Теоретические аспекты формирования социальных представлений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №24 (523) июнь 2024 г.

Дата публикации: 15.06.2024

Статья просмотрена: 12 раз

Библиографическое описание:

Щербинина, А. С. Теоретические аспекты формирования социальных представлений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи / А. С. Щербинина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 24 (523). — С. 224-227. — URL: https://moluch.ru/archive/523/115713/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье автор исследует теоретические аспекты формирования социальных представлений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Ключевые слова: социальные представления, дети старшего дошкольного возраста, общее недоразвитие речи.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) отмечает важность создания условий развития ребенка, открывающих определенный потенциал для его эффективной социализации [4]. При этом оказывается значимым построение особой развивающей и образовательной среды, в которой эти условия реализуются. В федеральной образовательной программе дошкольного образования находим сведения о необходимости разностороннего развития ребенка в период дошкольного детства с учетом его возрастных, индивидуальных и психологических особенностей [6]. Социально-коммуникативное развитие, включающее формирование социальных представлений, является составной частью всестороннего развития дошкольника.

Во ФГОС ДО социально-коммуникативное развитие дошкольника определяется как «усвоение им социально значимых норм и ценностей, развитие общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми, развитие социального и эмоционального интеллекта, отзывчивости и сопереживания» [4]. Важным компонентом социально-коммуникативного развития ребенка дошкольного возраста являются социальные представления. Раскроем сущность этого понятия.

По исследованиям И. А. Тавед и др., социальные представления являются образами явлений социальной действительности, относящихся к жизни людей и их отношениям в обществе, свободно сохраняемые и воспроизводимые в сознании без их непосредственного воздействия на органы чувств [5]. Автор статьи разделяет эту точку зрения.

Е. В. Якимова в структуре социальных представлений выделяет коммуникативный, когнитивный и перцептивный компоненты [7]. Д. Р. Миняжева, основываясь на позиции Е. В. Якимовой, считает, что специфика социальных представлений заключается в том, что коммуникативный, перцептивный, когнитивный компоненты взаимосвязаны между собой и основываются на освоении дошкольником родного языка как знаково-символической системы, что, в свою очередь, способствует познанию социальной действительности [2]. Ю. Н. Князева в структуре социально-коммуникативного развития и социальных представлений выделяет когнитивный, поведенческий и эмоционально-ценностный компоненты [1]. Рассмотрим их более подробно, основываясь на собственном педагогическом опыте с дошкольниками.

Когнитивный компонент социальных представлений связан с уровнем общей осведомленности ребенка дошкольного возраста о специфике окружающего мира и вариантах взаимодействия с ним. Сюда относятся представления о социальных ценностях и нормах, социально значимых системах поведения, правилах общения со сверстниками в различных ситуациях взаимодействия, правилах общения со взрослыми в процессе сотрудничества, трудовой деятельности человека, безопасном поведении в различных жизненных ситуациях.

Эмоционально-ценностный компонент, как показывает опыт собственных наблюдений автора статьи, включает: способность ребенка-дошкольника распознавать свои переживаемые эмоции, чувствовать эмоциональные состояния сверстников, навыки эмоционального общения, отношение к нормам поведения, принятым в обществе, трудовой деятельности и собственной безопасности.

Поведенческий компонент, по нашему мнению, предполагает проявление активности дошкольника в реальной жизни, сформированность социальных форм поведения и способов межличностного взаимодействия. Данный компонент связан с готовностью ребенка сотрудничать со сверстниками и взрослыми, принимать участие в различных коллективных делах и мероприятиях, оказывать реальную помощь, поступать в соответствии с общепринятыми социокультурными нормами и ценностями, а также соблюдать правила безопасного поведения.

Дошкольный возраст является периодом становления личности. К пяти-семи годам достаточно четко можно выявить направленность личности ребенка и сформированность его социальных представлений. Однако общее недоразвитие речи детей дошкольного возраста оказывает негативное воздействие на познание социальной реальности и является причиной недостаточной сформированности и фрагментарности социальных представлений. В свою очередь, неполная сформированность социальных представлений оказывает прямое влияние на речь и общение детей и, следовательно, замедляет и затрудняет процесс социализации. Как видим, формирование социальных представлений и развитие речи двусторонний процесс.

Формирование социальных представлений дошкольника происходит в процессе повседневной ежедневного общения ребенка со взрослыми (родителями, педагогами) и сверстниками.

По мнению А. Г. Николаева и др., основными социальными представлениями являются сложившиеся нормы поведения [3]. Они проявляются в поступках, в поведении ребенка, взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. В процессе обучения, нерегламентированной деятельности в детском саду и дома формирование социальных представлений строится так, что моральные требования и нормы становятся ориентиром поведения детей, их взаимоотношений. Определенное значение имеет овладение простейшими нормами социальности, которые выработаны в процессе современной жизни людей и переходят от поколения к поколению. Формирующиеся в дошкольном возрасте социальные представления оказывают влияние на всю детскую деятельность и на весь комплекс взаимоотношений между детьми и взрослыми.

В дошкольном возрасте, как отмечает Ю. Н. Князева и др., происходит знакомство с разными сторонами окружающей действительности, воспитание спектра отношений, чувств, ожидаемых окружением дошкольника мотивов поступков [1]. В этот период формируются социальные представления о социальном окружении ребенка, о значимости происходящих в обществе событий, о родном доме, городе (селе), крае, красоте природы, о народном творчестве и культуре, о подвигах людей разного возраста и т. п.). Такие социальные представления становятся мотивом к деятельности, вызывают интерес к изучению новой информации.

В социальные представления, по исследованиям И. А. Тавед и др., входят знания о профессиях и труде людей [5]. Дошкольник понимает, что весь материальный мир (материальные и духовные ценности) являются результатом деятельности представителей разных профессий на протяжении многих поколений. Социальные представления о природе, разнообразии растительного и животного мира становятся основой для пробуждения любви к Родине, заботы о животных и растениях.

Таким образом, социальные представления являются образами явлений социальной действительности, относящихся к жизни людей и их отношениям в обществе. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования и федеральная образовательная программа дошкольного образования отмечают важность формирования социальных представлений у детей дошкольного возраста. Особое значение они приобретают у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Литература:

  1. Князева, Ю. Н. Подходы к определению уровней социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста / Ю. Н. Князева // Научно-педагогическое обозрение. — 2019. — № 2 (24). — С. 130–136.
  2. Миняжева, Д. Р. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению общего недоразвития речи в процессе формирования социальных представлений у детей старшего дошкольного возраста: автореф. дис. канд. пед. наук: спец. 13.00.03 / Д. Р. Миняжева; науч. рук. Л. Р. Давидович. — Москва, 2008. — 19 с.
  3. Николаева, А. Г. Дневник ребенка: приложение к педагогической технологии развития социальной активности детей старшего дошкольного возраста. — Санкт-Петербург: СИНЭЛ, 2017. — Ч. 2: Я и мир вокруг меня.
  4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» с изменениями и дополнениями от 8 ноября 2022 г. — Режим доступа: https://base.garant.ru/70512244. — Загл. с экрана (дата обращения: 20.05.2024).
  5. Тавед, И. А. Развитие социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста в социальном экспериментировании. — Челябинск: [б. и.], 2023.
  6. Федеральная образовательная программа дошкольного образования. — Режим доступа: https://files.oprf.ru/storage/image_store/docs2022/programma15122022.pdf. — Загл. с экрана (дата обращения: 20.05.2024).
  7. Якимова, Е. В. Теория социальных представлений в социальной психологии: дискуссии 80-х -90-х годов: научно-аналитический обзор. — М.: ИНИОН, 1996.
Основные термины (генерируются автоматически): представление, дошкольный возраст, дошкольное образование, общее недоразвитие речи, социальная действительность, безопасное поведение, когнитивный компонент, социально-коммуникативное развитие, старший дошкольный возраст, федеральная образовательная программа.


Похожие статьи

Особенности мышления у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Статья представляет собой краткий анализ таких терминов как общее недоразвитие речи и мышление. В статье рассматриваются результаты исследования особенностей мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Отмечается важнос...

Основные направления эмоционального развития детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В данной статье раскрывается понятие общего недоразвития речи, описываются основные направления коррекционной работы по эмоциональному воспитанию дошкольников с общим недоразвитием речи.

Особенности эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В данной статье раскрывается понятие общего недоразвития речи, описываются особенности эмоционально-волевой сферы дошкольников.

Формирование навыка словообразования у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В статье рассматриваются особенности формирования навыка словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи, представлены данные опытно-экспериментального исследования, направленного на выявление уровня сформированности навыка словообразовани...

Особенности развития связной диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В статье автор раскрывает особенности диалогической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Содержание и результаты изучения фразовой речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье рассмотрена организация изучения фразовой речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи, а также полученные результаты педагогического исследования.

Особенности словаря синонимов детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В данной статье рассматриваются особенности развития словаря синонимов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Представлены результаты исследования уровня сформированности словаря синонимов у детей старшего дошкольного возра...

Формирование диалогической речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи посредством театрализованной деятельности

В статье авторами отражены результаты исследования диалогической речи по средствам театрализованной деятельности. В статье авторами показана актуальность использования театрализованной деятельности в процессе формирования диалогической речи у дошколь...

К вопросу изучения эмоционального и социального интеллекта у младших школьников с нарушениями письменной речи

В статье автор рассматривает проблему развития эмоционального и социального интеллекта у младших школьников с нарушениями письменной речи.

Формирование вопросительных высказываний у детей с общим недоразвитием речи

В статье представлены результаты исследования сформированности вопросительных высказываний у детей с общим недоразвитием речи.

Похожие статьи

Особенности мышления у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Статья представляет собой краткий анализ таких терминов как общее недоразвитие речи и мышление. В статье рассматриваются результаты исследования особенностей мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Отмечается важнос...

Основные направления эмоционального развития детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В данной статье раскрывается понятие общего недоразвития речи, описываются основные направления коррекционной работы по эмоциональному воспитанию дошкольников с общим недоразвитием речи.

Особенности эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В данной статье раскрывается понятие общего недоразвития речи, описываются особенности эмоционально-волевой сферы дошкольников.

Формирование навыка словообразования у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В статье рассматриваются особенности формирования навыка словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи, представлены данные опытно-экспериментального исследования, направленного на выявление уровня сформированности навыка словообразовани...

Особенности развития связной диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В статье автор раскрывает особенности диалогической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Содержание и результаты изучения фразовой речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье рассмотрена организация изучения фразовой речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи, а также полученные результаты педагогического исследования.

Особенности словаря синонимов детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В данной статье рассматриваются особенности развития словаря синонимов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Представлены результаты исследования уровня сформированности словаря синонимов у детей старшего дошкольного возра...

Формирование диалогической речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи посредством театрализованной деятельности

В статье авторами отражены результаты исследования диалогической речи по средствам театрализованной деятельности. В статье авторами показана актуальность использования театрализованной деятельности в процессе формирования диалогической речи у дошколь...

К вопросу изучения эмоционального и социального интеллекта у младших школьников с нарушениями письменной речи

В статье автор рассматривает проблему развития эмоционального и социального интеллекта у младших школьников с нарушениями письменной речи.

Формирование вопросительных высказываний у детей с общим недоразвитием речи

В статье представлены результаты исследования сформированности вопросительных высказываний у детей с общим недоразвитием речи.

Задать вопрос