Уголовно-исполнительная система часто сталкивается с различными проблемами при проведении воспитательной работы в исправительных колониях. В настоящее время имеется достаточно много нерешенных вопросов, которые являются сложными и многоаспектными, требующие комплексного регулирования. Одной из основных проблем в этой сфере является вопрос эффективного организационно-правового регулирования в исправительных колониях строгого режима.
Уровень правового регулирования воспитательной работы с осуждёнными к лишению свободы, напрямую зависит от степени разработанности правового института в сфере применения уголовно-правовых норм в процессе исправления лиц, находящихся на строгом режиме отбывания наказания.
Законы и нормативные акты, регулирующие деятельность исправительных учреждений, не всегда отвечают современным требованиям и реалиям. Таким образом возникают проблемы с их толкованием и применением на практике. Законодатель в Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года ставит перед собой вызов о необходимость дополнительного совершенствования нормативно-правового регулирования [1]. На основании этого можно сделать вывод о том, что в дальнейшем можно ожидать ряда изменений в нормативно-правовых актах, которые также будут регулировать организацию воспитательной работы с осужденными в исправительных колониях строгого режима.
Для успешной реализации воспитательной работы необходимо четкое организационное регулирование. В данном процессе учитывается специфика ее реализации в колониях строгого режима. Необходимость соблюдения законодательства в сфере прав человека, а также конкретных правил и инструкций, обеспечивающих режим в исправительных колониях, является основополагающей частью воспитательного процесса.
Основываясь на принципах уголовно- исполнительного права организация воспитательной работы в колониях строгого режима должна быть направлена на восстановление личности осужденного, его воспитание, социализацию и подготовку к возвращению в общество. Важно учитывать особенности каждого осужденного, его индивидуальные потребности и уровень реабилитации [2].
Организация воспитательной работы в условиях строгого режима представляет для сотрудников свои сложности. Нахождение осужденных под строгим контролем и ограничениями создает трудности при проведении мероприятий, направленных на его социализацию и адаптацию к жизни на свободе. Необходимо учитывать особенности психологического состояния осужденных, их мотивацию и жизненный опыт, чтобы разработать эффективные методы воздействия на них. Прежде всего данная работа заключается психолого-педагогическом воздействием на осужденного что позволяет персоналу исправительного учреждения использовать наиболее эффективные средства, методы и приемы для достижения вышеперечисленных целей.
Основными методами и приемами воспитательной работы с осужденными являются индивидуальные и групповые беседы, тренинги, занятия искусством и творчеством, спортивные мероприятия, психологическое консультирование и поддержка. Важным аспектом успешной воспитательной работы является также работа с родственниками осужденных, создание условий для поддержки осужденных социумом после освобождения [3].
Взаимодействие между работниками учреждения и осужденными требует особого подхода и внимания, чтобы эффективно воздействовать на их поведение и способствовать их реабилитации. Главной задачей мероприятий, проводимых с осужденными, является оказание позитивного воздействия на их сознание и взгляды, формирование у них общественно полезных качеств и навыков. Педагоги, психологи, социальные работники и другие специалисты работают над созданием благоприятной атмосферы в колонии, способствующей изменению осужденных и их успешной реинтеграции в общество после отбывания наказания. В ходе проведения различных психологических и педагогических программ осужденным предлагается возможность осознания своих ошибок, понимания последствий своих действий и принятия ответственности за них. При этом они четко следят за соблюдением правил и режима исправительного учреждения, устанавливают контакт с каждым осужденным и работают над формированием их навыков социального взаимодействия.
Результаты воспитательной работы проявляются не только в соблюдении внутренних и внешних правил колонии, но и в поведении заключенных после освобождения. После прохождения ряда мероприятий и программ обучения многие осужденные обретают новые профессиональные навыки, находят работу и возвращаются в общество как полноценные члены.
В целом, воспитательная работа с осужденными в исправительной колонии строгого режима является важным инструментом, она способна преобразить осужденных в людей, способных жить по закону, ценить свободу и стремиться к новым достижениям, тем самым сокращает преступность и обеспечивает безопасность общества и государства.
Литература:
- Распоряжение Правительства РФ от 29 апреля 2021 г. № 1138-р «Об утверждении Концепции развития уголовно-исполнительной системы РФ на период до 2030 г». Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) от 29.05.2023 г., ст. 0001202305290088 (дата обращения 04.06.2024)
- Майстренко Григорий Александрович Особенности воспитательной работы с осужденными: современные реалии // Образование и право. 2023. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-vospitatelnoy-raboty-s-osuzhdennymi-sovremennye-realii (дата обращения: 10.06.2024).
- Ивашко Наталья Николаевна Особенности воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях // Вестник Кузбасского института. 2017. № 2 (31). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-vospitatelnoy-raboty-s-osuzhdennymi-v-ispravitelnyh-uchrezhdeniyah (дата обращения: 05.06.2024).