Исследование рисков при проведении реинжиниринга бизнес-процесс в IT-компаниях | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №24 (523) июнь 2024 г.

Дата публикации: 14.06.2024

Статья просмотрена: 20 раз

Библиографическое описание:

Степанова, Т. П. Исследование рисков при проведении реинжиниринга бизнес-процесс в IT-компаниях / Т. П. Степанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 24 (523). — С. 279-281. — URL: https://moluch.ru/archive/523/115639/ (дата обращения: 19.12.2024).



В статье автор исследует опыт проведения реинжиниринга в IT-компаниях на предмет возникающих рисков. По итогу исследования был сформирован реестр рисков и предложены стратегии.

Ключевые слова: реинжиниринг, риски, качество.

Цель статьи — исследовать опыт компаний при проведении реинжиниринга бизнес-процессов в ИТ-компаниях, разработать общий реестр рисков и предложить стратегии реагирования на данные риски.

Вопросами реинжиниринга бизнес-процессов задаются многие компании в наше время. Постоянно меняющиеся внешние экономические, социальные, технологические и политические условия вносят коррективы в работу компаний. Для того, чтобы оставаться конкурентноспособным и прибыльным предприятием необходимо проводить работу по внутренним изменениям для быстрой адаптации к новым условиям работы.

Процесс реинжиниринга бизнес-процессов состоит из нескольких этапов и на каждом из этих этапов есть вероятность появления целого ряда рисков и проблем.

Главной целью методов оценки рисков является выявление важности каждого риска и его потенциальное влияние на успешное выполнение проекта по реинжинирингу.

Исследование опыта компаний при проведении реинжиниринга

При написании статьи был проведен поиск и дальнейший анализ примеров реинжиниринга бизнес-процессов в компаниях. Компании, которые были найдены и рассмотрены в процессе написания данной статья — ПАО «Ростелеком» и ОАО «Вымпелком» [1].

В компании ПАО «Ростелеком» основополагающей целью реинжиниринга бизнес-процессов было гибкое и оперативное приспособление к ожидаемым изменениям запросов потребителей: соответствующее изменение стратегии, технологии, организации производства и управления на основе эффективной компьютеризации.

В компании ОАО «Вымпелком» была проведена модернизация биллинговой системы, которая заключалась в реинжиниринге бизнес-процессов, а также внедрении единой корпоративной информационной системы. Первопричиной стала необходимость поддержки растущего бизнеса компании с помощью ИТ решений.

В процессе исследования были выявлены основные проблемы при реализации проекта по реинжинирингу бизнес-процессов:

– высокая трудоемкость процесса реинжиниринга;

– низкая социальная приемлемость со стороны персонала из-за естественного сопротивления резким изменения;

– время проведение процесса реинжиниринга;

– поиск новых сотрудников с необходимыми компетенциями;

– эффективность межфункционального взаимодействия отделов;

Из описанных выше проблем были сформулированы риски при проведении реинжиниринга бизнес-процессов. Данный реестр отображен в таблице 1.

Таблица 1

Реестр рисков при проведении реинжиниринга бизнес-процессов

п/п

Наименование риска

1

Риск высоких трудозатрат на оформление новых документов, инструкций и регламентов, связанных с изменениями в бизнес-процессах

2

Риск недовольства сотрудниками предприятия изменениями в привычных бизнес-процессах (в том числе увольнение)

3

Риск значительного увеличения сроков проведения процесса реинжиниринга

4

Риск низкой компетентности новых сотрудников, длительный срок их адаптации

5

Риск появления конфликтов в процессе межфункционального взаимодействия отделов компании

Далее по выделенным выше рискам проведем анализ с помощью матрицы вероятности появления и тяжести последствий [2]. В матрице присутствует две оси. Вертикальная ось вероятности появления исследуемого риска в градации от 1 до 5, где 1 — самая низкая вероятность, а 5 — самая высокая вероятность. Так же горизонтальная ось тяжести последствий при возникновении исследуемого риска в градации от 1 до 5, где 1 — самая низкая степень тяжести последствий, а 5 — самая высокая степень тяжести последствий. Внутри матрицы идет разделение на три зоны — зеленая, желтая и красная. Риски, попадающие в красную зону, требуют проработки мероприятий по их минимизации в первую очередь. Риски, попадающие в желтую зону, требуют проработки мероприятий по их минимизации во вторую очередь. И риски, попадающие в зеленую зону, требуют проработки мероприятий по их минимизации в последнюю очередь.

В таблице 2 представлен список рисков с коэффициентами вероятности появления и тяжести последствий.

Таблица 2

Оценка рисков

Условное обозначение

Наименование

Вероятность появления

Тяжесть последствий

Р1

Риск высоких трудозатрат на оформление новых документов, инструкций и регламентов, связанных с изменениями в бизнес-процессах

2

3

Р2

Риск недовольства сотрудниками предприятия изменениями в привычных бизнес-процессах (в том числе увольнение)

4

4

Р3

Риск значительного увеличения сроков проведения процесса реинжиниринга

5

1

Р4

Риск низкой компетентности новых сотрудников, длительный срок их адаптации

3

3

Р5

Риск появления конфликтов в процессе межфункционального взаимодействия отделов компании

2

2

Каждый из выделенных рисков был соотнесен по степени вероятности появления и тяжести последствий в соответствующую ячейку. Результат анализа приведен на рисунке 1.

Матрица вероятности и тяжести последствий

Рис. 1. Матрица вероятности и тяжести последствий

Исходя из данных, полученных в матрице, можно сделать следующие выводы — в первую очередь необходимо обратить внимание на риск недовольства сотрудниками предприятия изменениями в привычных бизнес-процессах и разработать ряд мероприятий по минимизации последствий данного риска. Во второю очередь следует уделить внимание риску, связанному с риском низкой компетентности новых сотрудников, длительный срок их адаптации. Не менее важными являются так же ещё два риска — риск значительного увеличения сроков проведения процесса реинжиниринга и риск высоких трудозатрат на оформление новых документов, инструкций и регламентов, связанных с изменениями в бизнес-процессах. Разработку мероприятий по минимизации риска появления конфликтов в процессе межфункционального взаимодействия отделов компании можно осуществить после реализации мероприятий по устранению наиболее критичных рисков.

Далее перейдем к выбору стратегий реагирования на риски. Выбор стратегии определяется вероятностью реализации риска, оцениваемой величиной последствий риска в случае его возникновения. Возможно применение одновременно нескольких стратегий, если вероятность риска велика и величина его последствий тоже большая [3]. С увеличением вероятности риска и величины последствий — приближением к верхнему правому углу матрицы — руководитель проекта будет склоняться к применению стратегии уклонения либо применять комплексное решение из стратегии передачи и снижения, если по каким-то причинам уклонение невозможно [4].

В первую очередь рассмотрим риск недовольства сотрудниками предприятия изменениями в привычных бизнес-процессах (в том числе увольнение). В данном случае применение вероятность риска и тяжесть его последствий достаточно высокие, но применить стратегию уклонения невозможно, т. к. сотрудники являются неотъемлемой частью компании, а проект по внедрению изменений в компании уже запущен. Возможность привлечения внешней компании для разделения или передачи риска так же отсутствует, соответственно стратегия передачи риска тоже не является подходящей. Наиболее подходящей являются две стратегии — стратегия снижения риска и стратегия принятия риска. Для начала необходимо использовать стратегию снижения риска путем принятие предупредительных мер по снижению вероятности наступления риска. В случае, если стратегия снижения риска окажется недостаточно эффективной, необходимо перейти к стратегии принятия, когда компании необходимо создать резервы — финансовые, кадровые и временные [5].

Следующими рассмотрим два риска: риск высоких трудозатрат на оформление новых документов, инструкций и регламентов, связанных с изменениями в бизнес-процессах и риск низкой компетентности новых сотрудников, длительный срок их адаптации. Вероятность данных рисков ниже средней, тяжесть последствий в случае его возникновения средняя. В данном случае рекомендуется так же придерживаться стратегии уклонения от риска.

Далее рассмотрим риск значительного увеличения сроков проведения процесса реинжиниринга. В данном случае рекомендуется применить стратегию принятия риска. Так как если принять меры по ускорению реализации проекта это может привести к повышению вероятности возникновения других рисков — финансовых, кадровых и управленческих.

Так же рассмотрим ещё один риск, связанный с вероятностью появления конфликтов между сотрудниками в процессе межфункционального взаимодействия отделов. Данный риск должен быть сведен к минимуму в процессе реализации мероприятия по документальной фиксации основных обязанностей сотрудников и зоны их ответственности в рамках рабочего процесса.

Заключение

В ходе написания статьи, была изучена теоретическая часть по основам методов оценки рисков и реинжинирингу процессов. А именно стратегии управления проектными рисками, рекомендации по выбору той или иной стратегии для реагирования на негативные риски, примеры предприятий, которые успешно реализовали проект по реинжинирингу бизнес-процессов.

В результате исследования был составлен реестр рисков, проведен их анализ и выбраны стратегии для реагирования на данные риски.

Литература:

  1. Опыт применения Реинжиниринга в России [Электронный ресурс]. URL: https://studfile.net/preview/8344817/page:3/ (дата обращения: 15.03.2024).
  2. Черненький А. В. Применение риск-ориентированного подхода при построении системы менеджмента / А. В. Черненький // Международный научно-исследовательский журнал.- 2016. — № 8 (50). — URL: https://research-journal.org/archive/8–50–2016-august/primenenie-risk-orientirovannogo-podxoda-pri-postroenii-sistemy-menedzhmenta-kachestva (дата обращения: 02.06.2024).
  3. Казак А. Ю., Слепухина Ю. Э. Современные методы оценки проектных рисков: традиции и инновации // Прикладная экономика. Вестник УрФУ Серия экономика и управление. 2013. № 2. С. 13–26.
  4. Третьяк В. В., Фейлинг Т. Б. Управление рисками предприятия. Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по направлению подготовки 38.03.02 «Менеджмент». Санкт-Петербург: РГГМУ, 2022. 156 с.
  5. Антонов, Г.Д., Иванова О. П., Тумин В. М. Управление рисками организации. М.: Инфра-М, 2023. 153 c.
Основные термины (генерируются автоматически): риск, тяжесть последствий, длительный срок, значительное увеличение сроков проведения процесса, компетентность новых сотрудников, оформление новых документов, риск недовольства, риск низкой, сотрудник предприятия, вероятность появления.


Ключевые слова

качество, риски, реинжиниринг

Похожие статьи

Эффективное управление стоимостью компании

В настоящей статье проанализированы составляющие эффективного управления стоимостью бизнеса. Выявлены пять слагаемых управления, проанализирован опыт зарубежных компаний. На основании исследования разработаны пути совершенствования управления стоимос...

Применение систем поддержки принятия решений в деятельности коммерческих предприятий г. Хабаровска

В статье представлены результаты предварительного анализа существующей системы поддержки принятия решений одного из коммерческих предприятий г. Хабаровска, а также возможные пути ее актуализации с учетом современных инновационных технологий в области...

Механизмы совершенствования бизнес-процессов организации

В статье автор раскрывает механизмы по совершенствованию бизнес-процессов компании.

Изменение подхода к использованию ESG-концепций российскими хозяйствующими субъектами в рамках своих PR-стратегий

Информационная безопасность в процессе реализации маркетинговой стратегии коммерческого банка

Автором изучены области применения технологий больших данных в банковском маркетинге в условиях цифровизации экономики. По итогам проведенного исследования описаны риски использования больших данных в процессе реализации маркетинговых стратегий банко...

Инновационные технологии при повышении конкурентоспособности отеля в современной индустрии гостеприимства

В статье проведен обзор инновационных технологий гостиничного обслуживания гостей, которые используются в целях повышения конкурентоспособности отеля. Актуальность исследования обусловлена развитием новых подходов и способов к организации гостиничных...

Стратегии управления финансовыми инновациями в банках

В данной статье рассмотрены стратегии управления финансовыми инновациями в банках, функции инновационных стратегий, Модель формирования стратегического инновационного управления кредитной организацией, типы инновационных стратегий их влияние на деяте...

Формирование ценностного предложения клиентам компании на основе бизнес - модели Canvas

В статье рассмотрены основные подходы к формированию ценностного предложения клиентам компании на основе бизнес-модели Canvas. Представлен опыт применения данной модели российскими компаниями в различных сферах бизнеса и при решении разноплановых зад...

Планирование принудительного реинжиниринга бизнес-процессов как особой формы реструктуризации предприятий

Особенности продвижения инновационных услуг

В данной статье, нами рассмотрен вопрос инновационной составляющей в сфере услуг, оговорены особенности продвижения стратапов в нематериальном секторе, приведены некоторые институты поддержки инновационного предпринимательства в Российской Федерации ...

Похожие статьи

Эффективное управление стоимостью компании

В настоящей статье проанализированы составляющие эффективного управления стоимостью бизнеса. Выявлены пять слагаемых управления, проанализирован опыт зарубежных компаний. На основании исследования разработаны пути совершенствования управления стоимос...

Применение систем поддержки принятия решений в деятельности коммерческих предприятий г. Хабаровска

В статье представлены результаты предварительного анализа существующей системы поддержки принятия решений одного из коммерческих предприятий г. Хабаровска, а также возможные пути ее актуализации с учетом современных инновационных технологий в области...

Механизмы совершенствования бизнес-процессов организации

В статье автор раскрывает механизмы по совершенствованию бизнес-процессов компании.

Изменение подхода к использованию ESG-концепций российскими хозяйствующими субъектами в рамках своих PR-стратегий

Информационная безопасность в процессе реализации маркетинговой стратегии коммерческого банка

Автором изучены области применения технологий больших данных в банковском маркетинге в условиях цифровизации экономики. По итогам проведенного исследования описаны риски использования больших данных в процессе реализации маркетинговых стратегий банко...

Инновационные технологии при повышении конкурентоспособности отеля в современной индустрии гостеприимства

В статье проведен обзор инновационных технологий гостиничного обслуживания гостей, которые используются в целях повышения конкурентоспособности отеля. Актуальность исследования обусловлена развитием новых подходов и способов к организации гостиничных...

Стратегии управления финансовыми инновациями в банках

В данной статье рассмотрены стратегии управления финансовыми инновациями в банках, функции инновационных стратегий, Модель формирования стратегического инновационного управления кредитной организацией, типы инновационных стратегий их влияние на деяте...

Формирование ценностного предложения клиентам компании на основе бизнес - модели Canvas

В статье рассмотрены основные подходы к формированию ценностного предложения клиентам компании на основе бизнес-модели Canvas. Представлен опыт применения данной модели российскими компаниями в различных сферах бизнеса и при решении разноплановых зад...

Планирование принудительного реинжиниринга бизнес-процессов как особой формы реструктуризации предприятий

Особенности продвижения инновационных услуг

В данной статье, нами рассмотрен вопрос инновационной составляющей в сфере услуг, оговорены особенности продвижения стратапов в нематериальном секторе, приведены некоторые институты поддержки инновационного предпринимательства в Российской Федерации ...

Задать вопрос