Автор статьи делает вывод о том, что формирование гуманно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста происходит под воздействием условий жизни, обучения и воспитания, в процессе разной деятельности, усвоения культуры. Важнейшие источники формирования гуманности детей — богатство содержания учебных и игровых занятий, разнообразие видов деятельности в саду, семейный уклад жизни.
Проведение воспитательных мероприятий не гарантирует гуманно-нравственного развития ребенка. Даже при одинаковых воздействиях развитие личности может протекать по-разному. О развитии и становлении гуманно-нравственных качеств можно судить, наблюдая за действиями человека, его речью, поступками, ходом мыслей, оценками, потребностями, деятельностью.
Ключевые слова: старшие дошкольники, гуманность, добро и нравственность, отзывчивость развитие, воспитание, знания, обучение, семейное воспитание, педагог, природа, окружение.
Вопрос воспитания и развития гуманно-нравственных качеств особо актуален в нашем обществе на современном этапе развития. Молодое поколение, теряет свои духовно-нравственные ориентиры, не проявляет должного уважения к истории и культуре родного края, не выдвигает во главу угла морально-этические нормы и принципы общения.
Все это ведет к порождению ряда проблем, гуманность рассматривается как отношение человека к какому-либо событию, явлению, оно проявляется в личностных суждениях, переживаниях человека. Особое внимание воспитанию гуманно-нравственных качеств отводится в развитии детей дошкольного возраста [4, с. 65].
Выше мы уже отметили, что в этом возрасте дошкольники эмоционально отзывчивы, впечатлительны и все что доносится им педагогами образовательного учреждения надолго сохраняется в их памяти, мышлении, чувственном опыте.
В дошкольном возрасте закладываются первые гуманно-нравственные чувства:
– гуманность;
– доброта;
– милосердие;
– забота;
– внимательность и др. [2, с. 4].
На основе этих чувств в дальнейшем развиваются более сложные качества личности: чувство дружбы, сотрудничества, коллективизма. О развитии и становлении гуманно-нравственных качеств можно судить, наблюдая за действиями человека, его речью, поступками, ходом мыслей, оценками, потребностями, деятельностью.
На формирование гуманных представлений старшего школьника в целом влияют его мировоззренческие установки, семейное воспитание, условия жизнедеятельности. Если грамотно и правильно сформировать гуманные качества старших дошкольников в дальнейшем это отразится на становлении таких качеств личности как трудолюбие, патриотизм, отношение к природе, другим людям, событиям в обществе.
Для развития гуманно-нравственных чувств необходимо обогащать жизнь старшего дошкольника новыми яркими впечатлениями, эмоциями, чувствами о своей семье, окружающих людях, природе, своем городе, родной стране. Гуманное поведение старших дошкольников распространяется на тех людей, которые их окружают.
Моральные чувства в старшем дошкольном возрасте становятся более глубокими, насыщенными и богатыми по содержанию. Детям пока трудно управлять своим поведением, чувствами, поэтому они требуют к себе постоянного внимания педагога.
Конечно, гуманные и нравственные чувства не перестают формироваться и развиваться на протяжении всей жизни человека. Однако основа для их развития закладывается именно в раннем возрасте.
Для развития гуманных чувств важно привлекать ребенка к участию в общественно полезной деятельности. Если не уделять в этом возрасте должного внимания гуманно-нравственному развитию детей в будущем это чревато отклонениями в поведении [1, с. 140].
При развитии гуманных и нравственных чувств важно уделить внимание комплексному формированию волевых чувств, мышления, поведения. Это говорит о необходимости применения комплексного подхода к воспитательно-образовательной деятельности в условиях дошкольной образовательной организации.
Для закрепления гуманного и нравственного поступка необходимо:
– осознание значимости данного действия лично ребенком;
– применение указанного действия в своем поведении.
С. П. Вагизова разработала критерии оценки гуманной воспитанности старших дошкольников.
– понимание ребенком чувств сочувствия и сопереживания;
– направленность чувств гуманного содержания по отношению к своему окружению;
– способы выражения нравственных чувств дошкольником.
Рассматривают следующие способы выражения чувств:
– практические способы;
– познавательные и информационные способы;
– невербальные и вербальные способы и др.
О гуманности дошкольника можно судить по его отношению к окружающей действительности. Согласно С. А. Васильеву, оценка ребенком своего окружения выражается в трех позициях: положительное, отрицательное отношение и ситуативное отношение.
Развитие мышления помогает старшему дошкольнику более осознанно подходить к запоминанию гуманных и нравственных форм, так как присутствует элемент осознанности и личной значимости.
В семь лет ребенок уже способен понимать к чему могут привести его действия, поступки, отношения с окружающими, все это говорит о развитии основы для становления многих гуманно-нравственных процессов. Говоря в целом представления о гуманности детей старшего дошкольного возраста пока еще не выходят далеко за рамки детского сада и семьи. Например, ребенок понимает и принимает, следующие для себя установки:
– нельзя обзывать и ругаться со сверстниками;
– нельзя переговариваться с воспитателем;
– родителей нужно слушаться и др.
Гуманные качества дошкольника и уровень их развития отражаются в наличии полезных привычек, культуре общения с окружающими, взаимоотношениях с другими [5, с. 155].
Остановимся более подробно на формах и методах гуманно-нравственного воспитания старших дошкольников. Воспитательно-образовательный процесс по развитию гуманно-нравственных качеств может охватывать весь коллектив или отдельные группы детей, одного ребенка.
Воспитатель, работая с детьми в данном направлении применяет:
– практические формы работы (прогулки, экскурсии, походы, конкурсы, олимпиады и др.);
– словесные формы (собрания, лекции, диспуты и др.);
– наглядные формы (дошкольные музеи, выставки, тематические стенды и др.).
Традиционные методы гуманно-нравственного воспитания ориентированы на привитие дошкольникам правил общественной жизни. Здесь активно реализуются такие методы как упражнения, стимулирования, руководство, постановка проблемных ситуаций и др.
Результативно используются современными педагогами методы внушения, самовоспитания, убеждения, коррекции, рефлексии и др. Многие исследователи рекомендуют применять в работе с дошкольниками такие методы как рассказ, разъяснение, беседа.
Таким образом, формирование гуманно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста происходит под воздействием условий жизни, обучения и воспитания, в процессе разной деятельности, усвоения культуры. Важнейшие источники формирования гуманности детей — богатство содержания учебных и игровых занятий, разнообразие видов деятельности в саду, семейный уклад жизни.
Проведение воспитательных мероприятий не гарантирует гуманно-нравственного развития ребенка. Даже при одинаковых воздействиях развитие личности может протекать по-разному. О развитии и становлении гуманно-нравственных качеств можно судить, наблюдая за действиями человека, его речью, поступками, ходом мыслей, оценками, потребностями, деятельностью.
Литература:
- Амонашвили, Ш. А. Основы гуманной педагогики / Ш. А. Амонашвили. — М.: Амрита, 2015. –178 с.
- Берман, Н. Д. К вопросу о цифровой грамотности / Н. Д. Берман // Современные исследования социальных проблем. — 2017. — № 2. — С. 6–2.
- Бороздина, Г. В. Психология и педагогика / Г. В. Бороздина. — Люберцы: Юрайт, 2016. — 477 с.
- Гилленбранд, К. Коррекционная педагогика / К. Гилленбранд. — М.: Academia, 2018. –224 с.
- Жуков, Л. А. Социальные коммуникации / Л. А. Жуков. — М.: Юрайт, 2023. — 272 с.