В статье представлены результаты исследования, направленного на изучение возможностей использования игровых заданий для повышения заинтересованности младших школьников в изучении иностранного языка.
Ключевые слова: иностранный язык, психолого-педагогические условия повышения заинтересованности в изучении английского языка, младшие школьники.
В последнее время наблюдается повышение интереса дидактов и методистов к проблемам использования учебно-игровых технологий. Накоплен положительный опыт внедрения дидактической игры в процесс обучения иностранным языкам обучающихся начальной школы [2]. Вопросы повышения заинтересованности в изучении иностранного языка младших школьников освещены в работах отечественных учёных (В. Г. Альпаков, А. А. Леонтьев, Б. П. Есипов, Б. А. Жетписбаева). Но, к сожалению, психолого-педагогические инновационные технологии, направленные на повышение заинтересованности школьников английским языком, используются педагогами не в полной мере. Возможно, это связано с тем, что овладение ими предполагает специальное обучение, которое не всегда доступно педагогам. Поэтому изучение возможностей использования более простых педагогических технологий (в том числе способствующих заинтересованности изучением английского языка), доступных для каждого педагога остается актуальным [3]. Одним из видов таких технологий является игровая организация процесса обучения. Однако, вопрос о том, насколько эффективно и продуктивно она может быть использована при обучении младших школьников английскому языку, остаётся мало изученным [1].
Цель исследования состояла в исследовании возможности использования игровых заданий для повышения заинтересованности младших школьников в изучении иностранного языка. Исследование проводилось на базе Государственного бюджетного образовательного учреждения города Москвы «Школа «Свиблово» в период с 09.10.2023 по 11.12.2023 гг., в нём приняли участие 30 школьников, обучающихся в 3 классе. Часть из них в количестве пятнадцати составила контрольную группу, при обучении которых в течение месяца использовалась традиционная форма подачи материала. Другие пятнадцать школьников из этого класса вошли в экспериментальную группу, в работе с ними была использована игровая форма проведения занятий с использованием современных информационных технологий.
Проведениеисследования состояло из 3-х этапов: констатирующий, педагогический эксперимент и контрольный.
На его констатирующем и контрольном этапах выявлялось отношение детей к изучению английского языка и оценивалась их академическая успеваемость. Для оценки успешности детей в овладении английским языком им предлагалось выполнить ряд упражнений. Максимальное количество правильных ответов по трём упражнениям составило пятнадцать.
Для определения уровня заинтересованности младших школьников была использована проективная методика «Составь расписание на день», разработанная Г. И. Щукиной. При её проведении детям предлагалось составить учебное расписание на неделю, в которое входит от четырёх до пяти уроков. Методика позволяет выявить выраженность познавательного интереса у школьников на основе анализа количества учебных предметов, выбранных школьниками, имеющих познавательную направленность. Познавательную направленность имеют такие предметы, как, например, русский язык, окружающий мир, математика, чтение. Такие же предметы, как физическая культура, технология, музыка, изобразительное искусство являются общеразвивающими, не имеющими познавательной направленности, выбор таких предметов говорит о не выраженности познавательного интереса. Результаты методики позволяют распределить детей на уровни:
– низкий уровень — если до тридцати процентов выбранных уроков имеют познавательную направленность;
– средний уровень — от тридцати до шестидесяти процентов уроков имеют познавательную направленность;
– высокий уровень — от шестидесяти процентов уроков имеют познавательную направленность.
Помимо этого, результаты методики использовались для выявления частоты выборов детей уроков английского языка.
Для выявления заинтересованности детей в изучении английским языком в исследовании использовалось включённое наблюдение по таким параметрам как: включённость ребёнка, его активность на занятиях, инициативность.
При проведении педагогического эксперимента был сделан акцент на формировании у детей навыка говорения. Был разработан соответствующий тематический план, согласно которому в течение месяца с детьми из обеих групп проводилась соответствующая работа. С тем исключением, что в работе с детьми из экспериментальной группы была использована игровая форма проведения занятия с опорой на применение цифровых образовательные ресурсы (интерактивная доска, использование обучающих видеороликов, мультфильмов). Игровая форма проведения занятий позволяла педагогу создавать привлекательные для детей проблемные коммуникативные ситуации. Поставленные педагогом проблемы решались сначала вместе, а потом детям предоставлялась возможность решать аналогичные задачи самостоятельно в процессе совместных обсуждений и без руководства педагога. В контрольной же группе при формировании навыков говорения использовались традиционные формы обучения.
В целом, результаты академической успеваемости на этапе констатирующей диагностики контрольной и экспериментальной групп показали, что изначальный уровень успеваемости среди младших школьником обеих групп существенных различий не имеет. Различия имеются только в результатах, касающихся испытуемых, набравших 4 и 5 баллов, и их трудно считать значимыми: 20 % испытуемых (3 человека) из контрольной набрали 4 балла, а из экспериментальной — 27 % испытуемых (4 человека); 20 % испытуемых (3 человека) из контрольной группы набрали 5 баллов, а из экспериментальной — 13 % испытуемых (2 человека).
На этапе контрольной диагностики было определено, что ни у одного школьника из экспериментальной группы не понизился уровень познавательного интереса. Тогда как у школьников из контрольной группы уровень познавательного интереса падал:
– с высокого уровня на средний — у 27 % испытуемых (4 человека);
– с высокого уровня на низкий — у 7 % испытуемых (1 человек);
– со среднего уровня на низкий — 20 % испытуемых (3 человека).
Также интересно, что только у 7 % испытуемых (1 человек) из контрольной группы повысился уровень познавательного интереса. Тогда как среди младших школьников, входящих в экспериментальную группу, повышение уровня познавательного интереса на этапе контрольной диагностики показало следующие результаты:
– с низкого на средний уровень — у 33 % испытуемых (5 человек);
– со среднего на высокий уровень — у 40 % испытуемых (6 человек).
Также были проанализированы результаты испытуемых из обеих групп, касающиеся выборов именно английского языка, как предмета, включённого в составленное школьниками расписание на первом и втором этапах. Делалось это потому, что исследование было направлено именно на поиск условий повышения заинтересованности в изучении иностранного языка. Было интересно посмотреть, стали ли младшие школьники, принимающие участие в исследовании, выбирать или, наоборот, исключать после проведённого педагогического эксперимента английский язык в качества школьного предмета в своём личном расписании, что значило бы, что он стал вызывать у них больший интерес или наоборот, они потеряли к нему интерес. Оказалось, что на констатирующем этапе в выборке испытуемых, входящих в контрольную группу, английский язык выбрало 40 % испытуемых (6 человек), а уже на этапе контрольной диагностики после проведения педагогом работы по формированию навыков говорения с использованием традиционных приёмов, стали делать это в два раза реже (это количество сократилось до 20 % испытуемых (3 человека)). Школьники же из экспериментальной группы только в 20 % случаев (3 человека) изначально выбрали английский язык, а после проведения педагогом работы по соответствующему направлению с использованием игровой формы работы и информационных ресурсов, уже 80 % (12 человек) детей стали выбирать его.
В результате включённого наблюдения за детьми во время проведения занятий было отмечено, что в экспериментальной группе упражнения с использованием современных технологий заинтересовывали младших школьников, они чувствовали себя на уроке легко и комфортно. После выполнения упражнений учащиеся стали обсуждать выполнение заданий (сами инициировали обсуждения), им понравилось делать такие упражнения, они не вызывали особых затруднений, учащиеся подошли к выполнению упражнений с повышенной заинтересованностью, удовольствием, ответственностью, была видна мотивированность детей. Использование современных технологий поспособствовало созданию дисциплины на уроке, большей активности детей, даже тех, кому было не интересно выполнять задания, предложенные на первом этапе исследования. В ходе наблюдения же в контрольной группе было обнаружено, что процесс выполнения заданий детьми проходил в более напряжённой обстановке, приходилось постоянно настраивать испытуемых на работу, контролировать их действия, дети часто отвлекались, не были сосредоточены, с нежеланием приступали к выполнению заданий.
Полученные результаты наглядно подтверждают имеющуюся информацию в соответствующих литературных источниках о том, что благодаря использованию в обучении младших школьников современных информационных технологий дети получают возможность стать более активными участниками образовательного процесса. А проведение занятий в игровой форме (ведь игра остаётся важным видом деятельности личности в данном возрасте), которая сопровождается поиском ответов на вопросы, способствует привлечению внимания детей, росту их интереса к организуемой деятельности, что, конечно, повышает мотивацию младших школьников. Игра активизирует лексику детей, способствует развитию устной речи, запускает процесс отработки произношения.
Таким образом, результаты, полученные в данном исследовании, позволяют сделать несколько выводов:
- Игровые формы проведения занятий по английскому языку способствуют повышению заинтересованности детей учебным предметом, уровня активности, инициативности и ответственности на занятиях, инициированию совместных обсуждений, способствует повышению уровня дисциплины.
- Игровые формы проведения занятий по английскому языку способствуют повышению успешности его овладения.
- Игровая форма проведения занятия может быть использована в практике обучения младших школьников иностранному языку.
Литература:
- Назарова А. В. Формирование умений иноязычной монологической речи в условиях интегративного образования //Современные проблемы науки и образования. — 2015. — №. 5. — С. 533–533.
- Сысоев П. В., М. Н. Евстигнеев. Использование современных учебных Интернет-ресурсов в обучении, Язык и культура, 2008. — С.100–110.
- Щукин А. Н. «Методика обучения речевому общению на иностранном языке», учебное пособие для преподавателей и студентов вузов, изд-во Икар, Москва, 2011. — С. 211.