Труд — это человеческая деятельность, целевая и рациональная. В процессе труда создаются материальные блага и духовные ценности, которые влияют на формирование человека.
Сегодня многие педагоги и психологи отмечают, что дети в детском саду очень мало могут рассказать о труде взрослых, причем даже о труде своих пап и мам или других родственников. Дети затрудняются объяснить, зачем взрослые люди ходят на работу, что они там делают, в чем заключается их трудовая деятельность. Также старшие дошкольники имеют довольно скудные представления о том, какие профессии существуют.
В современных условиях очень важно формировать у детей любовь к труду. Для этого необходимо, чтобы у них было стремление и познавательный интерес к тому, как трудятся их ближайшие родственники, прежде всего, папа и мама. Интерес этот должен формироваться с того момента, как ребенок идет в детский сад. Кроме того, необходимость формирования у детей первых базовых представлений о труде, их общественная важность закреплены в Федеральных государственных стандартах дошкольного образования. Как указано в документе, сегодня это одна из самых важных задач.
Формирование представлений о мире профессий способствует профориентации старших дошкольников, закладывает основы их профессионального самоопределения. Детям старшего дошкольного возраста родители должны привить интерес к труду, который затем может перерасти в интерес к миру профессий. Об этом в своих работах писали такие авторы, как С. А. Козлова, Э. Ф. Зеер, В. И. Логинова, Е. А. Климов и другие.
На основе анализа психолого-педагогической литературы можно выявить ряд основных подходов к ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с трудом взрослых и миром профессий:
— в процессе ознакомления детей с трудом взрослых;
— через овладение ребенком трудовыми действиями;
— через демонстрацию целостного облика взрослого человека и привитие положительного отношения и интереса к его личности;
— в процессе формирования нравственных качеств, таких как добро, справедливость, забота, сопереживание окружающим людям.
При знакомстве детей старшего дошкольного возраста с трудом взрослых необходимо двигаться от простого к более сложному. Начинать знакомство дошкольников с трудом взрослых необходимо с конкретных сведений и постепенно делать переход к обобщенной информации. Основной результат, к которому должно привести ребенка старшего дошкольного возраста знакомство с трудовой деятельностью взрослых, — это получение представления о значении труда, о том, что каждый человек может свободно выбрать профессию.
В дальнейшем, в школе дети смогут получить сведения о том, что труд — это:
— основа жизни людей;
— основа развития страны;
— основа благосостояния каждого человека и общества в целом;
— основа экологической сохранности планеты и дальнейшего развития цивилизации.
С. А. Козлова указывает на важность поддержания интереса к миру взрослых и их профессий. Автор предлагает использовать беседу для ознакомления с трудом взрослых, при этом подчеркивает необходимость указания на пользу труда в повседневной жизни дошкольника.
По нашему мнению, роль родителей в ознакомлении своего ребенка с миром профессий недооценена. Именно родители должны положить начало интереса ребенка к труду взрослых. Однако важно выбрать для этого интересные методы и способы. Воспитание и обучение детей старшего дошкольного возраста часто подразумевает принуждение, а не раскрытие творческих способностей и самореализацию. Так, в ряде исследований указывается, что дошкольники очень часто объясняют свое стремление трудиться тем, что им так велели взрослые, при этом не объяснили, для чего это нужно. То есть свободы выбора не было. Целью трудовой деятельности дошкольников было желание получить одобрение или похвалу взрослого. По нашему мнению, впоследствии это мешает свободному выбору трудовой деятельности, не стимулирует к творчеству. Поэтому сегодня необходимо развивать новые подходы для ознакомления ребенка старшего дошкольного возраста с трудом взрослых и миром профессий.
По нашему мнению, значительную роль в формировании этого интереса играют родители. Именно с помощью папы и мамы ребенок дошкольного возраста должен начинать входить в мир профессий и знакомиться с трудом взрослых. Для начала мама или папа могут рассказать о своей профессии. Такой рассказ помогает ребенку больше узнать о собственной семье, формирует фундамент доверия и уважения, интерес к окружающему миру, воспитывает уважение к чужому труду. Представление о профессиях позволяет детям глубже проникнуть в мир взрослых, понять и принять его, зарождает мечту о собственном будущем, позволяет гордиться результатами своих близких и родных. Взрослый родственник может взять ребенка с собой на работу — от такой возможности вряд ли откажется кто-то из старших дошкольников. Также важно познакомить ребенка с коллективом. Стоит сделать акцент на том, что работа — это не только тяжелый труд, но и общение в коллективе, совместная деятельность, направленная на достижение важной цели, и удовлетворение от ее достижения.
Для расширения кругозора ребенка можно сводить его в город профессий. Такое развлечение есть во многих крупных городах, и оно довольно популярно. Например, в г. Казани есть «КидСпейс», где ребенка старшего дошкольного возраста в игровой и увлекательной форме познакомят с разными профессиями.
Важно увеличивать время общения родителей со своими детьми. Для знакомства с трудом взрослых детей старшего дошкольного возраста можно рекомендовать чтение книг о разных профессиях. Это расширит кругозор ребенка, его словарный запас. Существует очень много интересных книг для детей, в которых описывается труд взрослых, разные профессии. Это могут быть книги для совместного чтения, например «Кем быть?» В. Маяковского, «Портниха» Б. Заходера, «Чем пахнут ремесла?» Дж. Родари, «Парикмахер», «Дядя Стёпа» С. Михалкова.
В современных условиях очень важно, чтобы у детей было понимание, что в процессе труда взрослые не только зарабатывают деньги, которые нужны для покупки еды, одежды и других благ. Во время трудовой деятельности происходит самореализация человека.
Сегодня во многих детских садах воспитатели считают, что невозможно сформировать у ребенка умение трудиться вне трудовой деятельности. Труд — ведущее средство воспитания. Дети обучаются конкретным трудовым умениям и навыкам, добиваются результата, удовлетворяют свою потребность в реальном приобщении к миру взрослых. Формы и методы ознакомления с трудом взрослых, которые наиболее часто используются в ДОУ:
— наблюдения;
— экскурсии;
— дидактические игры;
— художественная литература.
Наиболее востребованы у детей старшего дошкольного возраста игры. Е. А. Шанц в своих работах указывал на важность игрового подхода при работе с детьми старшего дошкольного возраста. Тем более что в этом возрасте игровая деятельность является ведущей.
Новый подход в работе с дошкольниками — создание интерактивных книг, например «Тропинки в мир профессий».
Такая книга может быть сформирована на основе:
— адаптации книг разных жанров известных русских и зарубежных авторов о мире профессий и людях труда;
— авторских изданий в электронном формате.
Основу взаимодействия составляют педагог, дошкольники и их родители. Дополнительно могут быть приглашены дизайнер, иллюстратор, аниматор, программист, композитор и другие.
Е. А. Петраш и И. В. Прадун предлагают использовать рассказ взрослых о своей работе по видеосвязи. Такой формат называется «Родительская конференция».
Также для ознакомления детей с трудом взрослых можно использовать познавательные мультфильмы.