В статье автор пытается поделиться опытом изучения и закрепления материала с помощью настольных игр «Тримино» и «Доббль».
Приобщение к истории своей малой родины является темой важной и неисчерпаемой для каждого человека любого возраста, особенно для молодежи. В 5-х классах изучается курс этнокультурной направленности «Культура и история Республика Коми», но учебников пока нет. В нашей гимназии с 2023 г. открыт Клуб настольных игр. Сейчас данное направление популярно среди детей и подростков, поэтому в настоящее время наиболее актуальной темой становится необходимость создания условий интеллектуального развития и творческой разгрузки детей и подростков с помощью настольных игр с геральдикой РК. Многие не интересуется этой темой, считая, что она скучная и бесполезная. Но с помощью игр «Доббль» и «Тримино» можно в легкодоступной форме изучить геральдику Республики Коми.
Настольная игра «Тримино»
Игра «Тримино» отдаленно напоминает классическое домино, однако она намного интереснее–треугольные фишки дают большой простор для нестандартных решений. В эту игру интересно играть как вдвоем, так и большой компанией.
Настольная игра «Доббль»
Впервые игра появилась в продаже в 2009 году, а на текущий момент выпускается более чем в 10-и издательствах по всему миру. В России официальный дистрибьютер игры — компания LifeStyle. «Доббль» — это несколько десятков круглых карточек (в оригинале 56), на каждой из которых от 4 до 8 картинок. При этом на любых двух карточках совпадает только одна картинка. Данная игра пользуется популярностью у всех возрастных категорий.
Этапы изготовления настольных игр.
Для создания краеведческих настольных игр «Доббль» и «Тримино» были выбраны гербы населенных пунктов Республики Коми.
В программе Doblegenerator были созданы карточки. Далее в программе PowerPoint сделала каждую карточку вручную, а после нужные слайды сохранила, как отдельные картинки. Чтобы детям было легче играть и запоминать, я решила сделать чудо-подсказку в виде буклета для игры «Доббль», где будут показаны все гербы населённых пунктов Республики Коми. В приложении flyvi.io я выбрала приятный для глаз дизайн и создала буклет.
В программе Tarsia были созданы карточки с информацией. Далее карточки были отредактированы в программе PowerPoint и сохранены. (Приложение 1)
Для «рубашки» игры «Доббль» были выбраны цвета флага Республики Коми, а для тримино специально выбрала белую «изнанку». Затем я распечатала и вырезала карточки для игр. Игры готовы!
Правила игры
«Тримино»
Треугольные части, которые надо сложить в целую информацию. В этих головоломках должны оказаться герб к гербу, название города к названию города. Тримино изготовлено в 2 форматах: соотнесение и сбор картинки.
«Доббль»
Игроки одновременно открывают свои карточки и стараются как можно быстрее найти совпадение между своей карточкой и той, что в центре. Тот, кто справится первым, забирает центральную карточку себе, открывая таким образом новую. После этого действия повторяются. Выигрывает тот, кто соберет больше карточек.
Мною было изготовлено два комплекта краеведческих настольных игр. Комплекты игры «Тримино» и «Доббль» были опробованы в параллелях 5–7 классов МОУ «Гимназия № 1». Ребята играли в игры «Тримино» и «Доббль» на переменах и во внеурочное время. Учителя отметили, что дети заинтересовывались значением гербов и их элементов, соотносили названия муниципальных образований и населенных пунктов с изображениями гербов, часто обращаясь к буклету. После игры учащиеся поделились впечатлениями, которые помогли оценить эффективность использования игры «Тримино» и «Доббль». Учащиеся отметили, что изучать символику стало намного легче и интереснее. Некоторые ребята заинтересовались технологией создания «своей» тематический игры.
Приложение 1
Настольные игры «Тримино» и «Доббль»
Рис. 1. Вид игры «Тримино» на сбор картинки и на соотнесение в разобранном виде
Рис. 2. Вид игры «Тримино» на сбор картинки в собранном виде
Рис. 3. Вид игры «Тримино» на соотнесение
Рис. 4. Вид рубашек игры «Доббль»
Рис. 5. Вид игры «Доббль» с буклетом
Приложение 2
Игровое занятие в краеведческие настольные игры для учащихся 6-х классов
Рис. 6. Учащиеся 6В класса изучают правила игры «Доббль». Фото Сафаевой О. Н.
Рис. 7. В процессе игры. Фото Сафаевой О. Н.
Рис. 8. Подведение итогов игры. Фото Сафаевой О. Н.
Краеведческие настольные игры для учащихся 7-х классов
Рис. 9. Учащиеся 7A класса изучают правила игры «Тримино». Фото Сафаевой О. Н.
Рис. 10. В процессе игры. Фото Сафаевой О. Н.
Рис. 11. Последние штрихи. Фото Сафаевой О. Н.
Литература:
- Громова, Д. А. Настольные игры как современный инструмент работы психолога в сопровождении подростков / Д. А. Громова. — Текст: непосредственный // Современная психология: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 16–19. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/236/11111/
- Трегубова, М. А. Настольные игры против гаджетов / М. А. Трегубова, Н. Ю. Кузнецова. — Текст: непосредственный // Юный ученый. — 2022. — № 9 (61). — С. 59–64. — URL: https://moluch.ru/young/archive/61/3221/
- Сайт аналогий нет — URL: https://www.analogi.net/razvivashki/igra-trimino
- СайтDobleGenerator — URL: https://dobblecards.pythonanywhere.com/dobble
- Сайт по поиску Геральдики Республики Коми — URL: https://geraldika.ru/i/Коми
- Официальный сайт Доббль — URL: https://shop.dobblegame.ru/
- Информация о Тримино — URL: https://cyclowiki.org/wiki/Треугольное_домино