В статье проводится анализ деятельности органов прокуратуры в некоторых субъектах Российской Федерации за период с января по декабрь 2023 года. Представленные статистические данные собраны в ходе осуществления функций по надзору за законностью действующих и вновь принимаемых органами законодательной власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов, а также изданных иными уполномоченными субъектами.
Ключевые слова: прокурорский надзор, органы прокуратуры, представительные (законодательные) органы субъектов Российской Федерации, статистические данные.
Актуальность выбранной темы исследования связана с необходимостью постоянного прокурорского надзора в сфере принятия незаконных нормативных правовых актов, как органами законодательной власти субъектов Российской Федерации, так и иными субъектами, и особенностями деятельности органов прокуратуры по осуществлению надзора за соблюдением конституционных прав и свобод граждан.
Источниковая база исследования включает в себя данные органов прокуратуры некоторых субъектов Российской Федерации по результатам работы надзорной деятельности за период с января по декабрь 2023 года.
Введение
Функция органов прокуратуры по осуществлению надзора за соблюдением соответствия федеральным законам нормативных правовых актов, издаваемых представительными (законодательными) органами субъектов Российской Федерации и иными органами, поддерживает государственное единство Российской Федерации, а также обеспечивает конституционные принципы единого правового пространства, установление законности и правопорядка. Активная роль прокуратуры сводится не только к эффективному выявлению правонарушений, но и к привлечению к ответственности лиц, виновных в совершении противоправных деяний, выявлению причин и условий данных правонарушений. Важнейшей функцией прокуратуры остается мониторинг законности в сфере функционирования региональной системы власти, в том числе, разработки нормативных правовых актов, издания, опубликования и вступления их в законную силу.
Предмет исследования — особенности работы органов прокуратуры в ходе осуществления деятельности по надзору за соблюдением законности, прав и свобод индивидуальных субъектов, нарушенных нормативными правовыми актами, принятыми региональными органами власти, обладающих правом осуществления регионального нормотворчества.
Основная часть
Так, за период с января по декабрь 2023 года Прокуратура Приморского края установила 62 133 факта нарушения закона (+4,7 % в сравнении с показателями 2022 года). Принесено 5 713 протестов (-21,8 %), 4 325 иска и заявления направлено в суд (18,9 %). Из них в сфере соблюдения прав и интересов несовершеннолетних — 16 982 нарушения (+8,9 %), 999 исков и заявлений в суд (-38,8 %), данные о количестве протестов отсутствуют; в бюджетной сфере — 963 нарушения, 2 иска и заявления в суд (-95,9 %), данные о количестве протестов отсутствуют; в сфере защиты прав субъектов предпринимательской деятельности — 1 364 нарушения (-37,3 %), 49 исков и заявлений в суд (0 %), данные количестве протестов отсутствуют [1]. Указанные статистические данные отражены в виде диаграммы (рисунок 1).
Рис. 1. Основные результаты надзорной деятельности Прокуратуры Приморского края за период с января до декабрь 2023 г.
За аналогичный период органами Прокуратуры Иркутской области выявлено 69 705 нарушений (+10,5 % в сравнении с показателями 2022 года), принесено 3 258 протестов (+9,6 %), 5 924 иска и заявления направлено в суд (+2,3 %), из них: в сфере соблюдения прав и свобод человека — 40 318 нарушений (+13,0 %), 1 699 протестов (+25,0 %), 3 588 иска и заявления в суд (+0,2 %); в сфере экономики — 19 102 нарушения (+8,6 %), 1 276 протестов (+5,0 %), 1 189 исков и заявлений в суд (+13,2 %); в сфере исполнения законодательства о противодействии коррупции — 1 058 нарушений (-30,5 %), 73 протеста (-16,1 %), 65 исков и заявлений в суд (-5,8 %) [2]. Указанные статистические данные отражены в виде диаграммы (рисунок 2).
Рис. 2. Основные результаты надзорной деятельности Прокуратуры Иркутской области за период с января до декабрь 2023 г.
Прокуратурой Алтайского края в период с января по декабрь 2023 года выявлено 66 963 нарушения закона (+0,3 % в сравнении с показателями 2022 года), внесено 18 892 представления (+9,0 %), по постановлению прокурора привлечено 3 501 лицо к административной ответственности (-6,4 %), в том числе: в налоговой сфере — 863 нарушения закона (+116,3 %), 181 представление (-29,0 %), 3 привлечения к административной ответственности (0,0 %); в сфере градостроительной деятельности — 541 нарушение закона (-61,5 %), 79 представлений (+75,6 %), 3 привлечения к административной ответственности (-50,0 %); в сфере здравоохранения — 2 441 нарушение закона (+16,5 %), 498 представлений (+0,2 %), 18 привлечений к административной ответственности (-21,7 %) [3]. Указанные данные приведены в диаграмме (рисунок 3).
Рис. 3. Основные результаты надзорной деятельности Прокуратуры Алтайского края за период с января по декабрь 2023 г.
За период с января по декабрь 2023 года органами Прокуратуры Ленинградской области установлен факт 31 626 нарушений закона (+2,9 % в сравнении с показателями 2022 года), внесено 8 571 представление (+5,0 %), привлечено 1 604 лица к административной ответственности (-13,9 %), в том числе: в сфере оплаты труда — 567 нарушений закона (-38,6 %), 72 представления (-43,8 %), 54 привлечения к административной ответственности (-57,8 %); в сфере жилищно-коммунального хозяйства — 2 204 нарушения закона (-0,6 %), 831 представление (-2,9 %), 131 привлечение к административной ответственности (-17,1 %); в сфере охраны окружающей среды и природопользования — 2 783 нарушения закона (-1,9 %), 915 представлений (+14,1 %), 148 привлечений к административной ответственности (-28,8 %) [4]. Указанные данные приведены в диаграмме (рисунок 4).
Рис. 4. Основные результаты надзорной деятельности Прокуратуры Ленинградской области за период с января по декабрь 2023 г.
Выводы
Таким образом, анализ статистики надзорной деятельности прокуратуры в представленных субъектах показывает, что органами прокуратуры выявляется достаточно большое количество нарушений в сфере реализации представительными и законодательными органами субъектов Российской Федерации своих полномочий по принятию и изданию нормативных правовых актов.
Внесение протестов прокурорами в суды, а также привлечения виновных лиц к ответственности, свидетельствует о важности применения органами прокуратуры мер реагирования на выявленные нарушения и поддержания законности в субъектах Российской Федерации.
Литература:
- Основные результаты надзорной деятельности за 2023. — Текст: электронный // Прокуратура Приморского края: [сайт]. — URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/proc_25/activity/statistics/office/result?item=92958047 (дата обращения: 07.06.2024).
- Статистические данные об основных показателях деятельности органов прокуратуры Иркутской области за январь-декабрь 2023 г. — Текст: электронный // Прокуратура Иркутской Области: [сайт]. — URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/proc_38/activity/statistics/office/result/2023_year?item=92943971 (дата обращения: 07.06.2024).
- Основные показатели работы за 12 мес. 2023 г. в сравнении с АППГ. — Текст: электронный // Прокуратура Алтайского края: [сайт]. — URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/proc_22/activity/statistics/office/result?item=92777983 (дата обращения: 07.06.2024).
- Результаты деятельности за январь-декабрь 2023 г. — Текст: электронный // Прокуратура Ленинградской области: [сайт]. — URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/proc_47/activity/statistics/office/result?item=92838045 (дата обращения: 07.06.2024).