В статье рассматриваются вопросы, связанные с формированием у обучающихся начальной школы базовых навыков, необходимых для понимания и применения орфографических и грамматических правил письма.
Ключевые слова: младшие школьники, письмо, базовые навыки, орфографические правила, грамматические правила.
В данной статье рассмотрим формирование у младших школьников базовых навыков, необходимых для понимания и осознанного применения орфографических и грамматических правил письма. О значении письма как одного из видов речевой деятельности современного человека говорили многие ученые и практики. Важность грамотного письма понимают и школьники с первых лет обучения в начальной школе. Раскроем основные понятия, заявленные в названии статьи.
А. Б. Аникина, М. Б. Попов, В. Я. Пропп, Д. Э. Розенталь и др. рассматривают письмо как вид речевой деятельности с использованием специальных графических знаков (т. е. букв алфавита) с соблюдением установленных в определенном социуме правил (орфографических, грамматических и других). Общеизвестно, что орфография является общепринятой системой правил написания, а грамматика — строем языка, включающим способы соединения слов в словосочетания и предложения, написание сложных слов, образующие вместе с особенностью устной речи целую систему. Подобное толкование находим у Е. М. Галкиной-Федорук, А. Н. Гвоздева, Ф. Ф. Фортунатова и др. В результате языковых обобщений появляются правила, например, орфографическое правило трактуется М. С. Соловейчик и др. трактуют как результат фонетических или грамматических обобщений.
Любой здравомыслящий человек понимает, что грамотное письмо должно основываться на знании правил. Это доказывают и ученые, и практики, подчеркивая значимость грамматических и орфографических правил.
Современные филологи (Ф. И. Буслаев, Е. И. Дибровой, Б. Р. Мандель и др.) выделяют основные базовые навыки, являющиеся считает важными предпосылками усвоения грамматических и орфографических правил:
— сформированность логического мышления, способности к обобщению, абстрагированию;
— психологические факторы (сохранность процессов памяти, мышления, внимания и др.);
— полноценное развитие мышления и речи;
— овладение навыками умственной деятельности;
— сформированность фонематического анализа и синтеза слов;
— навыки морфологических обобщений;
— сформированность синтаксического строя речи, формообразующих и словообразующих процессов);
— мотивация к изучению правил русского языка с целью грамотного письма и др.
В начальных классах используются следующие типы орфографических правил:
а) требование или запрещение, которое не ведет к рассуждению или сложному действию (правописание ча, ща, жи, ши, чу, щу );
б) указание для выбора на основе смысла написания из нескольких вариантов («Имена, фамилии, названия рек, городов и др. пишутся с заглавной буквы». Укажем алгоритм рассуждения: 1) прочитать предложение (О ком, о чем в нем говорится?); 2) назвать собственное имя; 3) выбрать нужную букву — прописную или строчную;
в) правило — указание для наблюдений над языком («Общая часть родственных слов, или корень, пишется одинаково»). Приведем алгоритм рассуждения: 1) подобрать несколько родственных слов к проверяемому; 2) выделить корень во всех словах; 3) сравнить; 4) найти орфограмму, если она есть; 5) проверить орфограмму по сильной позиции фонемы; 6) сделать вывод о написании;
г) грамматические правила, показывающие правильное написание; не дающие орфографических указаний, но подводящие к определенному выводу (правила склонения имен существительных). Укажем алгоритм рассуждения: 1) определить тип склонения проверяемого существительного; 2) определить падеж, число; 3) выделить окончание; 4) определить, есть ли в нем орфограмма или безударный гласный звук; 5) проверить окончание по таблице всех трех склонений. Написать, проговорить, включить в предложение. Другой вариант проверки — без таблицы склонений: после 4-го шага подобрать другое имя существительное того же склонения, в том же падеже и числе, где гласный стоит в сильной позиции, и написать безударное окончание так, как в ударном;
д) правило — предписание к процедуре проверки, где само правило принимает форму алгоритма (проверка безударных личных окончаний глаголов I и II спряжений в настоящем и будущем времени читать и строить). Приведем пример алгоритма рассуждения: 1) образовать форму настоящего времени: ты читаешь, ты строишь (можно взять и другое какое-нибудь лицо: они читают, они cтpoят ); 2) убедиться, что окончание безударное, иначе проверять не нужно; 3) если безударное, надо узнать, какого оно спряжения: I или II. Для этого убедиться, не входят ли проверяемые глаголы в число 7 исключений на -еть в инфинитиве ( смотреть, видеть, зависеть, ненавидеть, обидеть, терпеть, вертеть ) и 4 — на -ать ( слышать, дышать, держать, гнать ). Если проверяемые глаголы — исключения, то проверка окончена: эти глаголы имеют в окончаниях и и я . Но если проверяемые глаголы не являются исключениями, то продолжается выяснение: к I или II спряжению они относятся.
Для формирования базовых навыков, лежащих в основе орфографических и грамматических правил письма учителя начальных классов используют разнообразные игры и упражнения. Приведем некоторые примеры, апробированные в собственном опыте педагогической деятельности:
1) выбрать из группы слов (предметов или картинок) те, в которых есть звук ч, можно включить такие предметы, как чай, чемодан, черника. При подборе слов со звуком з рекомендуется использовать прием подбора однокоренных слов, что будет способствовать формированию способов словообразования (заяц — зайчонок — зайчиха — заячий и т. п.);
2) прочитать слова, найти те, которые произносятся иначе, чем пишутся: лом, рыбка, кора, гриб, ноль, дед;
3) найти в тексте на слух все слова с безударными гласными в корне: Холодно и голодно птицам зимой. Без корма птички слабеют и замерзают. Пожалей пернатых друзей! Брось им пшена, привяжи кусочки сала. В столовую прилетят синички, снегири. Ведь птицы платят добром за добро. Это они спасают сады и огороды от вредителей;
4) доказать, что слова являются однокоренными: соль — соленый, мать — материнский.
Методику работы по формированию у младших школьников базовых навыков, необходимых для понимания и применения орфографических и грамматических правил письма можно сформулировать следующим образом:
— создание учебной ситуации, порождающей потребность в проверке орфограммы;
— поиск способа действия, опора на знание правил, указания, прошлый опыт;
— составление алгоритма выполнения действия по правилу;
— выполнение самого действия по алгоритму, по этапам;
— повторное, многократное выполнение действий по алгоритму в изменяющихся условиях и вариантах с постепенным свертыванием алгоритма и сокращением действия;
— появление элементов автоматизма, усиление автоматизации на основе многократного выполнения действия;
— достижение автоматизма безошибочного письма с постепенным отказом от применения правил.
Для эффективного формирования у обучающихся базовых навыков, необходимых для понимания и применения орфографических и грамматических правил письма необходима помощь родителей. С этой целью педагоги проводят родительские собрания, консультации, родительские конференции, дни открытых дверей, тематические консультации, родительские чтения, родительские вечера и другие мероприятия, на которых рассматриваются вопросы по грамотному письму младших школьников и оказанию им помощи со стороны школьных учителей и родителей. На данные мероприятия приглашаются и учителя-логопеды.
Таким образом, формирование у младших школьников базовых навыков, необходимых для понимания и осознанного применения орфографических и грамматических правил письма, является комплексной задачей учителей начальных классов, специалистов (учителей-логопедов, учителей-дефектологов) и родителей.