Анализ и оценка информационной политики органов местного самоуправления | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Политология

Опубликовано в Молодой учёный №24 (523) июнь 2024 г.

Дата публикации: 14.06.2024

Статья просмотрена: 25 раз

Библиографическое описание:

Зайцева, А. Е. Анализ и оценка информационной политики органов местного самоуправления / А. Е. Зайцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 24 (523). — С. 433-435. — URL: https://moluch.ru/archive/523/115670/ (дата обращения: 19.12.2024).



В статье проводится анализ и оценка современных тенденций развития государственной информационной политики в России.

Ключевые слова: информация, государственная информационная политика, информационное общество.

Информационная политика всегда играла существенную роль в деятельности государственных институтов, в их функционировании и процессах. Повсеместное использование информации дало необыкновенные возможности влиять на людей и эффективно достигать поставленных целей. Развитие же информационного общества существенно усилило значение информационной политики, что, несомненно, было связано с увеличением информированности источников, гораздо большей легкости доступа к информации, быстрым распространением информации, и доступ к данным с разным уровнем правдивости.

Таким образом, источниками информации становится все труднее управлять (нарушается информационная монополия), а также снижается информационная эффективность политики. Развитие киберпространства (информационного пространства) и глобальных информационных сетей, создают совершенно новые условия для работы, а также проблемы информационной политики.

Информационная политика реализуется не только в макромасштабе (в рамках всей страны), но и в локальном масштабе, на местном уровне.

Выявление наиболее распространенных ошибок, допущенных при внедрении информации на местном уровне и возможных факторов, которые могут поддерживать местную информационную политику с точки зрения качества подготовки и реализации, а также эффективности влияния транслируемой информации — является основной целью данной статьи.

Информационная политика использует множество различных элементов, составляющих саму ее структуру и механизмы работы. Каждая форма государственной политики состоит из следующих компонентов: основная цель и промежуточные (дополнительные) цели; учреждения- исполнители; бенефициары данной политики; механизмы, методы, средства и инструменты реализации и воздействия; источники финансирования. Каждая политика, в том числе информационная, имеет свою область применения:

1. Структуры и институты местного самоуправления используются для организации местного самоуправления, жизни сообществ, а значит, должны приближать их к легитимности предпринимаемых действий.

2. Эти учреждения имеют цели «pro publico bono», которые необходимо сформулировать, донести до населения и эффективно реализовать.

3. Местная информационная политика должна создавать локальное информационное пространство, которое является основой существования социальной общности. Правильно реализованная информационная политика укрепляет культуру, взаимные межличностные отношения, интересы и ожидания.

4. Местная власть пытается сохранить свое влияние среди избирателей с помощью проводимой информационной политики.

Информационная политика всегда была важнейшим аспектом деятельности любого государственного органа или ведомства, в том числе муниципальных учреждений. Цели информационной политики могут быть самыми разными, например: информирование всех заинтересованных лиц о работе конкретного учреждения или ведомства; развитие соответствующих связей с общественностью для учреждения(ведомства), реализующего информационную политику; сбор информации, необходимой для функционирования конкретного учреждения (ведомства); воздействие на субъекты проводимой политики посредством информации с целью формирование своих взглядов и пропагандирование их, в соответствии с целями учреждения, реализующее информационную политику.

Необходимым субъектом, реализующим местную информационную политику, является глава муниципалитета. Другими организациями, поддерживающими местную информационную политику, являются ассоциации, фонды и другие подобные учреждения и физические лица, которые лично ведут веб-сайты, региональные публикации, блоги и дискуссионные форумы.

«Бенефициарами» местной информационной политики в первую очередь являются граждане. Информационная политика адресована им как получателям отдельных сведений и проектов, происходящие на территории местного муниципалитета или влияющие на местные органы. Особое значение для каждой реализуемой политики имеют ее механизмы, методы, инструменты реализации и воздействие. В местной информационной политике важное значение создается информационным обществом, которое касается совершенно новых аспектов информационно-коммуникационных процессов. Внимание, среди прочего, уделяется: необычайным объемам информации, заполняющим окружающее киберпространство; простота создания и передачи информации, что однако увеличивает транзакционные издержки его использования; быстрое развитие методов и инструментов межличностного и социального коммуникаций; появление совершенно новых форм информационной «инвалидности» и коммуникативных барьеров. Так, местная информационная политика оказалась в ситуации избытка информации, в следствии — информационная деформация информационных потребностей (отход от научной информации в сплетни).

Растущее значение и влияние Интернета и создание информационного общества, а также экономика, основанная на знаниях, порождает как известные, так и новые ошибки в информационной политике местного самоуправления, которые сведены в таблице 1.

Таблица 1

Форма проявления ошибок

Процентное соотношение

Отчужденность местных органов власти от общества

45 % человек считают данную проблему важнейшей ошибкой в проведении местной информационной политики.

Доминирование традиционных методов передачи информации в коммуникации органов власти и общества.

50 % человек считают данную проблему важнейшей ошибкой в проведении местной информационной политики.

Систематическое состояние информационной асимметрии между органами власти и обществом.

53 % человек считают данную проблему важнейшей ошибкой в проведении местной информационной политики.

Низкая информированность о потребностях жителей.

70 % человек считают данную проблему важнейшей ошибкой в проведении местной информационной политики.

Низкая эффективность общественной информационной политики (обеспечивающей информация)

63 % человек считают данную проблему важнейшей ошибкой в проведении местной информационной политики.

Ограничение информационной политики обязательными действиями.

75 % человек считают данную проблему важнейшей ошибкой в проведении местной информационной политики.

Отсутствие персонализированного общения или информации

35 % человек считают данную проблему важнейшей ошибкой в проведении местной информационной политики.

Первое наблюдаемое явление, которое общество воспринимает как ошибку проводимой местными органами информационной политики — это отчуждение власти в сочетании феномен чувства превосходства или даже «миссионерства» среди чиновников.

Во-вторых, в 50 % опрошенных высказали в предпочтении традиционных методов информирования жителей, которые включают в себя: доски объявлений, официальные письма, листовки и информационные материалы, устные передачи сообщений, объявлений и даже использование местных учреждений (школы, библиотеки, коммунальные центры социального обеспечения или культурные центры).

Причиной такой ситуации может быть относительно низкий уровень доверия к электронным СМИ.

Ведомства также не избегают допускать еще одну ошибку в виде информационной асимметрии, считая ее средством укрепления своей власти и авторитета (в форма информационной монополии). Они также используют малонадежную информацию, не основанную на научных и экспертных данных. Это усугубляет асимметрию.

Распространенной ошибкой является отсутствие исследования потребностей и предпочтения местного общества. Важность такой ситуации имела место у 70 % Лишь немногие муниципалитеты следят за потребностями и предпочтениями жителей.

Также весьма существенная ошибка — частое отсутствие прямого (лично адресованного) и неадресного общения с жителями. Это явление встречается почти в 35 % случаев. Муниципальные учреждения, хотя и имеют точные адреса, редко направляют свою информацию отдельным лицам. Это создает больше личных отношений и лучше вовлекает жителей в проблемы местного сообщества и в политическую жизнь. В последние годы, муниципальные чиновники начали понимать ценность таких контактов с жителями, не только во время избирательных кампаний.

Муниципалитеты, желающие проводить эффективную политику, должны переопределить их цели, условия реализации, человеческие и технические доступные ресурсы, источники финансирования и способы мониторинга воздействия эффективности. Муниципальным учреждениям и их представителям следует учитывать, что их информационная монополия больше не существует, а требования общества поменялись. Доминирующие методы передачи информации должны отвечать потребностям общества.

Развитие информационного общества коренным образом изменило ситуацию в социальном информационном пространстве, которую должны осознать те, отвечает за местную информационную политику:

— Информационная политика должна быть построена в соответствии с потребностями общества, в соответствии с современными требованиями и ожиданиями.

— Местная информационная политика должна быть компонентом местного развития, стратегии и связана с местной экономикой и системой образования.

— В информационном плане муниципальная политика должна охватывать как можно большее количество областей.

— Эффективная информационная политика порождает определенные затраты, которые необходимо покрыть экономическими ресурсами — человеческими, финансовыми и материальными.

— Местная информационная политика должна основываться на правдивой информации, полученной из надежных источников и правильно использоваться.

Литература:

  1. Лихтин, А. А. Теоретические аспекты концепции информационной политики и особенности ее реализации в современной российской общественно-политической реальности / А. А. Лихтин, А. А. Ковалев. — Текст: непосредственный // Управленческое консультирование. — Москва:, 2023. — С. 50–57.
  2. Манойло, А. В. Государственная информационная политика в особых условиях. / А. В. Манойло. — Текст: непосредственный //. — Москва: МИФИ, 2015. — С. 35–39.
  3. Мозолин, А. В. Разработка концепции информационной политики муниципалитета / А. В. Мозолин. — Текст: непосредственный //. — 2023. — №. — С. 135–139.
  4. Федеральный закон от 27.12.1991 N 2124–1 (ред. от 05.04.2016) «О средствах массовой информации». — Текст: электронный //: [сайт]. — URL: https://www.consultant.ru/document/Cons_doc_LAW_1511/ (дата обращения: 01.06.2024).
  5. Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 31.01.2016) «Об общественных объединениях». — Текст: электронный // КонсультантПлюс: [сайт]. — URL: https://www.consultant.ru/document/Cons_doc_LAW_6693/ (дата обращения: 01.06.2024).
  6. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 15.02.2016) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». — Текст: электронный // КонсультантПлюс: [сайт]. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/ (дата обращения: 01.06.2024).
Основные термины (генерируются автоматически): Местная информационная политика, Информационная политика, информационное общество, ошибка, информационная монополия, местное самоуправление, проблема, государственная информационная политика, информационная асимметрия, местный уровень.


Ключевые слова

информация, информационное общество, государственная информационная политика

Похожие статьи

Актуальные вопросы реализации экологической политики на современном этапе

В данной статье проанализированы актуальные вопросы реализации экологической политики, проведен анализ состояния правового обеспечения государственной экологической политики в России.

Становление государственной молодежной политики в Российской Федерации

В данной статье рассматриваются особенности государственной молодежной политики, исследуются этапы ее развития в Российской Федерации на основе проанализированных нормативно-правовых актов.

Тенденции развития корпоративного законодательства в России

В статье рассматриваются актуальные вопросы, связанные с развитием корпоративного законодательства в России. Анализируется корпоративное законодательство и выделяются разные направления его реформирования. Отмечаются положительные и отрицательные ас...

Анализ теоретико-нормативных основ кадровой политики в органах власти

В статье автор проводит анализ теоретико-нормативных основ кадровой политики в органах власти Российской Федерации, исследует различные взгляды представителей научного сообщества на понятие кадровой политики, а также формирует собственное определение...

Характеристика принципов государственной политики и основ правового регулирования в сфере образования на современном этапе

В статье автор дает характеристику принципам российской государственной политики, а также основам правового регулирования в сфере образования в РФ на современном этапе.

Проблемы малого бизнеса в современной России и пути их решения

В данной статье производится анализ состояния малого бизнеса в современной России, на основе которого выделяются актуальные проблемы и пути их эффективного решения.

Совершенствование системы государственного финансового контроля как основа эффективности межбюджетных отношений в Российской Федерации

В статье проанализирована система государственного финансового контроля и мониторинга в Российской Федерации. Сделан вывод о необходимости дальнейшего развития системного подхода как методологической основы повышения эффективности государственного фи...

Антимонопольная политика современной России

В данной статье рассмотрена антимонопольная политика современной России. Проанализированы проблемы в сфере антимонопольного регулирования в РФ и пути их решения, рассмотрены основные направления и цели деятельности Федеральной антимонопольной службы ...

Современное состояние институтов местного самоуправления: свежий взгляд на проблемы

Статья посвящена обзору основных проблем института местного самоуправления в различные периоды его становления и развития. Подчеркивается значимость муниципальной власти, обозначаются некоторые направления по оптимизации местной власти.

Современные тенденции управления системой образования в России

В статье рассматривается сущность управления и руководства педагогическими системами, представлено описание современной российской системы управления в сфере образования, отмечены ее недостатки. Рассматриваются тенденции и особенности изменения в стр...

Похожие статьи

Актуальные вопросы реализации экологической политики на современном этапе

В данной статье проанализированы актуальные вопросы реализации экологической политики, проведен анализ состояния правового обеспечения государственной экологической политики в России.

Становление государственной молодежной политики в Российской Федерации

В данной статье рассматриваются особенности государственной молодежной политики, исследуются этапы ее развития в Российской Федерации на основе проанализированных нормативно-правовых актов.

Тенденции развития корпоративного законодательства в России

В статье рассматриваются актуальные вопросы, связанные с развитием корпоративного законодательства в России. Анализируется корпоративное законодательство и выделяются разные направления его реформирования. Отмечаются положительные и отрицательные ас...

Анализ теоретико-нормативных основ кадровой политики в органах власти

В статье автор проводит анализ теоретико-нормативных основ кадровой политики в органах власти Российской Федерации, исследует различные взгляды представителей научного сообщества на понятие кадровой политики, а также формирует собственное определение...

Характеристика принципов государственной политики и основ правового регулирования в сфере образования на современном этапе

В статье автор дает характеристику принципам российской государственной политики, а также основам правового регулирования в сфере образования в РФ на современном этапе.

Проблемы малого бизнеса в современной России и пути их решения

В данной статье производится анализ состояния малого бизнеса в современной России, на основе которого выделяются актуальные проблемы и пути их эффективного решения.

Совершенствование системы государственного финансового контроля как основа эффективности межбюджетных отношений в Российской Федерации

В статье проанализирована система государственного финансового контроля и мониторинга в Российской Федерации. Сделан вывод о необходимости дальнейшего развития системного подхода как методологической основы повышения эффективности государственного фи...

Антимонопольная политика современной России

В данной статье рассмотрена антимонопольная политика современной России. Проанализированы проблемы в сфере антимонопольного регулирования в РФ и пути их решения, рассмотрены основные направления и цели деятельности Федеральной антимонопольной службы ...

Современное состояние институтов местного самоуправления: свежий взгляд на проблемы

Статья посвящена обзору основных проблем института местного самоуправления в различные периоды его становления и развития. Подчеркивается значимость муниципальной власти, обозначаются некоторые направления по оптимизации местной власти.

Современные тенденции управления системой образования в России

В статье рассматривается сущность управления и руководства педагогическими системами, представлено описание современной российской системы управления в сфере образования, отмечены ее недостатки. Рассматриваются тенденции и особенности изменения в стр...

Задать вопрос