В статье авторы затрагивают проблему физической готовности современных дошкольников к занятиям спортом.
Ключевые слова :девочки 5–6 лет, физическая подготовленность, художественная гимнастика.
Введение . Забота о здоровье ребенка занимает во всем мире приоритетные позиции, поэтому в широко обсуждаемой в настоящее время педагогическим сообществом концепции дошкольного воспитания, немало суждений высказывается о решении проблем, связанных с охраной и укреплением их здоровья. Важнейшее внимание по-прежнему уделяется физическому развитию детей, поскольку именно в этот период формируются основы здоровья ребенка, происходит ускоренный рост, закладываются основные движения, осанка, навыки и привычки, необходимые для поддержания здорового образа жизни [5].
В федеральной образовательной программе дошкольного образования подчеркивается важность «создания единых условий, обеспечивающих физическое, психическое и социальное благополучие ребенка, так как именно эти три составляющие и определяют здоровье дошкольника на современном этапе» [4]. Данный нормативный документ стал своего рода новым вектором для переосмысления целевых ориентиров в образовательной деятельности на всех ступенях развития человека.
Художественная гимнастика, по признанию отечественных исследователей, в частности И. А. Виннер-Усмановой, Е. С. Крючек, Е. Н. Медведевой и др., это «один из видов спорта, который может стать отличным средством приобщения дошкольников к систематической спортивной деятельности. Она помогает развивать координацию движений, гибкость, силу и выносливость, а также формирует правильную осанку» [3, 6].
А. М. Кабаева с соавторами в ходе своего научного исследования выдвинули доказательства, что «спортивно-оздоровительный этап становится перспективно-прогностической ступенью и предваряет эффективность многолетней спортивной подготовки в художественной гимнастике. Содержание занятий должно быть направлено на привлечение и гармоническое воспитание большого количества детей, решения оздоровительных задач, которые в дальнейшем могут им перейти на последующие этапы спортивной подготовки» [2].
Цельорганизованного нами исследования — определить на основе оценки физической подготовленности готовность 5–6-летних девочек к занятиям художественной гимнастикой со спортивно-оздоровительной направленностью.
Методы и организация исследования. Основным методом диагностики состояния физической готовности девочек к занятиям художественной гимнастикой стало тестирование. В нашем мониторинге оценка текущего состояние двигательного потенциала дошкольников, их степень физической подготовленности проводилась на основе специально подобранных тестовых заданий, сформированных на основе методических рекомендаций физического воспитания и развития ребенка дошкольного возраста, разработанные Т. П. Завьяловой и И. В. Стародубцевой [1]. Отдельные задания, предложенные нами участницам исследования, определяли специфику вида спорта — художественная гимнастика.
В качестве шкал оценивания полученных результатов нами были взяты ориентировочные показатели физической подготовленности детей дошкольного возраста 5–6 лет, утвержденные постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. N 916 «Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи» (таблица 1).
Таблица 1
Ориентировочные показатели физической подготовленности детей 5–6 лет
№ |
Наименование показателя |
5 лет |
6 лет |
|
Из и. п. стоя, бросок набивного мяча (1 кг) двумя руками из-за головы (см) |
150–225 |
170–280 |
|
Прыжок в длину с места (см) |
85–125 |
90–140 |
|
Наклон туловища вперед (см) |
6–9 |
7–10 |
|
Бег на дистанцию 30 м (с) |
8,5–7,4 |
7,5–6,6 |
|
Подъем туловища в сед за 30 с (кол-во) |
7–9 |
8–10 |
|
Прыжки через скакалку (кол-во) |
2–5 |
3–20 |
Результаты исследования и их обсуждение . Контингентом для исследования выступили 39 девочек 5–6 лет, посещающие ДОО № 5 «Звездочка», расположенное в пос. Власиха Московской области. Регистрировались, а далее анализировались, результаты выполнения 6-ти упражнений, характеризующих степень проявления силы (подъем туловища в сед), быстроты (бег 30м), гибкости (наклон вперед), ловкости (прыжки через скакалку) и скоростно-силовых способностей (прыжок в длину с места и бросок мяча на дальность).
По результатам тестирования, абсолютные индивидуальные значения испытуемых сравнивались с соответствующим их возрастным нормам, уровнем. Визуализация данных на рисунке 1 позволила нам наглядно продемонстрировать уровень физической подготовленности испытуемых:
— в прыжке в длину с места, беге на дистанцию 30 м, прыжках через скакалку (65 % дошкольников с низким уровнем),
— в наклоне туловища вперед (у 60 % дошкольников низкий уровень);
— в подъеме туловища (у 50 % дошкольников низкий уровень),
— в броске набивного мяча (у 70 % дошкольников низкий уровень).
Рис. 1. Распределение уровня физической подготовленности детей (в %)
При этом детям в целом понравились задания, они с удовольствием играли и бегали, однако многие не справлялись с прыжками через скакалку, отказывались от выполнения, боясь, что задание не получится. Также у большинства девочек вызвал затруднение подъем туловища: они выполняли задание либо неправильно, либо им не хватало сил выполнять подъем туловища продолжительное время. Бросать мячи детям понравилось, однако многие продемонстрировали также низкие результаты, что их очень расстроило. У отдельных девочек большие трудности возникли с координацией движений рук и ног в прыжках в длину с места, что вызывало падение и отказ от выполнения повтора.
Таким образом, результаты нашего исследования демонстрируют, что общий уровень физического состояния девочек 5–6 лет, посещающие ДОО № 5 «Звездочка», определяется как низкий. Сопоставительный анализ результатов тестирования с должными нормами испытуемых, указывает нам на необходимость корректировки содержательного наполнения занятий физической культуры с детьми старшей и подготовительной групп и усилением педагогических приемов в решении задачи повышения уровня их физических кондиций и двигательных способностей для последующих занятий в группах художественной гимнастикой со спортивной направленностью.
Литература:
- Завьялова Т. П. Теория и методика физического воспитания и развитие ребенка дошкольного возраста: учебное пособие для среднего профессионального образования / Т. П. Завьялова, И. В. Стародубцева. — 2-е изд., стер. — М.: Юрайт, 2023. — 282 с
- Кабаева А. М. Направленность занятий художественной гимнастикой детей 3–6 лет с учетом их психолого-педагогических особенностей / Р. Н. Терехина, Р. Б. Цаллагова, Ю. К. Родыгина, Е. Н. Медведева, А. А. Супрун, А. М. Кабаева, З. Н. Кудрявцева // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. — 2017. — № 12 (154). — С. 283–287
- Максименко А. А. Активизация двигательной активности детей младшего школьного возраста средствами и методами художественной гимнастики / А. А. Максименко, П. Б. Волков // Воспитание будущего учителя-исследователя. Сборник материалов по итогам научной сессии студентов. — Глазов, 2016. — С. 225
- Министерство просвещения Российской федерации. Федеральная образовательная программа дошкольного образования [утверждена приказом Министерства просвещения РФ от 25 ноября 2022 г. № 1028. — URL: http://publication.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 17.03.2024). — Текст электронный.
- МКДО-2023. Концепция мониторинга качества дошкольного образования Российской Федерации / И. Е. Федосова. — М.: ИНО ДПО «Национальный институт качества образования», 2023.— 56 с.
- Художественная гимнастика: история, состояние и перспективы развития / под ред. И. А. Винер-Усманова, Е. С. Крючек, Е. Н. Медведева и др. — М.: Человек. 2014. — 217 с.