Сетевое взаимодействие в сфере высшего образования как форма международного сотрудничества | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №24 (523) июнь 2024 г.

Дата публикации: 14.06.2024

Статья просмотрена: 24 раза

Библиографическое описание:

Абу Хамда, А. М. Сетевое взаимодействие в сфере высшего образования как форма международного сотрудничества / А. М. Абу Хамда. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 24 (523). — С. 299-300. — URL: https://moluch.ru/archive/523/115645/ (дата обращения: 16.10.2024).



В статье рассматриваются вопросы реализации образовательных программ в сетевой форме с иностранными организациями, осуществляющими образовательную деятельность.

Ключевые слова: сетевое взаимодействие, международное сотрудничество.

Исторически сложилось, что совместные образовательные программы в сфере высшего образования реализовывались в форме международного сотрудничества, после чего они стали инструментом взаимодействия в рамках национальных образовательных программ. В целях интеграции российских вузов с иностранными в ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон об образовании) предусмотрена сетевая форма реализации образовательных программ, которая обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких образовательных организаций, в том числе иностранных [1].

В настоящее время Минобрнауки России активно развивает научно-технологическое и образовательное взаимодействие с дружественными странами, проводит политику по укреплению роли российских университетов в международном научно-образовательном пространстве [2].

В частности, в Томском государственном университете сетевая модель взаимодействия в рамках международного сотрудничества с иностранными образовательными организациями, воплощена в соглашениях о реализации совместных образовательных программ с Самаркандским государственным университетом (Узбекистан), Ошским государственным университетом (Кыргызстан), Северокитайским технологическим университетом (Китай) и с другими университетами различных государств.

Однако существуют проблемные вопросы, которые требуют дополнительной регламентации на уровне законодательства Российской Федерации для обеспечения укрепления зарубежных связей и повышения международной конкурентоспособности.

Исходя из буквального толкования ст. 15 Закона об образовании, можно сделать вывод, что при сетевой форме реализации образовательных программ в качестве иностранного участника могут выступать только иностранные образовательные организации. Другие организации, не осуществляющие образовательную деятельность, участвовать в сетевом взаимодействии не вправе.

Представляется необходимым расширить круг субъектов взаимодействия в рамках сетевой формы реализации образовательных программ, включив в него как минимум иностранные научные организации, которые не осуществляют образовательную деятельность, но могут внести значительный научный вклад в развитие академических программ, увеличить мировое научно-образовательное пространство.

Согласно пункту 4 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ, утвержденного Приказом № 882/391 (далее — Порядок реализации сетевых программ), сторонами договора о сетевой форме являются базовая организация и организация-участник [3].

Однако в рамках реализации совместных образовательных программ российские и иностранные вузы выступают на равных началах. Многие зарубежные университеты не соглашаются на взаимодействие по формуле «базовая организация и организация-участник», отмечая, что они являются равными партнерами. Более того, в законодательстве зарубежных стран отсутствует подобная правовая конструкция. Поэтому предлагается внести изменения в определение терминов, закрепленных в Порядке реализации сетевых программ, заменив, «базовую организацию, например, на «организацию-партнер, отвечающую за реализацию сетевой образовательной программы и осуществляющую контроль за участием других организаций-партнеров».

В пункте 6 Порядка реализации сетевых программ установлено, что рабочие программы реализуемых иностранной образовательной организацией частей сетевой образовательной программы включаются в нее на соответствующем языке обучения [3]. Однако в том случае, если российская образовательная организация, согласно своим локальным актам, осуществляет обучение только на русском языке, то возникает вопрос, как она, выступая базовой организацией, может утвердить образовательную программу в сетевой форме, содержащую элементы на иностранном языке. В целях разрешения подобных ситуаций представляется целесообразным закрепить в подзаконном нормативном акте Минобрнауки России возможность реализации образовательных программ в сетевой форме с иностранными организациями, осуществляющими образовательную деятельность, на иностранном языке не только иностранной организацией-участником, но и российской организацией.

В соответствии с пунктом 15 Порядка реализации сетевых программ финансовое обеспечение реализации сетевой образовательной программы осуществляется путем возмещения затрат на реализацию части сетевой образовательной программы в соответствии с перечнем затрат организации-участника на реализацию части образовательной программы или иными способами в соответствии с законодательством Российской Федерации [3]. Однако применительно к реализации сетевых образовательных программ с иностранным элементом в силу сложившейся геополитической обстановки возникают сложности при осуществлении взаиморасчетов между базовой организацией за реализацию сетевой программы организацией-участником. В частности, некоторые страны работают с определенными банками, счета в которых ввиду установленных санкций российские вузы открыть не могут. Кроме того, разная стоимость зачетных единиц и разная шкала оценивания не позволяют осуществить пропорциональное возмещение затрат базовой организацией в иностранной организации-участнике. В связи с этим представляется необходимым разработать на законодательном уровне особый механизм возмещения затрат с учетом специфики реализации программ с иностранным участием.

На основании вышеизложенного, следует заключить, что в действующем законодательстве об образовании необходимо закрепить особенности реализации образовательных программ в сетевой форме совместно с иностранными организациями.

Дальнейшее расширение сетевого взаимодействия с иностранными образовательными организациями позволит повысить качество образования, развить межкультурные коммуникации, аккумулировать лучший опыт отечественных и зарубежных образовательных учреждений, а также использовать мировой научный потенциал для решения глобальных задач, стоящих перед российским государством.

Литература:

  1. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29 дек. 2012 г. 273-ФЗ // КонсультантПлюс: справ. правовая система. — Версия Проф. — М., 2024. — Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
  2. Минобрнауки России работает над расширением сотрудничества с дружественными странами // 2023. — URL: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/mezhdunarodnoe-sotrudnichestvo/65635/ (дата обращения 07.06.2024).
  3. Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ: приказ Минобрнауки России № 882, Минпросвещения России № 391 от 5 авг. 2020 г. // КонсультантПлюс: справ. правовая система. — Версия Проф. — М., 2024. — Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
Основные термины (генерируются автоматически): базовая организация, программа, образовательная деятельность, сетевая форма, Порядок реализации, сетевая образовательная программа, сетевая форма реализации, международное сотрудничество, образовательная программа, Российская Федерация.


Похожие статьи

Сетевое взаимодействие образовательных организаций среднего профессионального образования

В статье автор пытается описать актуальность организации сетевого взаимодействия в системе среднего профессионального образования.

Сетевое взаимодействие педагогов дошкольных учреждений как инновационная модель организации методической деятельности

В статье рассматривается сетевое взаимодействие дошкольных образовательных учреждений: предпосылки возникновения, характерные свойства и основные черты сетевой организации, модели взаимодействия дошкольных образовательных учреждений и аспекты формиро...

Основные формы и способы взаимодействия образовательных учреждений и предприятий на примере среднего профессионального образования

Тенденции развития экономики сегодня актуализируют вопросы качества профессиональной подготовки квалифицированных рабочих кадров и специалистов. Многофункциональность современного профессионального образования предполагает реализацию новых подходов к...

Внедрение технологий обучения в сотрудничестве как один из факторов управления качеством образования

В статье представлены: необходимость применения технологии обучения в сотрудничестве в процессе обучения, а также выделены методы обучения в сотрудничестве.

Деловые коммуникации как успешный фактор управления образованием

В статье рассматриваются вопросы, связанные с важностью деловых коммуникаций для управления образованием. Также описана роль делового общения в данном процессе.

Повышение качества дошкольного образования через ресурсы сетевого взаимодействия

В данной статье рассматриваются возможности повышения качества дошкольного образования посредством использования ресурсов иных организаций в рамках сетевого взаимодействия с социумом.

Перспективы развития инновационной образовательной технологии дистанционного обучения в системе среднего профессионального образования

В статье рассматривается дистанционное обучение как одно из перспективных и инновационных направлений работы при подготовке высококвалифицированных кадров в условиях среднего профессионального образования, сущность, особенности организации, методы ко...

Развитие государственно-частного партнёрства в сфере образовательных услуг

В статье рассмотрены вопросы развития государственно-частного партнерства в сфере образования. ГЧП является одним из перспективных инструментов развития производственной и социальной инфраструктуры, что ранее рассматривалась как исключительно сфера о...

Профессиональное сотрудничество учебных заведений и предприятий гостеприимства

В данной статье разобраны виды сотрудничества учебных заведений с различными предприятиями туризма, а также виды этого сотрудничества.

Управление инновациями в ДОУ

В данной статье описаны перспективы развития инновационной деятельности на данной ступени образования, а также предложены мероприятия инновационного характера для повышения качества образовательных услуг.

Похожие статьи

Сетевое взаимодействие образовательных организаций среднего профессионального образования

В статье автор пытается описать актуальность организации сетевого взаимодействия в системе среднего профессионального образования.

Сетевое взаимодействие педагогов дошкольных учреждений как инновационная модель организации методической деятельности

В статье рассматривается сетевое взаимодействие дошкольных образовательных учреждений: предпосылки возникновения, характерные свойства и основные черты сетевой организации, модели взаимодействия дошкольных образовательных учреждений и аспекты формиро...

Основные формы и способы взаимодействия образовательных учреждений и предприятий на примере среднего профессионального образования

Тенденции развития экономики сегодня актуализируют вопросы качества профессиональной подготовки квалифицированных рабочих кадров и специалистов. Многофункциональность современного профессионального образования предполагает реализацию новых подходов к...

Внедрение технологий обучения в сотрудничестве как один из факторов управления качеством образования

В статье представлены: необходимость применения технологии обучения в сотрудничестве в процессе обучения, а также выделены методы обучения в сотрудничестве.

Деловые коммуникации как успешный фактор управления образованием

В статье рассматриваются вопросы, связанные с важностью деловых коммуникаций для управления образованием. Также описана роль делового общения в данном процессе.

Повышение качества дошкольного образования через ресурсы сетевого взаимодействия

В данной статье рассматриваются возможности повышения качества дошкольного образования посредством использования ресурсов иных организаций в рамках сетевого взаимодействия с социумом.

Перспективы развития инновационной образовательной технологии дистанционного обучения в системе среднего профессионального образования

В статье рассматривается дистанционное обучение как одно из перспективных и инновационных направлений работы при подготовке высококвалифицированных кадров в условиях среднего профессионального образования, сущность, особенности организации, методы ко...

Развитие государственно-частного партнёрства в сфере образовательных услуг

В статье рассмотрены вопросы развития государственно-частного партнерства в сфере образования. ГЧП является одним из перспективных инструментов развития производственной и социальной инфраструктуры, что ранее рассматривалась как исключительно сфера о...

Профессиональное сотрудничество учебных заведений и предприятий гостеприимства

В данной статье разобраны виды сотрудничества учебных заведений с различными предприятиями туризма, а также виды этого сотрудничества.

Управление инновациями в ДОУ

В данной статье описаны перспективы развития инновационной деятельности на данной ступени образования, а также предложены мероприятия инновационного характера для повышения качества образовательных услуг.

Задать вопрос