Формирование фрустрационной толерантности у студентов с ОВЗ и инвалидностью в условиях вуза средствами коммуникационных технологий | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №24 (523) июнь 2024 г.

Дата публикации: 14.06.2024

Статья просмотрена: 14 раз

Библиографическое описание:

Феоктистов, Н. Д. Формирование фрустрационной толерантности у студентов с ОВЗ и инвалидностью в условиях вуза средствами коммуникационных технологий / Н. Д. Феоктистов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 24 (523). — С. 471-474. — URL: https://moluch.ru/archive/523/115677/ (дата обращения: 15.11.2024).



Проведенный анализ литературы показал, что проблема формирования фрустрационной толерантности у студентов вузов с ОВЗ и инвалидностью в условиях вуза является актуальной и значимой ввиду их повышенной уязвимости к фрустраторам и конфликтным ситуациям. Студенты с особыми образовательными потребностями сталкиваются с барьерами и трудностями в процессе обучения. Это может быть связанно как с состоянием здоровья, так и с недостаточной адаптированностью образовательной среды. Многие студенты в ОВЗ и инвалидностью имеют низкую самооценку, повышенную тревожность, виктимность. Слабая способность к преодолению студентами с ОВЗ и инвалидностью социальных и психологических барьеров уменьшает их фрустрационную толерантность.

Таким образом, формирование фрустрационной толерантности у студентов с ОВЗ и инвалидностью является важной, но пока сложно решаемой проблемой в условиях вузовского образования. Актуальность проблемы обусловила характер исследовательских процедур.

Эксперимент был проведен во Владимире на базе ФГБОУ ВО «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых». Респондентами стали 20 студентов с ОВЗ и инвалидностью. Каждая группа состояла из 10 человек. Их них: с нарушением слуха — 8, один — с нарушением зрения и один — с нарушением ОДА. Возраст студентов, участвующих в эксперименте, был от 18 до 22 лет.

В результате проведенного тестирования (использовались: Тест фрустрационных реакций Розенцвейга, Методика исследования склонности к виктимному поведению О. О. Андронниковой, методика Тип коммуникативных установок В. В. Бойко) был зафиксирован в целом низкий уровень фрустрационной толерантности у студентов ЭГ и КГ. Обнаружено, что студенты с ОВЗ и инвалидностью проявляют выраженные признаки агрессии, самокритики и ригидности в стрессовых ситуациях. Они не способны игнорировать конфликтные ситуации из-за желания отстаивать в них свою позицию, «правду». Им свойственны черты пассивного поведения, что в некоторых случаях только усиливает влияние стрессовой ситуации и осложняет выход из неё. Также у студентов с особыми образовательными потребностями не сформированы навыки эмоционального контроля и конструктивного решения проблемы.

Целью обучающего этапа эксперимента являлось формирование фрустрационной толерантности у студентов с помощью обучения способам преодоления фрустрации, понимания своего психического состояния, контроля мыслей и эмоций во время конфликтной ситуации.

Целью обучающего этапа эксперимента являлось формирование фрустрационной толерантности у студентов с помощью обучения конструктивным способам преодоления фрустрации, работы над контролем своих мыслей и эмоций во время конфликтной ситуации.

Задачи:

  1. Развитие навыков эмпатии;
  2. Улучшение умения оставаться спокойным в конфликтных ситуациях;
  3. Развитие навыков сотрудничества;
  4. Укрепление умения контроля своих эмоций;
  5. Укрепление навыков адаптации в конфликтных ситуациях;
  6. Развитие навыков саморегуляции и позитивного мышления;
  7. Обмен личным опытом и личными стратегиями управления фрустрацией.

Для повышения уровня фрустрационной толерантности у студентов с ОВЗ и инвалидностью нами был разработан комплекс занятий, направленный на формирование данной способности с помощью коммуникационных технологий. В него вошло 7 занятий традиционного типа и 8 занятий инновационного типа. Первые семь занятий были аудиторного типа, остальные семь — инновационного, то есть, видеоконференции в программе Skype. Каждое занятие состояло из вводной части, включающей в себя вопросы об эмоциональном и физическом состоянии студентов; основной части, которая состояла из игр, лекций, упражнений и завершающей части занятия, которая была посвящена рефлексии и обсуждению прошедшего занятия.

Ведущими формами занятий являлись: дискуссии, тренинги, моделирующие конфликтные, фрустрационные ситуации и раскрывающие сущность фрустрации и фрустрационной толерантности.

Приведем пример лекции на тему «Фрустрация».

Цель лекции: ознакомить студентов с ОВЗ и инвалидностью с понятием «фрустрация» и причинами её возникновения, рассмотреть основные методы её преодоления.

Задачи лекции:

  1. Дать определение понятия «фрустрация» и выделить её основные характеристики.
  2. Рассмотреть ситуации, ведущие к состоянию фрустрации.
  3. Изучить стратегии преодоления фрустрации.
  4. Акцентировать внимание на развитии эмоциональной саморегуляции.

Основные методы: объяснение, дискуссия, анализ.

Оборудование: презентации, проектор, доска, тетради, ручки.

Ход работы:

  1. Вводная часть (7–10 мин.)

– Актуализация темы: примеры фрустрационных ситуаций в жизни студентов.

– Постановка целей и задач лекции.

  1. Основная часть (40- 45 мин.).
  1. Понятие «фрустрация» и ее основные характеристики.

– Определение фрустрации, её эмоциональные и поведенческие проявления;

– Выявить факторы, приводящие к состоянию фрустрации;

– Определить индивидуальные особенности, которые влияют на фрустрационную толерантность.

  1. Стратегии преодоления фрустрации.

– Адаптивные и дезадаптивные копинг-стратегии;

– Техники эмоциональной саморегуляции;

– Развитие навыков решения проблемы и достижения целей.

  1. Профилактика.

– Формирование позитивной Я-концепции и уверенности в себе;

– Развитие эмпатии, социализации, коммуникабельности;

– Формирование дружественной социальной среды.

  1. Заключительная часть (5–7 мин.).

– Обобщение основных аспектов темы;

– Ответы на вопросы;

– Рекомендации по развитию фрустрационной толерантности;

– Рефлексия.

При объяснении предоставлялась возможность дискуссии участникам лекции. Во время рефлексии выслушивалось мнение каждого студента.

Результаты проведенного контрольного исследования констатируют позитивный эффект использования коммуникативных технологий для формирования фрустрационной толерантности у студентов с ОВЗ и инвалидностью.

Обобщенные результаты ЭГ и КГ по всем трем методикам по завершении эксперимента представлены на рисунке 1.

Показатели фрустрационной толерантности ЭГ и КГ по трем методикам по завершении эксперимента

Рис. 1. Показатели фрустрационной толерантности ЭГ и КГ по трем методикам по завершении эксперимента

Исходя из полученных данных, можно сделать выводы о динамике общего уровня фрустрационной толерантности у студентов вузов с особыми образовательными потребностями. Так, в экспериментальной группе снизились результаты по следующим показателям: агрессия, агрессивный тип потерпевшего и негативный опыта общения. В контрольной группе изменений не произошло. Динамика уровня фрустрационной толерантноти на констатирующем и контрольном этапах эксперимента ЭГ и КГ представлена на рис. 2.

Показатели фрустрационной толерантности ЭГ и КГ на основании обобщения трех методик по окончании эксперимента

Рис. 2. Показатели фрустрационной толерантности ЭГ и КГ на основании обобщения трех методик по окончании эксперимента

Положительная динамика роста фрустрационной толерантности у участников экспериментальной группы свидетельствует об эффективности разработанного нами комплекса занятий по формированию фрустрационной толерантности с помощью коммуникативных технологий. Данный комплекс занятий включает в себя традиционные методы (лекции, игры, упражнения и методики), так и инновационные (просмотр лекций, изучение литературы на различных информационных платформах, онлайн-занятия), что способствует развитию и адаптации студентов с ОВЗ и инвалидностью к условиям образовательной среды вуза.

Литература:

  1. Андронникова, О. О. Формирование зависимого поведения как результат реализации виктимного потенциала личности: монография / О. О. Андронникова; Новосибирский гос. пед. ун-т. — Новосибирск: НГПУ, 2015. — 310 с.
  2. Бойко, В. В. Психоэнергетика: источники психической энергии, эмоционально-энергетическое воздействие, психологический комфорт и защита, правила эмоционального поведения: краткий справочник / В. В. Бойко. — Санкт-Петербург: Питер, 2008. — 416 с.: ил. — (Краткий справочник). — ISBN 978–5–91180–760–3.
  3. Яньшин, П. В. Клиническая психодиагностика личности: учебное пособие для вузов / П. В. Яньшин. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 327 с. — (Высшее образование). — ISBN 978–5–534–12928–1. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. с. 89 — URL: https://urait.ru/bcode/519170/p.89(дата обращения: 05.05.2024)
Основные термины (генерируются автоматически): толерантность, студент, инвалидность, комплекс занятий, ситуация, формирование, вводная часть, конфликтная ситуация, основная часть, экспериментальная группа.


Похожие статьи

Развитие эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР в условиях МДОУ

Адаптация детей с ОВЗ в группах компенсирующей направленности ДОУ

Формирование мотивации к исправлению недостатков речи у старших дошкольников с III уровнем ОНР на логопедических занятиях

Развитие связной речи у детей с ЗПР и ДЦП на уроках русского языка и литературы

Формирование коммуникативной компетентности у детей с ОНР в процессе организации сюжетно-ролевой игры

Повышение уровня речевого развития дошкольников в условиях разновозрастной группы через использование элементов ТРИЗ-технологии

Особенности психологической адаптации подростков с ОВЗ в образовательной среде

Формирование коммуникативной готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Значение тьюторского сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивной образовательной практики

Использование цифровой интерактивной среды «Наустим» в экспериментально-инженерной деятельности дошкольников с ограниченными возможностями здоровья

Похожие статьи

Развитие эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР в условиях МДОУ

Адаптация детей с ОВЗ в группах компенсирующей направленности ДОУ

Формирование мотивации к исправлению недостатков речи у старших дошкольников с III уровнем ОНР на логопедических занятиях

Развитие связной речи у детей с ЗПР и ДЦП на уроках русского языка и литературы

Формирование коммуникативной компетентности у детей с ОНР в процессе организации сюжетно-ролевой игры

Повышение уровня речевого развития дошкольников в условиях разновозрастной группы через использование элементов ТРИЗ-технологии

Особенности психологической адаптации подростков с ОВЗ в образовательной среде

Формирование коммуникативной готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Значение тьюторского сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивной образовательной практики

Использование цифровой интерактивной среды «Наустим» в экспериментально-инженерной деятельности дошкольников с ограниченными возможностями здоровья

Задать вопрос