В данной статье были рассмотрены психолого-педагогические условия формирования конфликтологической компетенции на базе образовательного учреждения. Описаны методы и формы, которые формируют у обучающихся младших классов опыт конструктивного разрешения различного рода конфликтных ситуаций.
Ключевые слова: конфликт, конфликтологическая компетентность, условия формирования конфликтологиечксой компетенции, младший школьный возраст, система образования.
В настоящее время система образования предполагает множество возможностей для всестороннего развития учащихся, включая в себя наработка опыта в разрешении конфликтов у детей младшего школьного возраста. Принимая участие в клубных мероприятиях и группах по интересам позволяет обучающимся в младшей школе усвоить общественные правила, традиции и нормы, а также получить представление о своих правах и обязанностях. Эти занятия способствуют тесной коммуникационной связи со сверстниками и взрослыми, предполагают эффективное взаимодействие и сотрудничество, положительно влияют на поведение и предотвращают конфликты.
Не только отечественная, но и зарубежная системы образования развивают различные инициативы, направленные на повышение компетентности детей в вопросах, которые тесно связаны с конфликтами, и развитие навыков эффективного разрешения конфликтов. Международная образовательная практика модернизируется, включая в себя программы, которые ориентированы на развитие широкого спектра умений и навыков детей, которые имеют особое значение для преодоления конфликтов. Например, имеются программы развития коммуникативной и эмоциональной компетентности, социального и эмоционального интеллекта. Отдельно стоит отметить варианты и формы деятельности, направленные на развитие психологического благополучия и активной гражданской позиции.
Вопросу о развитии навыков конструктивного поведения в конфликтных ситуациях, а также способности к разрешению конфликтов как таковых во всем мире уделяют особое внимание. Принято считать, что конфликты среди младших школьников часто возникают из-за изменений в их жизненных обстоятельствах, несоответствия между их потребностями и имеющимися ресурсами, а также из-за стремления к самоутверждению своей индивидуальности [1, c. 75].
В настоящий момент можно выделить три основные модели, которые направлены на воспитание в школьниках способности и внутренней силы к разрешению конфликтных ситуаций, которые имеют место и в отечественной, и в зарубежной науке: «профилактическая» модель, «образовательная» (педагогическая) модель и «сервисная» модель [2, c. 91].
Говоря о «превентивной» модели формирования навыков позитивного разрешения конфликтных ситуаций — реализовывается в рамках создания безопасной среды для учащихся, устраняя любые возможные причины конфликтов.
«Образовательная» или «педагогическая» модель подразумевает формирование у обучающихся навыков и умений конструктивного типа поведения, а также навыков разрешения любых возможных конфликтных ситуаций.
Модель, называемая как «сервисная», всегда направлена на создание благоприятных условий для активного участия детей и позитивной самореализации в следствии предоставления различных услуг, которые помогут чувствовать младшему школьнику себя «в своей тарелке», тем самым, помогая ему развить в себе некий стержень, который поможет ему принимать единственно верные решения в ситуациях конфликта. Она направлена на развитие моральных и лидерских качеств через волонтерство, совместные творческие начинания и занятия спортом [3, с. 80].
Конструктивное, отстраненное и основанное на конфликте взаимодействие — это распространенные стратегии управления конфликтами. Формирование навыков разрешения конфликтов имеет решающее значение для социального здоровья, поэтому зарубежные авторы предполагают, что эти навыки начинают формироваться в раннем детстве в семейном контексте. Младшие школьники развивают эти навыки под влиянием целого ряда факторов, таких как особенности семейного функционирования, отношения между родителями и детьми, ценности, пол и качество взаимодействия.
Прививание навыков разрешения конфликтных ситуаций и конструктивного выхода из таковых осуществляется посредством целенаправленной профилактической работы в образовательных учреждениях, которые всегда проводятся под руководством таких специалистов, как школьные психологи, социальные педагоги или школьные медиаторы. Отмечается, что крайне важно внедрять технологии, способствующие конструктивному подходу к разрешению конфликтов, мотивирующие к позитивному вовлечению в конфликт и повышающие уровень договорной компетентности [4, c. 83].
Профилактика конфликтов в школьных группах имеет основное значение не только для улучшения образовательной среды, но и для сохранения психического благополучия и общего настроения участников. Школа служит важнейшей площадкой для учащихся начальных классов, где они осваивают навыки разрешения конфликтов и развивают способность результативно преодолевать и справляться с противоречиями.
Литература:
- Златина, А. А. Исследование конфликтов между мальчиками и девочками подросткового возраста в условиях раздельно-параллельного обучения / А. А. Златина // Academy. 2016. № 5 (8). C. 70–81.
- Бубнова, И. С. Школьная медиация как технология разрешения конфликтов в подростковой среде / И. С. Бубнова, А. Н. Арганова // Психология в экономике и управлении. 2013. № 2. С. 90–93.
- Гарашкина, Н. В. Формирование навыков решения конфликтов как основы социального здоровья подростка в системе образования / Н. В. Гарашкина, Р. М. Куличенко, И. А. Акопян // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные наук. 2020. Т. 25, № 1 -С. 75–84
- Климкина, А. С. Исследование конфликтного поведения у младших школьников / А. С. Климкина, М. И. Каргин // Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии. — 2021. — № 1. — С. 104–108.
- Щепалина, В. В. К вопросу о выборе младшими школьниками стратегии поведения в конфликтах с одноклассниками / В. В. Щепалина // Наука в мегаполисе Science in a Megapolis. — 2018. — № 3(7). — С. 1.
- Энциклопедический словарь по психологии и педагогике [Электронный ресурс]. — 2013. — URL: https://psychology_pedagogy.academic.ru/8422/конфликтное_