В статье представлены результаты исследования, проведенного автором в рамках магистерской диссертации «Особенности мотивационной сферы детей во второй фазе младшего школьного возраста». В исследовании приняли участие 44 младших школьника, обучающихся в 3 классе (в 2022–2023 учебном году) и в 4 классе (в 2023–2024 учебном году). Для изучения общего уровня учебной мотивации и позиции по отношению к учебной деятельности были использованы две методики: «Уровень мотивации учения» (Е. В. Апасовой, И. Ю. Кулагиной, В. В. Федорова) и «Субъектная позиция» (В. К. Зарецкого, Ю. В. Зарецкого, И. Ю. Кулагиной). Проведен сравнительный анализ уровня учебной мотивации и позиции по отношению к учебной деятельности одних и тех же детей в период обучения в 3 классе и в 4 классе. Показано, что значение показателя уровня учебной мотивации в период обучения в 3–4 классах имеет определенную динамику. С содержательной стороны позиция по отношению к учебной деятельности в этот период также меняется. Сделан вывод о том, что у современных школьников в развитии учебной мотивации сказываются устойчивые возрастные особенности и проявляются некоторые новые тенденции.
Ключевые слова : учебная мотивация, уровень мотивации, позиция по отношению к учебной деятельности, младший школьный возраст.
The article presents the results of a study conducted by the author within the framework of the master's thesis «Features of the motivational sphere of children in the second phase of primary school age». The study involved 44 primary school students enrolled in the 3rd grade (in the 2022–2023 academic year) and in the 4th grade (in the 2023–2024 academic year). To study the general level of educational motivation and position in relation to educational activities, two methods were used — «The level of motivation of teaching» (E. V. Apasova, I. Y. Kulagina, V. V. Fedorova) and «Subject position» (V. K. Zaretsky, Yu.V.Zaretsky, I. Y. Kulagina). A comparative analysis of the level of educational motivation and position in relation to the educational activities of the same children during the period of study in the 3rd grade and in the 4th grade was carried out. It is shown that the value of the indicator of the level of educational motivation during the period of study in grades 3–4 has a certain dynamics. From the content side, the position in relation to educational activities also changes during this period. It is concluded that modern schoolchildren have stable age characteristics and some new trends in the development of educational motivation.
Keywords : educational motivation, motivation level, attitude towards educational activities, primary school age.
Проблема учебной мотивации актуальна, поскольку непосредственно связана с проблемами школьной успеваемости и психологического благополучия детей младшего школьного возраста. Рассматривая учебную мотивацию, психологи дифференцируют различные учебные мотивы в общей мотивационной системе, определяют общий уровень мотивации как синтез разных мотивационных тенденций, подчеркивают важность становления субъектности в учебной деятельности.
В младшем школьном возрасте, начиная с его границы с дошкольным детством, формируется внутренняя позиция школьника, обусловленная познавательными и социальными мотивами [8]. Общий уровень учебной мотивации достаточно высок в это время, но 3-ий год обучения, когда учебная деятельность теряет свою новизну, становится критическим: уровень мотивации начинает снижаться. Эта закономерность была выявлена в 1960–1970-ые годы Л. И. Божович и ее сотрудниками [2], и подтверждена в последние десятилетия [1; 7].
В то же время, в младшем школьном возрасте происходит становление субъектности, что фиксируется в конце этого периода. Для детей, обучающихся в начальных классах и ориентированных на взрослого человека, характерна объектная позиция по отношению к учебной деятельности. Она предполагает значимость внешних требований, контроля и оценки со стороны учителя и родителей. Но во второй фазе этого возраста, приближаясь к отрочеству и переходу в средние классы, ребенок должен приобрести субъектную позицию, т. е. активное и осознанное отношение к учебе. [4; 5]
В проведенном нами исследовании определялась динамика учебной мотивации у детей, обучавшихся сначала в 3, а затем 4 классе. Такое минимальное лонгитюдинальное исследование в начале младшего школьного возраста (1 и 2 классы), было проведено ранее Н. И. Гуткиной [3].
Изучая общий уровень учебной мотивации и позицию по отношению к учебной деятельности, мы использовали две методики — «Уровень мотивации учения» (Е. В. Апасовой, И. Ю. Кулагиной, В. В. Федорова) и «Субъектная позиция» (В. К. Зарецкого, Ю. В. Зарецкого, И. Ю. Кулагиной) [5; 6].
В исследовании приняли участие 44 младших школьника, обучающихся в 3 классе (в 2022–2023 учебном году) и в 4 классе (в 2023–2024 учебном году).
При определении общего уровня учебной мотивации было установлено его снижение от 3 к 4 классу (рис. 1). При этом мотивационные показатели, полученные с интервалом в год, как показало применение критериев U Манна-Уитни и W Уилкоксона, различаются на высоком уровне значимости (табл. 1).
Рис. 1. Снижение общего уровня учебной мотивации от 3 к 4 классу (средние ранги)
Таблица 1
Статистическая значимость различий по мотивационным показателям между детьми, обучающимися в 3 и 4 классах
Мотивационные показатели |
U Манна-Уитни |
W Уилкоксона |
Асимпт. знч. (двухсторонняя) |
уровень учебной мотивации |
567,500 |
1557,500 |
0,001 |
объектная позиция в учебной деятельности |
593,000 |
1583,000 |
0,001 |
субъектная позиция в учебной деятельности |
657,500 |
1647,500 |
0,009 |
негативная позиция в учебной деятельности |
509,000 |
1499,000 |
0,000 |
У младших школьников снижается также выраженность позиции по отношению к учебной деятельности: различия по данным мотивационным показателям статистически значимы (табл. 1). Что касается содержательной стороны позиции, то наблюдается сочетание объектной и субъектной позиций по отношению к учебной деятельности в конце младшего школьного возраста (рис. 2). Кроме того, у нескольких детей была обнаружена негативная позиция по отношению к учению, что характерно для подросткового возраста, и крайне редко наблюдается в младшем школьном возрасте [4].
Рис. 2. Изменение выраженности позиций по отношению к учебной деятельности от 3 к 4 классу (средние ранги)
Таким образом, в представленном исследовании показано, что у современных школьников в развитии учебной мотивации сказываются устойчивые возрастные особенности и проявляются некоторые новые тенденции.
Литература:
- Архиреева Т. В. Динамика учебной мотивации детей младшего школьного возраста // Культурно-историческая психология. 2015. Том 11. № 2. С. 38–47. doi: 10.17759/chp.2015110204
- Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2009. 400 с.
- Гуткина Н. И. Развитие учебной мотивации учащихся в первых двух классах современной начальной школы (лонгитюдинальное исследование) // Культурно-историческая психология. 2007. № 2. С. 62–74.
- Зарецкий Ю. В. Субъектная позиция школьников по отношению к учебной деятельности в разных возрастных периодах: автореф. дис. … канд. психол. наук. — М., 2014. 27 с.
- Зарецкий Ю. В., Зарецкий В. К., Кулагина И. Ю. Методика исследования субъектной позиции учащихся разных возрастов // Психологическая наука и образование. 2014. № 1. С. 99–110.
- Кулагина И. Ю., Апасова Е. В., Федоров В. В. Методика определения уровня учебной мотивации в младшем школьном возрасте // Психологическая наука и образование. 2021. Том 26. № 5. С. 43–53.
- Кулагина И. Ю., Гани С. В. Развитие мотивации в младшем школьном возрасте // Психологическая наука и образование. 2011. № 2. С. 102–109.
- Лубовский Д. В. Феноменология и динамика развития внутренней позиции современных младших школьников // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. Т. 6. № 2. С. 50–67. URL: http://psyedu.ru/journal/2014/2/Lubovskiy.phtml