Ключевые слова: развитие персонала, карьерный рост, медицинская организация, профессиональная деятельность, профессиональное развитие, обучение персонала.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что профессиональное развитие медицинского персонала в медицинской организации является неотъемлемой частью профессиональной деятельности всех работников медицины, а также важным фактором, позволяющим поддерживать и развивать необходимый уровень профессионализма. Организаторы здравоохранения считают, что непрерывное медицинское образование — это эффективный инструмент для обновления знаний и усовершенствования практических умений врачей, что, в свою очередь, способствует повышению их профессиональной компетентности и, как следствие, всестороннему развитию медицинской организации.
Существенные инновации в медицинской сфере будут сопровождать сотрудников на всех этапах профессиональной деятельности, от момента получения образования до прекращения трудовой деятельности. В связи с этим приобретает особую важность задача совершенствования обучения и развития медицинских работников в учреждениях здравоохранения.
Необходимость в развитии и обучении персонала может быть вызвана как изменениями внешних условий (экономическая политика государства, конкуренция, финансовая нестабильность, социальные тенденции и т. д.), так и изменениями внутренних условий самой организации (реструктуризация, внедрение новых технологий, появление новых рабочих мест и другое), что ещё раз подтверждает актуальность выбранной темы.
Обучение и развитие персонала представляется одним из важных составляющих успешного функционирования любой организации. Особенно, это справедливо на нынешнем этапе, когда научный прогресс ускоряется, происходят быстрые изменения и требования к профессиональным знаниям, умениям и навыкам [1].
Программа развития персонала способствует формированию рабочей силы, обладающей более высокими способностями, знаниями, а так же сильной мотивацией к выполнению задач, стоящих перед организацией. Всё это ведет к росту производительности, а значит, и к увеличению ценности людских ресурсов организации. Таким образом, мероприятия по обучению и развитию персонала следует рассматривать как инвестиции в нематериальное благосостояние организации.
Обучение персонала представляет собой непрерывный процесс получения новых знаний сотрудниками организации, усвоение ими новых навыков и приемов работы. В свою очередь, повышение квалификации кадров, как один из видов обучения, позитивно влияет на мотивацию сотрудников, на финансовые ресурсы организации, а также обеспечивает более благоприятную коллективную атмосферу.
Организации разрабатывают специальные подходы и механизмы для стимулирования карьерного прогресса сотрудников, подготовки управленческих кадров и карьерного роста. В крупных организациях функционируют отделы по развитию персонала, которые находятся под началом экспертов в этой сфере, обладающих обширным опытом в данной области.
Выбор методик обучения для сотрудников определяется рядом критериев: целями и задачами, которые руководство ставит перед процессом обучения, прямыми и косвенными издержками на обучение, временными рамками, выделенными на это, составом участников (их уровнем квалификации, мотивацией, предыдущим опытом), компетентностью и квалификацией преподавателей, а также размерами и структурой организации. Важно осознавать, что временные обучения сотрудников не приведут к долгосрочным результатам. Требуется разработка полноценной системы, которая будет ориентирована на профессиональное совершенствование и карьерное развитие персонала организации.
Персонал осознает, что имеет шансы на профессиональное развитие и карьерный рост, что делает их заинтересованными в улучшении и процветании организации, вкладывая в неё свой потенциал.
Введение передовых технологий и оборудования, а также внедрение новых управленческих подходов и проведение организационных мероприятий могут существенно трансформировать характер работы сотрудников различных уровней. Это, в свою очередь, создает необходимость в приобретении дополнительных знаний, развитии соответствующих умений и инновационных методов решения задач.
Таким образом, подготовка персонала к освоению новых производственных задач, занятию руководящих должностей и решению сложных вопросов становится ключевым фактором для успешного выполнения работы, что, в свою очередь, способствует повышению эффективности организации в целом.
Различные аспекты профессионального развития персонала в медицинских организациях описаны в трудах российских и зарубежных ученых. Особенностям профессионального развития человеческих ресурсов в здравоохранении посвящены исследования Е. А. Аксеновой, М. В. Александровой, П. Ю. Балашова, А. В. Белостоцкого, Н. В. Даниловой, И. А. Докукиной, К. В. Калашникова, Л. Л. Квачахии, О. А. Манеровой, К. Ю. Манилкиной, Н. А. Николаева, И. А. Раевской, А. Е. Чириковой
Вопросы государственного регулирования профессионального развития человеческих ресурсов в здравоохранении в РФ исследовались в трудах П. Ю. Дерюги, В. Н. Муравьевой, В. С. Назарова, А. В. Полянина, Ю. Ю. Садовниковой, И. В. Фанты, С. М. Цыганковой, С. Н. Чистякова, К. В. Шаповалова, А. Я. Кибанова.
Тем не менее, проблематика улучшения профессионального развития медицинских кадров до сих пор не стала объектом всестороннего анализа. Исследовательский фундамент опирается на ключевые принципы системного анализа, структурно-функционального подхода, институционального и деятельностного методов, а также на фундаментальные положения теории управления и теории систем. В качестве основного метода исследования выбран диалектический подход, который предполагает изучение социально-экономических явлений и процессов в контексте их непрерывного развития и взаимодействия. Процесс развития персонала представляет собой комплекс мероприятий, в рамках которого осуществляется профессиональное обучение персонала, дальнейшая переподготовка и улучшение уровня квалификации, а также стратегическое планирование карьерного роста внутри учреждения.
Основной задачей в развитии персонала является в предоставлении организации сотрудников высокой квалификации, что соответствует ее стратегическим и целеполагающим направлениям.
Под системой развития персонала понимается целенаправленная структура, включающая информационные, образовательные и практические компоненты, направленные на улучшение профессиональных навыков сотрудников в духе их личных потенциалов, склонностей и в контексте целей развития организации.
Система развития персонала затрагивает всех сотрудников, которые стремятся к развитию и росту профессиональных компетенций. Именно такие специалисты способны принести организации максимальную пользу. Сотрудники, которые без интереса выполняют свои обязанности, которых не заботит жизнь организации, способствуют снижению эффективности ее работы. Им неважно, как организация будет развиваться, имеет ли она прибыль. Стоит отметить, что от степени дохода организации, чаще всего, зависит и заработная плата сотрудников.
Профессиональное развитие персонала — это процесс, который направлен на подготовку или переподготовку сотрудников, претендующих на повышение или новые производственные задачи.
Таким образом, современный сотрудник должен быть профессионально гибким, чтобы подстраиваться под запросы рынка, успевать за изменением работы организации, помогать достигать определенных целей. В свою очередь гибкость и есть развитие, получение новых знаний, навыков, сразу применяя их в своей профессиональной деятельности. Ответственность за развитие лежит непосредственно на работодателе, ведь именно он заинтересован в развитии своих сотрудников.
Литература:
- Зарубина Т. А. Управление профессиональным развитием в современных организациях [Текст] / Т. А. Зарубина // Молодой ученый. — 2016. — № 17. — С. 389–392.
- Ершов А. В. Разработка системы управления медицинскими данными пациентов с использованием технологии блокчейн / А. В. Ершов, А. А. Цуканова, И. А. Докукина // Актуальные аспекты экономики и управления в условиях цифровизации: Материалы Х Всероссийского молодежного научного форума, посвященного 90-летию БГИТУ, Брянск, 22 ноября 2019 года. — Брянск: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Брянский государственный инженерно-технологический университет», 2019. — С. 72–78.
- Агафонов, А. А. О необходимости обучения персонала и систематического повышения его квалификации / А. А. Агафонов // В сборнике: Инновационное развитие науки и образования. Сборник статей II Международной научно–практической конференции. В 2 частях. Ответственный редактор Гуляев Герман Юрьевич. — 2018. — С. 226–228.