В настоящей статье рассматривается вопрос методологической обусловленности уголовно-правовой характеристики и проблем квалификации нецелевого расходования бюджетных средств.
Ключевые слова:
бюджет, бюджетные средства, нецелевое расходование, нецелевое использование, формально-юридический метод, системно-правовой метод.
This article examines the issue of methodological conditionality of criminal-legal characteristics and problems of qualification of inappropriate spending of budgetary funds.
Keywords: budget, budgetary funds, misuse, misuse, formal legal method, systemic legal method.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что рациональное распределение бюджета является ключевым элементом функционирования государства, поэтому вопрос о правовом регулировании использования и контроля бюджетных средств является актуальным для изучения учеными-юристами. Бюджетные отношения в России представлены в трех сферах: федеральный, региональный и муниципальный бюджет. Цель данных средств — распределение доходов государства и его использование для различных государственных нужд. Когда государство выделяет деньги из бюджета на определенные цели, оно внимательно следит за тем, чтобы они были потрачены по назначению. Применение бюджетных денег на другие нужды — уже серьезное преступление.
Рост преступлений в сфере бюджетных отношений свидетельствует о необходимости совершенствования методики выявления и расследования преступлений данной категории. Причиной этому является недостаточная изученность в теоретическом и практическом аспектах относительно уголовной ответственности за данные деяния.
При подготовке исследования использовались общенаучные методы (метод дедукции, индукции, анализа, синтеза и др.), а также специально-юридические методы (формально-юридический, метод правотворческого эксперимента), статистические методы. При обосновании ключевых положений и выводов анализируются как правовые памятники, так и современное законодательство, регулирующее отношения в бюджетно-финансовой сфере.
При применении статистического метода исследования, можно установить, что Счетной палатой РФ по итогам проверок в 2023 году выявлено 4 849 нарушений и недостатка на общую сумму 2, 110 млрд. рублей [1]. Разумеется, при таких условиях трудно признать отсутствие выделяемого наукой критерия распространенности нецелевого расходования бюджетных средств как общественно опасного деяния.
В Российской Федерации за 2023 г. всего было выявлено преступлений экономической направленности 45 892, в том числе, связанные с использованием бюджетных средств [2].
Кроме того, по данным Судебного департамента при Верховном Суде РФ за 2023 годe в судах по всей стране было зарегистрировано 2 465 дел [3] по обвинению в преступлениях против интересов службы в органах власти и органах местного самоуправления, в том числе и нецелевое расходование бюджетных средств. Из 2465 дел было осуждено только 645 человек. Если сравнивать данные статистики, можно увидеть разницу в соотношении огромного количества зафиксированных бюджетных нарушений и ответственности за них.
Используя формально-юридический метод , можно сделать вывод о том, что при сравнении норм уголовного и бюджетного законодательства возможно выявить несоответствие терминов (нецелевое «расходование»/«использование» бюджетных средств. Кроме того, в административном законодательстве применяется понятие «использование», а также определение противоправного деяния, заимствованное из Бюджетного кодекса РФ. Ввиду отсутствия четкого определения противоправного деяния и предмета преступления в уголовном и бюджетном законодательстве, при рассмотрении достаточного количества мнений учёных в области юриспруденции и экономики о сущности нецелевого расходования бюджетных средств, сделаем следующие выводы. Нецелевое расходование бюджетных средств происходит, когда фактические расходы не соответствуют условиям получения согласно специальной документации.
Кроме того, при использовании данного метода была выявлена следующая проблема, а именно отсутствие законодательного определения предмета преступления. Предметом преступлений, предусмотренных ст. 285.1 УК РФ, следует признавать безналичные денежные средства, а именно: субсидии, субвенции, дотации, а также бюджетные ассигнования. Кроме того, несмотря на существование специальной нормы, по нецелевому расходованию бюджетных средств значительно меньше квалифицируют преступлений и привлекают к уголовной ответственности, нежели по другим составам преступлений в сфере освоения бюджетных средств. В связи с несоответствием понятий в уголовном и бюджетном законодательстве возникает проблема, связанная с привлечением к ответственности по данному составу преступления.
Для решения вышеуказанных проблем был применен метод правотворческого эксперимента [4], поскольку нецелевое расходование (использование) бюджетных средств в меньшем размере является основанием для привлечения виновных лиц к административной ответственности. При этом санкция ст. 15.14 КоАП РФ предусматривает наказание для должностных лиц в виде административного штрафа в размере всего от 20 до 50 тыс. руб. или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет. Такой размер наказания не учитывает общественную опасность совершенного деяния и не достигает цели правовосстановительного воздействия, в связи с чем это не может способствовать эффективной профилактике совершения правонарушений в бюджетной сфере.
Эксперимент с введением в УК РФ более точной формулировки относительно нецелевого расходования бюджетных средств позволит избежать неопределённости относительно квалификации деяния, а также конкуренции уголовно-правовых норм предусмотренного ст. 285.1 УК РФ и устранит сомнения насчет вменения общей нормы за злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ). Кроме того, следует дополнить квалифицированные составы нецелевого расходования бюджетных средств, а именно: ввести в качестве отягчающего обстоятельства нецелевое расходование бюджетных средств, совершенное лицом, занимающим должность на государственной или муниципальной службе; снизить крупный и особо крупный размер.
Таким образом, для исследования института нецелевого расходования бюджетных средств необходимо использование вышеуказанных методов в совокупности. В числе основных следует отметить статистический метод, формально-юридический и метод правотворческого эксперимента.
Литература:
- Отчет о работе Счетной палаты РФ в 2023 году. [Электронный ресурс]. — URL: https://ach.gov.ru/reports/report_2023#main(дата обращения 09.03.2024).
- Статистические данные МВД РФ по состоянию преступности на 2023 г. URL: https://мвд.рф/reports/item/47055751/ (дата обращения: 09.03.2024).
- Данные судебной статистики Судебного департамента при Верховном Суде РФ. [Электронный ресурс]. — URL: http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=8688 (дата обращения 09.03.2024).
- Фатьянов Илья Валерьевич Понятие и признаки правотворческого эксперимента // Вестник КемГУ. 2013. № 2 (54). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-i-priznaki-pravotvorcheskogo-eksperimenta (дата обращения: 26.02.2024).