«Математическая грамотность — это способность индивидуума проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира». [1, с. 9]
В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) сформулированы требования, достижения которых предусматривает развитие у обучающихся качеств, необходимых для жизни в современном обществе, и осуществление практического взаимодействия с объектами природы, производства, быта.
Урок — главная составная часть учебного процесса, где сосредотачивается учебная деятельность преподавателя и обучающихся. Чтобы качество урока было достаточно высоким, необходимо его наполнить содержанием, методической направленностью, атмосферой. Перед преподавателем стоит основная задача — научить обучающихся «учиться». Для непрерывного обучения и самообразования особенно важное значение имеют развитие самостоятельности (готовности вести познавательно–поисковую деятельность), творческой активности обучающихся и воспитание навыков самообучения по математике. Развитие умения мотивировать учебные действия, самостоятельно разбираться в получаемой информации, формирование творческого и нестандартного мышления, развитие обучающихся за счет максимального раскрытия их природных способностей, используя новейшие достижения математики, — основные цели современного образования. Чтобы максимально достигнуть указанных целей, развить математическую грамотность у обучающихся, необходимо включение в систему обучения математики практико-ориентированных задач и проектов.
В своих работах Д. Пойа, указывал: «Что значит владение математикой? Это есть умение решать задачи, причем не только стандартного вида, но и требующие известной независимости мышления, здравого смысла, оригинальности, изобретательности».
Практико-ориентированные проекты представляют собой специально подобранную систему задач, составленную на основе материала окружающей действительности, данные проекты предназначены для развития практических навыков у обучающихся в повседневной жизни.
Практико-ориентированные задачи помогают учащимся работать с информацией, выделять и отбирать главное, выстраивать собственные пути решения и обосновывать их, работать в парах и в группах, развить свои точки зрения, чувства, убеждения и желания в поисковой творческой деятельности учащихся. В результате работы с таблицами, графиками, диаграммами, схемами развивается и математическая грамотность.
Таким образом, обучение с применением практико-ориентированных проектов, позволяет каждого обучающегося из пассивного участника образовательного процесса превратить в активного, стремящегося к постоянному саморазвитию. Применение при обучении математике практико-ориентированных проектов позволит учащимся не только закрепить, но и углубить полученные теоретические знания, овладеть необходимыми навыками, научиться видеть связь полученных знаний и реальной жизни.
Можно предложить ребятам самим придумать тему проекта. Совместная работа преподавателя и обучающихся особенно на начальном этапе знакомства с классом сближает и делает усвоение материала наиболее продуктивным.
Пример практико-ориентированного проекта
НАТУРАЛЬНЫЕ ЧИСЛА
Задание «Семейная история»
Класс: 5
Раздел примерной рабочей программы: «Натуральные числа».
Тематика уроков: «Ряд натуральных чисел», «Арифметические действия с натуральными числами», «Сравнение натуральных чисел».
Планируемые предметные результаты:
— понимать и правильно употреблять термины, связанные с натуральными числами;
— сравнивать и упорядочивать натуральные числа;
— выполнять арифметические действия с натуральными числами;
— выполнять проверку, прикидку результата вычислений.
Формируемые компетенции математической грамотности
- Умение распознавать математические понятия, объекты и закономерности в реальных жизненных ситуациях.
- Умение строить математические модели и осуществлять обоснованный выбор математического аппарата для решения реальных проблем.
- Умение интерпретировать и оценивать полученные математические результаты в контексте реальной проблемы.
Формы организации деятельности обучающихся : групповая, индивидуальная или работа в парах.
Контекст
В семье братьев Алексея и Павла очень бережно хранят память о прошлом семьи. Родители часто рассказывают историю их семьи, показывают фотографии предков. Рассказы родителей, бабушки и дедушки очень заинтересовали ребят, и они решили составить генеалогическое дерево своей семьи до 5 колена. В этом им помогли родители.
Вместе они разобрали семейный архив, письма и фотографии, документы, опросили своих родственников. Вот такое генеалогическое дерево у них получилось (Рисунок 1).
Задание 1
Составь таблицу 1 и распредели членов семьи братьев в соответствии с веком, в котором они родились. Найди среди членов семьи долгожителя.
Таблица 1
Распределение членов семьи в соответствии с веком рождения
19 век |
20 век |
21 век |
Рис. 1
Решение:
Для выполнения задания можно перенести данные схемы генеалогического дерева (Рисунок 1) в столбцы вспомогательной таблицы 2. На основании данных заполняем таблицу 1.
Таблица 2
Данные о семье братьев
Член семьи |
Имя, отчество |
Век рождения |
Возраст |
Прапрабабушка |
Анна Максимовна |
19 |
1974–1897=77 |
Прапрадедушка |
Иван Юрьевич |
19 |
1992–1894=98 |
Прабабушка |
Елизавета Ивановна |
20 |
2012–1932=80 |
Прадедушка |
Сергей Фёдорович |
20 |
2008–1926=82 |
Бабушка |
Мария Сергеевна |
20 |
2023–1962=61 |
Дедушка |
Василий Савельевич |
20 |
2023–1959=64 |
Мама |
Ольга Васильевна |
20 |
2023–1983=40 |
Брат старший |
Алексей |
21 |
2023–2003=20 |
Брат младший |
Павел |
21 |
2023–2007=16 |
Папа |
Виктор Олегович |
20 |
2023–1982=41 |
Бабушка |
Ирина Борисовна |
20 |
2023–1960=63 |
Дедушка |
Олег Романович |
20 |
2023–1958=65 |
Прабабушка |
Вера Леонидовна |
20 |
2004–1930=74 |
Прадедушка |
Роман Дмитриевич |
20 |
2001–1926=75 |
Прапрабабушка |
Василиса Петровна |
19 |
1982–1899=83 |
Прапрадедушка |
Дмитрий Алексеевич |
19 |
1975–1899=76 |
Ответ: долгожитель среди членов семьи — прапрадедушка Иван Юрьевич.
Задание 2
Родственники семьи Алексея и Павла проживают в разных городах России. В таблице 3 даны годы основания городов, в которых они живут.
Определи, сколько лет каждому городу на момент 2023 года, и запиши данные в последний столбец таблицы3. Какой из этих городов самый древний?
Решение:
Вычисляем возраст городов и записываем результаты в таблицу 3.
Таблица 3
Год основания города
Город |
Год основания |
Сколько лет городу (2023 г.) |
Москва |
1147 г. |
2023–1147=876 |
Великий Новгород |
859 г. |
2023–859=1164 |
Смоленск |
863 г. |
2023–863=1160 |
Петербург |
1703 г. |
2023–1703=320 |
Ростов Великий |
862 г. |
2023–862=1161 |
Феодосия |
355 г. до н. э. |
2023+355=2378 |
Керчь |
530 г. |
2023–530=1493 |
Брянск |
985 г. |
2023–985=1038 |
Орёл |
1566 г. |
2023–1566=457 |
Псков |
903 г. |
2023–903=1120 |
Ответ: самый древний город — Феодосия.
Задание 3
Семья Алексей, Павел и их родители, проживающие в Москве, решили совершить путешествие по городам России, где проживают их родственники. Мама с Павлом выбрали города, а папа с Алексеем составили маршрут их поездки. Данные представлены в таблице 4.
Таблица 4
Определение расстояний в км между городами
Город |
Москва |
Великий Новгород |
Смоленск |
Петербург |
Ростов Великий |
Феодосия |
Керчь |
Брянск |
Орёл |
Псков |
Москва |
575 |
396 |
650 |
1077 |
1645 |
1544 |
1545 |
360 |
732 |
|
Великий Новгород |
575 |
584 |
190 |
1658 |
2226 |
2125 |
952 |
905 |
215 |
|
Смоленск |
396 |
584 |
745 |
1357 |
1925 |
1824 |
250 |
332 |
459 |
|
Петербург |
650 |
190 |
745 |
1788 |
2356 |
2256 |
1082 |
851 |
295 |
|
Ростов Великий |
1077 |
1658 |
1357 |
1788 |
576 |
475 |
1037 |
689 |
1803 |
|
Феодосия |
1645 |
2226 |
1925 |
2356 |
576 |
107 |
1615 |
884 |
2381 |
|
Керчь |
1544 |
2125 |
1824 |
2256 |
475 |
107 |
1525 |
847 |
2291 |
|
Брянск |
1545 |
952 |
250 |
1082 |
1037 |
1615 |
1525 |
118 |
710 |
|
Орёл |
360 |
905 |
332 |
851 |
689 |
884 |
847 |
118 |
839 |
|
Псков |
732 |
215 |
459 |
295 |
1803 |
2381 |
2291 |
710 |
839 |
- Определите длину кратчайшего возможного маршрута для посещения родственников, проживающих в городах Орел, Псков, Смоленск, Великий Новгород, Брянск, Санкт-Петербург с учетом выезда из города проживания и возвращения обратно.
Решение:
МоскваОрёлСмоленскПсковПетербургВеликий НовгородМосква : 360+118+250+459+295+190+575=2247(км)
- По пути, чтобы не скучать, мама с Алексеем и Павлом решили сыграть в математическую игру, наградой за победу в которой станет возможность определить место остановки для пикника. Помогите ребятам победить.
Используя таблицу 5 ответьте на вопросы:
а) выписать все числа в порядке возрастания, которые делятся на 2;
б) выписать все числа в порядке возрастания, которые делятся на 5;
в) выписать все числа, которые делятся и на 2 и на 5;
г) выписать все числа, которые делятся на 3;
д) из пункта г выбрать все числа, которые делятся на 9.
Решение:
а) 118, 190, 250, 360;
б) 190, 250, 295, 360, 575;
в) 190,250,360;
г) 360,459;
д) 360, 459.
Рис. 2
Заключение
Включение развития математической грамотности у обучающихся в образовательную деятельность в качестве одного из ключевых образовательных результатов на уровне основного общего образования формирует у обучающихся навыки использования математического инструментария для решения реальных проблем посредством применения таких познавательных действий, как рассуждение, распознавание, формулирование и интерпретирование.
Литература:
- Математическая грамотность: методические рекомендации по формированию математической грамотности обучающихся 5–9-х классов с использованием открытого банка заданий на цифровой платформе / под ред. Г. С. Ковалевой, Л. О. Рословой. — Москва: Ин-т стратегии развития образования РАО. 2021. — 87 с.
- Математическая грамотность. Открытый банк заданий 2022 [Электронный ресурс] // Сетевой комплекс информационного взаимодействия субъектов Российской Федерации в проекте «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся». — Режим доступа: http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/matematicheskaya-gramotnost/.