В статье автор исследует развитие естествознания в Средние века и анализирует феномен алхимии, акцентируя внимание на особенностях научного знания в этот период. Рассматриваются основные направления средневековой науки: физико-космологическое, оптика, биология и комплекс астрологических и медицинских знаний. Подчеркивается символическое восприятие природы, тесная связь науки и религии, а также влияние античных учений на формирование средневековых представлений о природе. Анализируются труды ключевых мыслителей и ученых, таких как Фома Аквинский, Альберт Великий, Парацельс и Николай Коперник, их вклад в развитие науки и медицины.
Ключевые слова: Средние века, естествознание, алхимия, символизм, Фома Аквинский, Альберт Великий, Парацельс, научные методы, медицинская практика.
С момента V по XV века медленно, но верно формировался и расцветал феодализм, система, где земля и власть принадлежали знатным семьям, называемым феодалами, и где население работало на них в обмен на защиту и землю. В это время научные знания имели свои особенности, которые отличались от современных принципов разделения научных дисциплин.
Целью нашей статьи является многоаспектное рассмотрение процесса развития естествознания в Средние века, изучение феномена алхимии.
Научные знания Средневековья можно разделить на четыре основных направления: физико-космологическое, оптику, науку о живом и комплекс астрологических и медицинских знаний [1, c. 72].
Физико-космологическое направление опиралось на учения древнегреческого философа Аристотеля и объединяло понимание физических законов, астрономии и математики. Это стало фундаментом для развития математической физики в последующие времена.
Оптика, или наука о свете, была частью более обширной концепции «метафизики света», в которой изучалось природное явление света.
Наука о живом включала в себя изучение души как источника жизни для растений, животных и человека. Это направление было связано с философскими и религиозными представлениями о природе человека и мира.
Комплекс астрологических и медицинских знаний объединял в себе учения о минералах, алхимии и медицине, которые имели большое значение в средневековой культуре.
Средневековое представление о природе основывалось на библейском учении о сотворении мира, согласно которому мир был создан Богом как реализация его замысла. Все природные явления рассматривались как проявления божественного замысла.
Для средневекового человека религиозная вера была неотъемлемой частью познания природы, а физические законы рассматривались как часть религиозной метафизики. Природа воспринималась как живая иллюстрация божественного откровения.
Каждая научная теория о природе опиралась на идею космического порядка, который отражал божественный замысел, и представляла собой логически связанное целое, выражающее волю Творца.
В средневековье научные представления тесно переплетались с религиозными убеждениями, воплощая идею мироустройства, зиждущегося на божественном замысле. Основным концептом средневекового мировоззрения было признание миропорядка, который считался отражением Божьей воли и идей. Человек считался центром этого замысла, а весь мир, включая время и пространство, согласовывался с божественным замыслом.
Такие мыслители, как Фома Аквинский, утверждали, что начало всех вещей лежит в Боге, а целью всех явлений должно быть духовное благо, выходящее за пределы мирского. В этом понимании мир земных проявлений рассматривался как лишь символичное отражение более глубокого духовного мира.
Для средневекового человека символическое понимание мира имело огромное значение. Природа воспринималась как аллегория религиозных идей, отражающих общественное устройство. В литературе и философии того времени растения и животные рассматривались не только как объекты природы, но и как символы, выражающие различные духовные концепции. Например, львица могла символизировать мудрость, а лилия — невинность.
Трактат « О поучениях и сходствах вещей» доминиканского монаха Иоана де Санто Джеминиано из Сиены, написанный в XIV веке, впервые представил информацию, организованную не по алфавиту или категориям природы, а по символам, которыми служили растения и животные. Это подчеркивает важность символического восприятия мира в средневековье.
Средневековые тексты, которые частично обладали научными характеристиками, смешивали естественнонаучное и символическое видение мира. Это усложняло выделение четких научных знаний, особенно в биологии, что делает обсуждение биологии в Средневековье условным.
Научная дисциплина, как биология, еще не была выделена в отдельную область и не разделилась от общего религиозно-философского восприятия мира. Средневековая биология больше была отражением культуры того времени, чем реальной отраслью науки со своим собственным предметом изучения.
Основными источниками знаний о биологии в раннем и высоком Средневековье были сочинения, такие как «Физиолог» и «Бестиарий». В них содержались описания животных, упомянутых в Библии, а также фантастических существ, а иногда и морально-религиозные поучения, основанные на животных. Другими источниками для этих произведений были античные авторы, такие как Плиний [3, c. 123].
Наиболее значимыми источниками сведений о биологических знаниях были энциклопедические сочинения Альберта Великого и Венсана де Бове, созданные в XIII веке. В этих сочинениях были разделы, посвященные растениям и животным, взятые в основном из работ античных авторов, особенно Аристотеля. Альберт Великий, следуя за Аристотелем, связывал жизнедеятельность растений с «вегетативной душой».
Альберт Великий развивал учение о функциях различных частей растений, видя в них функциональное подобие с органами у животных. Он считал, например, что корень растения идентичен рту животного. В те времена также были описаны различные факты о селекции культурных растений, хотя идеи об изменчивости растений под воздействием среды иногда принимали фантастические формы, вроде буков, превращающихся в берёзы. Альберт Великий описывал растения в своих сочинениях в алфавитном порядке, не придерживаясь какой-либо системы, а его зоологические сведения также были подробны и опирались на авторитеты, такие как Аристотель, Гален и Плиний.
В средневековье свод знаний «Зеркало природы» Венсана де Бове подобно энциклопедическому труду Альберта Великого содержал информацию о растениях и животных. Однако, описания животных у де Бове были более точными, чем у Альберта Великого, и чаще содержали ссылки на классические источники, такие как произведения Плиния и энциклопедии Исидора Севильского. В его труде присутствовали не только описания животных и растений, но и рассуждения о принципах зоологии, психологии, анатомии и физиологии, а также множество символических интерпретаций, что было характерно для средневекового мышления.
С увеличением интереса к медицине в Средние века появилось более практичное отношение к изучению животных и растений. Монахи, занимавшиеся медицинской практикой, уделяли особое внимание лечебным свойствам растений и минеральных веществ.
Важными трудами этого времени были «Травник из Гланстонбери» (X в.), содержащий подробные описания лекарственных растений, труд лондонского врача и натуралиста Эдварда Уоттона «О различии животных» (XVI в.), а также один из первых трудов по описательной энтомологии XVI века, написанный лондонским врачом Моуфетом. Все эти произведения представляли собой описательные «атласы», не содержащие значительных теоретических обобщений.
В XIV — XV веках произошли значительные изменения в общественной и культурной жизни Западной Европы, особенно в Италии, где феодальные отношения постепенно уступали место буржуазным, способствуя формированию более прогрессивных форм хозяйственного и общественного развития. Этот период также ознаменовался утверждением опытного метода в науке, который предпочитал наблюдение и точные измерения. Математика стала царицей всех наук [2, c. 45].
В XIV — XVI веках произошло возрождение лучших аспектов античного мировоззрения, а достижения древних философов и ученых стали образцами для подражания. Каноны схоластического мышления постепенно разрушались, уступая место более прогрессивной метафизической модели. Этот период получил название «Возрождение», так как культура того времени была пронизана духом древней Античности и стремилась к реализму.
С началом Великих географических открытий расширялся круг обжитого мира, что привело к появлению новых видов растений и животных и расширению представлений о мире. Колониальные экспансии и культурный обмен также способствовали появлению фантастических описаний, однако за ними часто скрывались реальные открытия.
Возрождение было периодом гуманистического мировоззрения, утверждения опытного метода в науке и развития математики и механики. Величайшим прогрессом этой эпохи стало изобретение книгопечатания, которое существенно ускорило распространение знаний.
До наших дней дошли три важных произведения средневековой эпохи: «Травник из Гланстонбери» (X в.), содержащий подробные описания лекарственных растений, труд лондонского врача и натуралиста Эдварда Уоттона «О различии животных» (XVI в.), и один из первых трудов по описательной энтомологии XVI века, написанный лондонским врачом Моуфетом. Все они являются описательными «атласами», лишенными значимых теоретических обобщений.
В XIV — XV веках произошли значительные перемены в общественной и культурной жизни Западной Европы, особенно в Италии. Феодальные отношения постепенно уступили место буржуазным, способствуя формированию более прогрессивных форм хозяйственного и общественного развития. Этот период также характеризовался утверждением опытного метода в науке, предпочтение которому отдавалось наблюдению и точному измерению. Математика стала основой всех наук.
В XIV — XVI веках произошло возрождение лучших аспектов античного мировоззрения, а достижения древних философов и ученых стали образцами для подражания. Каноны схоластического мышления постепенно разрушались, уступая место более прогрессивной метафизической модели. Этот период получил название «Возрождение», так как культура того времени стремилась к восстановлению древних источников знаний и реализму [4, c. 55].
С началом Великих географических открытий расширился круг обжитого мира. Путешественники привозили образцы растений и животных из новых, ранее неизвестных земель, расширяя представления о мире. Колониальные экспансии и культурный обмен привели к появлению фантастических описаний, но за ними скрывались реальные открытия.
Возрождение было эпохой гуманистического мировоззрения, утверждения опытного метода в науке и развития математики и механики. Величайшим прогрессом этой эпохи стало изобретение книгопечатания, что существенно ускорило распространение знаний.
В период бурного накопления нового материала развивались новые принципы познания, которые внесли значительный вклад в научные представления. Среди выдающихся деятелей Возрождения, таких как Леонардо да Винчи, Джордано Бруно, Николай Коперник и другие, зародились идеи, которые стали основой для дальнейших научных открытий.
Леонардо да Винчи считал, что знания, основанные лишь на опыте, ограничены и недостаточно надежны. Он полагал, что природа подчиняется закономерностям, которые можно изучить и использовать для научного прогнозирования. Для Леонардо основой познания были математика и механика.
Вместе с Леонардо да Винчи титаном Возрождения был Николай Коперник, который внёс значительный вклад в астрономию и математику. Его образование включало изучение астрономии, математики, а также юридических наук и медицины. Будучи студентом в Кракове, Коперник выявил противоречия в геоцентрической системе Птолемея и продолжил свои исследования в Италии, прежде чем вернуться на родину, в Польшу. Там он работал над астрономическими исследованиями в обсерватории, которая сейчас является музеем. Его труды по астрономии были изложены в трактате «Об вращении небесных сфер», который, однако, был запрещён инквизицией до 1828 года.
Кроме своих астрономических достижений, Коперник был известен как врач и человек, заботившийся о здоровье своих соотечественников. Он активно занимался профилактической медициной и участвовал в строительстве санитарно-технических сооружений, таких как водопроводы и гидротехнические комплексы, в различных городах Польши. Эти усилия по повышению санитарных стандартов отражены на надписи на одной из башен во Фромборке.
Таким образом, Леонардо да Винчи и Николай Коперник, наряду с другими титанами Возрождения, играли ключевую роль в развитии научных представлений и основ в период нового познания и открытий.
Галилео Галилей, великий ученый эпохи Возрождения, принесший значительный вклад в развитие современной науки, представил смелые идеи, перевернувшие представления о мире. Он утверждал, что вечный и бесконечный мир состоит из неизменных атомов, движущихся в соответствии с непреложными законами механики. В его учении особое место занимала математика, которая, по его мнению, является ключом к пониманию мира.
Галилей акцентировал внимание на методах индукции и анализа, подчеркивая важность синтетической работы ума, известной как «композитивный метод». Его выдающиеся достижения включают изобретение термоскопа, предшественника современного термометра. В термоскопе Галилея использовался расширяющийся воздух, а не ртуть, как в современных термометрах.
Несмотря на свои научные достижения, Галилео столкнулся с преследованиями со стороны представителей католической церкви, которые понимали, что его учение представляет угрозу для религиозного мировоззрения. Современником Галилея был Рене Декарт, великий философ и естествоиспытатель XVII века, создавший первую систему природы, основанную на принципах механики.
Декарт утверждал, что материя тождественна протяженности и состоит из бесконечно делимых частиц-корпускул, находящихся в непрерывном движении. Он отвергал пустоту и рассматривал движение материи как перемещение в пространстве согласно законам механики. Декарт также выдвинул теорию вихрей для объяснения взаимодействия тел, отвергая дальнодействие [6, c. 35].
На основе учения Декарта формировались такие направления, как ятроматематика, ятрофизика и ятромеханика, которые рассматривали жизнедеятельность организма с позиций физики и математики. Ятрохимия также получила широкое распространение, связывая процессы в организме с химическими реакциями.
Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм, известный как Парацельс, является ярким представителем ятрохимии и одним из основателей этого направления в медицине.
Достоверных портретов Парацельса (1493–1541 гг.) до настоящего времени не дошло. Представленный портрет один из самых известный вариантов облика великого врача.
Эссе, освещающее биографию этого выдающегося индивида, будет исключительно интересным и просветительским произведением. Оно раскроет значимость различных направлений в медицине, а именно ятрохимии, ятрофизики и ятромеханики, а также эволюцию этих научных дисциплин.
Важнейшей общей чертой всех упомянутых направлений является их стремление к созданию единой природной системы. Старейшей из них является ятромеханика, однако ее основы, хоть и утонченные и древние, не обладают современными научными характеристиками. Напротив, ятрохимия и ятрофизика всегда опирались на научный метод, а именно на наблюдения и эксперименты. Ятромеханика, с другой стороны, вытекала из убеждения в том, что все явления во Вселенной оказывают влияние на жителей Земли, и движения в макрокосмосе формируют судьбу микрокосмоса — каждого человека. Соперниками этой веры служила астрология, чьи покровители находились среди пап, императоров и полководцев.
Развитие ятроматематики заключалось в установлении аналогий между макро- и микрокосмосом, при этом знаки зодиака ассоциировались с различными частями тела. Изобретение первого медицинского термометра приписывается профессору Падуанского университета, С. Санторио, чей прибор позволял измерять теплоту человеческого тела и стал важным инструментом для врачей по всему миру. Кроме того, Санторио открыл понятие перспирации — процесс потери воды через кожу, что послужило началом развития потогонного лечения.
Хотя ятрофизики иногда допускали ошибки, их работа всегда осуществлялась на основе наблюдений и экспериментов, что является фундаментальными принципами естественных наук и медицины. Они стремились к количественной оценке различных функций человеческого организма и его органов, что сыграло важную роль в развитии экспериментальной физиологии.
Особое внимание уделялось сохранению и передаче знаний в период до изобретения книгопечатания. Каждая книга представляла собой ценный объект, а работа монахов-переписчиков требовала максимальной точности и ответственности.
Таким образом, информация, содержащаяся в литературе, имела высокую ценность, особенно в области медицины и точных наук, поскольку она играла важную роль в поддержании жизни человеческого общества. В раннем Средневековье, когда эксперименты были опасными из-за сложившихся политико-экономических отношений и резкого роста населения, извлечение ценных знаний из древних авторов было единственным путем улучшения практического опыта без риска жизни.
В Средние века теология внесла свой вклад в развитие медицины и науки. Ее метод основывался на том, что священные тексты, хоть и содержались в поэтической и многозначительной форме, могли быть истолкованы с использованием формальной аристотелевской логики. Это дало начало схоластике — методу познания, при котором выводы делались из священных текстов, но не допускалось отклонение от них. Однако католическая церковь часто оказывала давление на средневековых ученых, и их исследования, при этом, должны были соответствовать церковной догме, что порой противоречило мнениям древних авторов.
Из «Гиппократова сборника» для изучения допускались только «Афоризмы» и «Прогностика», не содержащие философских рассуждений или анализа практического опыта. Труды Галена и Авиценны читались с комментариями, и экспериментальные данные из трудов Галена были исключены, а его философские взгляды стали догмой схоластической медицины. Это привело к галенизму — одностороннему толкованию учения Галена, и многие другие авторы стали подвержены тому же. В итоге, эти ограничения мешали научному прогрессу и застопорили его на многие годы.
Роджер Бэкон был одним из ученых, пытавшихся продвигать научный прогресс в этот период. Он был критиком схоластики и веры в авторитеты, утверждая, что опыт и наблюдения являются надежным источником знания. Бэкон считал, что опыт обучает лучше, чем логические выводы, и стремился применить научные знания для развития различных областей, включая технологию, сельское хозяйство и медицину. Несмотря на его усилия, его работы были запрещены церковью, и его главное сочинение было опубликовано только много лет спустя.
В эпоху Средних веков понятие «университет» не отражало образовательные институты, как мы привыкли сегодня видеть, а скорее представляло собой объединение людей одной профессии или занятия, объединенных общей присягой или клятвой на совместные действия. С течением времени этот термин приобрел новое значение и стал обозначать профессиональные корпорации преподавателей и учеников. В XII веке после получения папской хартии университеты стали полноценными образовательными заведениями.
Средневековые университеты обладали значительной степенью независимости от как церковных, так и светских властей. Церковникам было запрещено вмешиваться в их дела, а сами университеты имели собственные органы управления и суды. Ученые степени, присваиваемые университетами, признавались во всем христианском мире.
В средневековых университетах обычно существовали три высших факультета: богословский, медицинский и юридический, при этом ведущая роль принадлежала богословскому. Помимо них, существовал подготовительный факультет свободных искусств, где студенты изучали предметы по программе Trivium (грамматика, риторика и диалектика) и Qadrivium (математика, геометрия, астрономия и музыка).
Студентами университетов были как молодые люди, так и зрелые, включая архидьяконов, прелатов и светских феодалов. Обучение завершалось получением степеней бакалавра и магистра искусств, после чего студенты продолжали обучение на одном из высших факультетов.
Средневековые университеты были многонациональными, и студенты объединялись в землячества. Бродячие студенты, путешествующие от университета к университету, также составляли важную часть культуры университетов, продолжая свое образование и внося вклад в научное сообщество.
Салернская медицинская школа была одной из старейших и занималась не только практикой, но и обучением. Она была светской и известна своим практическим подходом в лечении. Получив эксклюзивное право от императора Священной Римской империи Фридриха II, она стала выдавать степень доктора медицины и лицензии на врачебную практику. Программа обучения в школе включала три года подготовительного курса и пять лет изучения медицины, а завершалось обучение годовой врачебной практикой.
Салернская школа стала важным фактором в развитии медицины в средневековой Европе и оказывала существенное влияние на медицинскую практику своего времени. Студентами школы были не только мужчины, но и женщины, которые внесли значительный вклад в медицинскую науку.
Женщины-врачи Средних веков внесли огромный вклад в развитие медицины, преодолевая социальные барьеры и стереотипы своего времени. Они не только занимались акушерством и гинекологией, но и активно участвовали во всех областях медицины, включая хирургию и военную медицину. Некоторые из них, такие как Абелла, Тротула и Константа Календа, стали знаменитыми врачами и учеными, сделав значительные открытия и вклады в медицинскую науку.
Примером выдающихся женщин-врачей Средних веков стала Алессандра Джилиани, первая женщина-анатом. Служа помощником Мондино де Лиуцци, она проводила исследования в области системы кровообращения и создавала анатомические модели, хотя её жизнь оборвалась рано из-за сепсиса.
Другая выдающаяся фигура — Жаклин Фелисия, родившаяся во Флоренции и обучившаяся в Болонском университете. Работая врачом в Париже, она не имела лицензии, но признавалась одним из лучших врачей и хирургов Парижа. Её работу прервали запрет на практику после суда, но свидетельства свидетельствуют о её успехах в лечении тяжелых случаев.
Некоторые другие выдающиеся женщины-врачи включают Меркуриаду, Ребекку де Гуарну и Калариче ди Дурисио, которые внесли значительный вклад в различные области медицины. Важную роль сыграла и Доротея Боччи, которая руководила кафедрой медицины и философии в Болонском университете, внося значительный вклад в медицинскую науку и образование.
Салернский кодекс здоровья, созданный Арнольдо из Виллановы, стал одним из лучших сочинений медицинской школы Салерно. Этот кодекс посвящен диетике, профилактике и содержит описание человеческого тела и признаков заболеваний.
Открытие университетов в XIII веке стало важным этапом в развитии медицинского образования. Медицинские факультеты этих университетов стали основой для профессионального обучения врачей и научного исследования в области медицины.
Все эти женщины-врачи и медицинские ученые внесли значительный вклад в развитие медицинской науки в Средние века, открывая новые горизонты в науке и здравоохранении, и демонстрируя важность женщин в этой сфере.
Подводя итоги, можно сказать, что в Средние века развитие естествознания имело сложный характер, в котором сосуществовали различные подходы и взгляды. Философы и ученые того времени, такие как Фома Аквинский, Альберт Великий, Венсан де Бове, и другие, предлагали различные концепции и интерпретации природы и ее закономерностей.
Фома Аквинский представлял мир как символическое отражение более глубокого духовного мира, считая, что начало всех вещей лежит в Боге, а цель всех явлений должно быть духовное благо. Его философия ставила в центр внимания духовные и религиозные аспекты мира, при этом природные явления рассматривались как иллюзорные проявления высшего духовного порядка.
Альберт Великий, следуя за Аристотелем, в своих сочинениях описывал жизнедеятельность растений и животных, связывая ее с концепцией «вегетативной души». Он старался объяснить природные явления с помощью наблюдений и анализа, придавая большое значение естественным процессам и функциям организмов.
Работа Венсана де Бове содержала не только описания животных и растений, но и символические интерпретации, характерные для средневекового мышления. Он обращал внимание не только на физические характеристики организмов, но и на их символическое значение в культуре и религии.
Парацельс был одним из основателей ятрохимии и внес значительный вклад в развитие медицины. Его работы сочетали в себе элементы алхимии, медицины и философии, предлагая новые подходы к пониманию природы и заболеваний.
Все эти авторы имели разные точки зрения на естественные явления и их интерпретацию, однако некоторые из их идей могли пересекаться. Например, как Альберт Великий, так и Венсан де Бове уделяли внимание наблюдениям за животными и растениями, но подходили к этому с разных философских позиций. Тем не менее, многие из их идей исходили из античного наследия, особенно из работ Аристотеля и Плиния. Наша научная статья представляет собой оригинальный взгляд на развитие естествознания и алхимии в Средние века. В отличие от представленных авторов, мы сосредотачиваемся на том, как изменялось восприятие науки и какие новые концепции, и методы возникли в результате этого. Наша работа может предложить более обширный исследовательский взгляд на тему, включая не только исторические аспекты, но и развитие мысли и научных методов на протяжении времени.
Литература:
- Азимов А. Краткая история биологии. От алхимии до генетики. — М.: Центрполиграф, 2018.
- Аквинский Ф. Сумма теологии часть II — II. Вопросы 123–189. Пер. с итал., ред. и прим. С. И. Еремеева. — К.: Ника-Центр, 2011.
- Глязер Г. О мышлении в медицине. — М.: Медицина, 1969.
- История биологии. С древнейших времён до начала ХХ века / под ред. С. Р. Микулинского. — М.: Наука, 1972.
- Мишаненкова Е. Чумазое Средневековье. Мифы и легенды о гигиене. — М.: АСТ, 2020
- Сорокина Т. С. История медицины. –8-е изд. — М.: Академия, 2008.