В данной работе рассмотрены основные варианты применения уроков физической культуры для лиц, окончивших специальные образовательные учреждения (коррекционные школы) и их последующего внедрения в учебный процесс средних специальных образовательных учреждений. Автором выделены главные аспекты формирования здоровья человека посредством специализированных упражнений. Представлено несколько вариантов и форм активности, приведены и изучены приоритетные направления системы образования для лиц с ОВЗ.
Актуальность выбранной темы обусловлена многими факторами, большинство из них формировалось в современном образовании, а другие на протяжении всего времени развития физической культуры как общеобразовательного предмета. Говоря о физической культуре в рамках взаимодействия со студентами, имеющими заболевания и окончившими специализированные школы, необходимо понимать, что стандартная программа, разработанная для здорового человека, может не только не оказать положительного влияния, а даже наоборот — навредить. Основной проблемой, по нашему мнению, является несоответствие степени значения физического развития в области образования и ее дальнейшее воздействие на качество жизни человека.
Исходя из вышесказанного, мы видоизменили стандартные уроки физкультуры и адаптировали их для студентов, обучающихся в нашем техникуме. Эти упражнения были использованы во время учебных занятий физкультурой с группами профессионального обучения (далее — ПО), которые включают в себя такие профессии как:
— 19727 Штукатур.
— 12680 Каменщик.
— 16671 Плотник.
— 17531 Рабочий зеленого хозяйства.
— 19601 Швея.
Упражнение 1: Мяч.
Дети встают в круг и берутся за руки. Случайным образом теннисный мяч попадает к одному из студентов. Он выбирает сторону и начинает передавать его по часовой (или против) стрелке, при этом, сразу после получения мяча другим участником, он должен снова взяться за руки со стоящими рядом с ним человеком. Через два круга направление передачи меняется, а затем добавляется ещё один мяч и так вплоть до 4х штук, в зависимости от количества участников.
Данное упражнение показало высокую эффективность как в развитии мелкой моторики, которая необходима в повседневных задачах и на теоретических занятиях, так и в развитии чувства единения у студентов. Особенно хорошо оно работало в группах первого курса, где сразу появлялась дружеская атмосфера и позитив в коллективе.
Упражнение 2: Великан и лилипут.
Следующее упражнение выполняется в большом спортивном зале или на стадионе. По команде преподавателя: «Великан!» студенты начинают ходьбу на носках, высоко поднимая прямые ноги; по команде: «Лилипут!» идут в положении полуприседа. Побеждает тот, кто первым дойдёт из одного конца зала до другого в том или ином положении. После следует чествование победителей и призёров в каждой номинации. Это упражнение также можно применять в виде разминки.
Студенты ПО очень часто имеют плохую координацию движения, и, с помощью данного метода, добавляя небольшой элемент соревновательной деятельности, мы развиваем в них устойчивость при ходьбе в любом положении тела.
Упражнение 3: Порядок и ещё раз порядок.
Представляет собой ходьбу с разными предметами в руках (мячи, флажки, ракетки, конусы) и запоминанием правильного порядка действий, а именно: 1) На каждый шаг руки вперед, в стороны, вверх. 2) Круговые движения в локтях. 3) Круговые движения в плечевых суставах. 4) Круговые движения в коленных суставах. 6) смена «ведущей» руки путём передачи активного предмета сначала перед лицом, потом — за спиной.
Все начинают с «линии старта», затем продвигаются на одну клетку, выполняют действия в правильной последовательности. Если получилось — двигаются ещё на одну клетку вперёд, если где-то была ошибка — делают шаг назад.
Таким образом, мы развиваем не только координацию движения и мелкую моторику, но и кратковременную память, которая отвечает за определённые «паттерны» действий в нашем мозгу. Дети учатся концентрироваться на текущей многофункциональной задаче, выполняя строгий порядок действий.
Итог: Данные упражнения лучшим образом подходят для детей, обучающихся по специальностям ПО. С их помощью мы не только развиваем умственные и физические возможности, но и сплачиваем коллектив в рамках отдельно взятой группы. Они составлены так, чтобы при их выполнении было комфортно даже детям с ОВЗ, и могут применяться как в виде разминки, так и основного урока.
Литература:
- Лях, В. И. Физическая культура. 10–11 классы / В. И. Лях. — 6. — Москва: Просвещение, 2019. — 255 c.
- Организация занятий адаптивной физической культурой с детьми с ОВЗ.pdf / https://clck.ru/3BD7Mu