Проведенный анализ литературы показал, что проблема формирования фрустрационной толерантности у студентов вузов с ОВЗ и инвалидностью в условиях вуза является актуальной и значимой ввиду их повышенной уязвимости к фрустраторам и конфликтным ситуациям. Студенты с особыми образовательными потребностями сталкиваются с барьерами и трудностями в процессе обучения. Это может быть связанно как с состоянием здоровья, так и с недостаточной адаптированностью образовательной среды. Многие студенты в ОВЗ и инвалидностью имеют низкую самооценку, повышенную тревожность, виктимность. Слабая способность к преодолению студентами с ОВЗ и инвалидностью социальных и психологических барьеров уменьшает их фрустрационную толерантность.
Таким образом, формирование фрустрационной толерантности у студентов с ОВЗ и инвалидностью является важной, но пока сложно решаемой проблемой в условиях вузовского образования. Актуальность проблемы обусловила характер исследовательских процедур.
Эксперимент был проведен во Владимире на базе ФГБОУ ВО «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых». Респондентами стали 20 студентов с ОВЗ и инвалидностью. Каждая группа состояла из 10 человек. Их них: с нарушением слуха — 8, один — с нарушением зрения и один — с нарушением ОДА. Возраст студентов, участвующих в эксперименте, был от 18 до 22 лет.
В результате проведенного тестирования (использовались: Тест фрустрационных реакций Розенцвейга, Методика исследования склонности к виктимному поведению О. О. Андронниковой, методика Тип коммуникативных установок В. В. Бойко) был зафиксирован в целом низкий уровень фрустрационной толерантности у студентов ЭГ и КГ. Обнаружено, что студенты с ОВЗ и инвалидностью проявляют выраженные признаки агрессии, самокритики и ригидности в стрессовых ситуациях. Они не способны игнорировать конфликтные ситуации из-за желания отстаивать в них свою позицию, «правду». Им свойственны черты пассивного поведения, что в некоторых случаях только усиливает влияние стрессовой ситуации и осложняет выход из неё. Также у студентов с особыми образовательными потребностями не сформированы навыки эмоционального контроля и конструктивного решения проблемы.
Целью обучающего этапа эксперимента являлось формирование фрустрационной толерантности у студентов с помощью обучения способам преодоления фрустрации, понимания своего психического состояния, контроля мыслей и эмоций во время конфликтной ситуации.
Целью обучающего этапа эксперимента являлось формирование фрустрационной толерантности у студентов с помощью обучения конструктивным способам преодоления фрустрации, работы над контролем своих мыслей и эмоций во время конфликтной ситуации.
Задачи:
- Развитие навыков эмпатии;
- Улучшение умения оставаться спокойным в конфликтных ситуациях;
- Развитие навыков сотрудничества;
- Укрепление умения контроля своих эмоций;
- Укрепление навыков адаптации в конфликтных ситуациях;
- Развитие навыков саморегуляции и позитивного мышления;
- Обмен личным опытом и личными стратегиями управления фрустрацией.
Для повышения уровня фрустрационной толерантности у студентов с ОВЗ и инвалидностью нами был разработан комплекс занятий, направленный на формирование данной способности с помощью коммуникационных технологий. В него вошло 7 занятий традиционного типа и 8 занятий инновационного типа. Первые семь занятий были аудиторного типа, остальные семь — инновационного, то есть, видеоконференции в программе Skype. Каждое занятие состояло из вводной части, включающей в себя вопросы об эмоциональном и физическом состоянии студентов; основной части, которая состояла из игр, лекций, упражнений и завершающей части занятия, которая была посвящена рефлексии и обсуждению прошедшего занятия.
Ведущими формами занятий являлись: дискуссии, тренинги, моделирующие конфликтные, фрустрационные ситуации и раскрывающие сущность фрустрации и фрустрационной толерантности.
Приведем пример лекции на тему «Фрустрация».
Цель лекции: ознакомить студентов с ОВЗ и инвалидностью с понятием «фрустрация» и причинами её возникновения, рассмотреть основные методы её преодоления.
Задачи лекции:
- Дать определение понятия «фрустрация» и выделить её основные характеристики.
- Рассмотреть ситуации, ведущие к состоянию фрустрации.
- Изучить стратегии преодоления фрустрации.
- Акцентировать внимание на развитии эмоциональной саморегуляции.
Основные методы: объяснение, дискуссия, анализ.
Оборудование: презентации, проектор, доска, тетради, ручки.
Ход работы:
- Вводная часть (7–10 мин.)
– Актуализация темы: примеры фрустрационных ситуаций в жизни студентов.
– Постановка целей и задач лекции.
- Основная часть (40- 45 мин.).
- Понятие «фрустрация» и ее основные характеристики.
– Определение фрустрации, её эмоциональные и поведенческие проявления;
– Выявить факторы, приводящие к состоянию фрустрации;
– Определить индивидуальные особенности, которые влияют на фрустрационную толерантность.
- Стратегии преодоления фрустрации.
– Адаптивные и дезадаптивные копинг-стратегии;
– Техники эмоциональной саморегуляции;
– Развитие навыков решения проблемы и достижения целей.
- Профилактика.
– Формирование позитивной Я-концепции и уверенности в себе;
– Развитие эмпатии, социализации, коммуникабельности;
– Формирование дружественной социальной среды.
- Заключительная часть (5–7 мин.).
– Обобщение основных аспектов темы;
– Ответы на вопросы;
– Рекомендации по развитию фрустрационной толерантности;
– Рефлексия.
При объяснении предоставлялась возможность дискуссии участникам лекции. Во время рефлексии выслушивалось мнение каждого студента.
Результаты проведенного контрольного исследования констатируют позитивный эффект использования коммуникативных технологий для формирования фрустрационной толерантности у студентов с ОВЗ и инвалидностью.
Обобщенные результаты ЭГ и КГ по всем трем методикам по завершении эксперимента представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Показатели фрустрационной толерантности ЭГ и КГ по трем методикам по завершении эксперимента
Исходя из полученных данных, можно сделать выводы о динамике общего уровня фрустрационной толерантности у студентов вузов с особыми образовательными потребностями. Так, в экспериментальной группе снизились результаты по следующим показателям: агрессия, агрессивный тип потерпевшего и негативный опыта общения. В контрольной группе изменений не произошло. Динамика уровня фрустрационной толерантноти на констатирующем и контрольном этапах эксперимента ЭГ и КГ представлена на рис. 2.
Рис. 2. Показатели фрустрационной толерантности ЭГ и КГ на основании обобщения трех методик по окончании эксперимента
Положительная динамика роста фрустрационной толерантности у участников экспериментальной группы свидетельствует об эффективности разработанного нами комплекса занятий по формированию фрустрационной толерантности с помощью коммуникативных технологий. Данный комплекс занятий включает в себя традиционные методы (лекции, игры, упражнения и методики), так и инновационные (просмотр лекций, изучение литературы на различных информационных платформах, онлайн-занятия), что способствует развитию и адаптации студентов с ОВЗ и инвалидностью к условиям образовательной среды вуза.
Литература:
- Андронникова, О. О. Формирование зависимого поведения как результат реализации виктимного потенциала личности: монография / О. О. Андронникова; Новосибирский гос. пед. ун-т. — Новосибирск: НГПУ, 2015. — 310 с.
- Бойко, В. В. Психоэнергетика: источники психической энергии, эмоционально-энергетическое воздействие, психологический комфорт и защита, правила эмоционального поведения: краткий справочник / В. В. Бойко. — Санкт-Петербург: Питер, 2008. — 416 с.: ил. — (Краткий справочник). — ISBN 978–5–91180–760–3.
- Яньшин, П. В. Клиническая психодиагностика личности: учебное пособие для вузов / П. В. Яньшин. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 327 с. — (Высшее образование). — ISBN 978–5–534–12928–1. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. с. 89 — URL: https://urait.ru/bcode/519170/p.89(дата обращения: 05.05.2024)