследовательские работы, выделяет основные подходы к формированию компетенций цифровой экономики у школьников по предмету «Информатика». В рамках выделенных подходов описывает задания, способствующие развитию ключевых...

(СТАТЬЯ ОТОЗВАНА) Организация электронного обучения посредством дистанционных образовательных технологий

Статья рассматривает электронную образовательную среду как совокупность средств и ресурсов, требования к составу и содержанию учебного контента для дистанционного обучения, а также к педагогической технологии, которая будет использованы в образовател...

Электронные образовательные ресурсы как средство формирования лексико-грамматических навыков у учащихся младших классов

Данная статья рассматривает использование электронных образовательных ресурсов (далее ЭОР) в контексте формирования лексико-грамматических навыков в рамках обучения иностранных языков у учащихся младшего школьного возраста.

Похожие статьи

Сравнительный анализ цифрового образовательного контента для развития навыка аудирования на английском языке у учащихся дополнительного образования на среднем этапе обучения

В статье автор рассматривает различные форматы цифрового образовательного контента для развития навыка аудирования на английском языке у учащихся дополнительного образования на среднем этапе обучения.

Дистанционное обучение как современное средство интегрирования информационных технологий в образовательный процесс

В статье автор исследует применение дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе средней общеобразовательной школы.

Цифровой мир финансовой грамотности

В статье рассмотрены возможности использования цифровых образовательных ресурсов в учебном процессе. Рассмотрены варианты и специфика применения современных цифровых образовательных ресурсов при формировании финансовой грамотности обучающихся системы...

Использование информационно-коммуникационных технологий при обучении иностранным языкам

В статье автор исследует возможности современных интерактивных технологий для обучения иностранным языкам студентов, приводит примеры программ и приложений для изучения иностранного языка, представляет компьютерные обучающие программы как дополнитель...

Дидактические аспекты использования интернет-ресурсов при изучении иностранных языков

В данной статье рассматриваются особенности развития интернет-технологий в обучении иностранному языку. Проведен перекрестный и сравнительный анализ влияния методик и различных факторов на развитие лингвистики и образования.

Особенности применения технологий дистанционного обучения детей дошкольного возраста в условиях дополнительного образования

В статье рассматриваются вопросы цифровой трансформации дошкольного образования и применения информационно-коммуникационных технологий в современных образовательных учреждениях. Анализируются особенности применения технологий дистанционного обучения ...

Интерактивные платформы как средство развития лексических навыков у младших школьников

В статье автор рассматривает возможность развития лексических навыков у младших школьников посредством интерактивных платформ обучения как одного из эффективных современных методов интерактивного обучения иностранному языку в начальной школе.

Формирование цифровых компетенций в обучении школьников информатике

В статье автор, проанализировав исследовательские работы, выделяет основные подходы к формированию компетенций цифровой экономики у школьников по предмету «Информатика». В рамках выделенных подходов описывает задания, способствующие развитию ключевых...

(СТАТЬЯ ОТОЗВАНА) Организация электронного обучения посредством дистанционных образовательных технологий

Статья рассматривает электронную образовательную среду как совокупность средств и ресурсов, требования к составу и содержанию учебного контента для дистанционного обучения, а также к педагогической технологии, которая будет использованы в образовател...

Электронные образовательные ресурсы как средство формирования лексико-грамматических навыков у учащихся младших классов

Данная статья рассматривает использование электронных образовательных ресурсов (далее ЭОР) в контексте формирования лексико-грамматических навыков в рамках обучения иностранных языков у учащихся младшего школьного возраста.

Задать вопрос