Борисоглебский культ, страстотерпие и мученичество. Взаимосвязи и параллели | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №24 (523) июнь 2024 г.

Дата публикации: 17.06.2024

Статья просмотрена: 18 раз

Библиографическое описание:

Шевцов, М. В. Борисоглебский культ, страстотерпие и мученичество. Взаимосвязи и параллели / М. В. Шевцов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 24 (523). — С. 431-433. — URL: https://moluch.ru/archive/523/115743/ (дата обращения: 18.12.2024).



В данной статье рассматриваются вопросы двух понятий ликов святости — страстотерпия и мученичества, осуществляется попытка проследить структуру взаимоотношений между данными понятиями применимо к Русской Православной церкви.

Ключевые слова: страстотерпие, мученик, Борис и Глеб, великомученик, Древняя Русь, православие.

Особое место в теоретическом осмыслении борисоглебского культа и его связи с жертвенностью занимает понятие «страстотерпия», которое применяется к святым братьям. Следует отметить, что, в русской православной литературе Борис и Глеб именуются чаще «мучениками-страстотерпцами», что подчеркивает определенный характер их мученичества.

Согласно Большой Российской энциклопедии, «страстотерпец» является одним из чинов святости в христианской церкви. Данным термином называют мучеников, которые претерпели страдания из-за корыстолюбия и властолюбия. Отличается своими особыми добродетелями, в частности, скромность и кротость, отсутствие злобы и смирение [8].

Изучение терминов «мученик», «великомученик» и «страстотерпец» открывает перед нами определенную градацию почитания и приближенности к христианским идеалам.

Г. П. Федотов подмечает близость понятия «страстотерпец» и «кенозис», и заключает следующее: « С православной точки зрения добровольное, жертвенное непротивление- необходимое условие, чтобы жертва насилия озарилась светом страждущего уничиженного Христа. Во многих случаях, однако, это условие чисто гипотетическое; в случае почитания детей — просто вымышленно. И все же русские держались своего излюбленного представления об освящающей силе страдания. Они творили святых из жалости, явив тем самым, что жалость — один из глубочайших корней религиозной жизни » [3, C. 331].

Согласно замечанию А. Г. Волковой, с христианской точки зрения феномен мученичества является в прямом смысле основой культуры Мучениками именуется в христианском богословии самый древний разряд святых, почитаемых церковью. Понятие зарождается еще во время событий, описываемых в тексте Библии, однако, современное понимание, по большому счету, формируется несколько позже, с распространением гонений на христиан [2]. В словаре В. М. Живова указывается также, что лик мученичества « приписывается по преимуществу мученикам, которые своей добровольной смертью за веру засвидетельствовали силу данной им благодати, превратившей страдания в радость » [6, С. 58].

Понятие великомучеников, в свою очередь, имеет различные трактовки. В первом случае под великомучениками подразумевается лик особо чтимых церковью святых, которые испытали наиболее тяжелые и продолжительные мучения, но при том, проявившие чрезвычайную твердость своей веры. Важно отметить замечание В. М. Живова: «…выделение великомучеников из всего множества почитаемых церковью мучеников происходит в результате формирования общецерковного почитания мучеников и подчеркивает всеобщность поклонения им, а службы великомученикам отличаются особой торжественностью» [6, С. 59].

Вместе с тем в русской православной церкви существует и является вполне признанной иная трактовка данного понятия, которую приводил, в частности, епископ Иона: « Принято считать, что великомученик — это тот святой, который претерпел какие-то особенные, великие мучения. Но в православной традиции великомученик — это мученик знатного происхождения, один из великих людей, который пострадал за Христа. Простолюдины, принявшие мученическую смерть, прославлялись Церковью как мученики, лица в священном сане — как священномученики, монахи — преподобномученики, а великомученик, в свою очередь — человек знатного происхождения » [4], она же фигурирует в словаре Даля: « Великомученик — величанье, придаваемое церковью святым мученикам высокого рода или сана, приявшим за Христа великие мучения » [1, С. 155].

Таким образом, человек может быть признан великомучеником в результате вновь открывшихся фактов мученичества, зачастую, при формировании определенного культа святого. Оба понятия связаны, по преимуществу, с самой сутью христианского идеала. Совершенно иначе обстоит вопрос с понятием «страстотерпие», которое, однако, достаточно плотно и гармонично влилось в православие.

Опираясь на слова действующих священников, опубликованные в интервью Ерахтиной Анны следует отметить, что отдельные представители церкви, в частности, диакон Валерий Духанин, считают, что страстотерпцы свойственны по преимуществу именно русскому пониманию святости. В качестве примера он обращается к сюжету с разбойником и завершает свою речь мыслью о том, что основная добродетель страстотерпия — непротивление злу и смерти. В подобном отношении к Борису и Глебу, которые были первыми святыми, давшими пример подобного смирения, приближаются вплотную многие другие государственные и общественные деятели, в частности, Андрей Боголюбский, Михаил Тверской, Дмитрий Угличский и т. д. Во всех случаях имеет место убийство, связанное с политическими мотивами, а также непротивление смерти [5].

В более широком смысле понятие «страстотерпец» является неразрывно связанным непосредственно с личностями Бориса и Глеба. В церковной практике данное понятие применяется только к одному святому, жившему до Бориса и Глеба — Дуле Египетскому, известному также как Дула Страстотерпец, которому посвящена «Память преподобного Дулы Страстотерпца» Дмитрия Ростовского. Биография Дулы дает достаточно точное понимание смысла, вкладываемого в понятие «страстотерпец», Дула был замучен и оклеветан монашеской братией [7].

Таким образом, святость как таковая на ранних этапах основывается на мученичестве, причем, оно сопровождает христианство начиная от гонений в Иудее и Риме. В свою очередь понятие «мученичество», являясь, по сути, основным ликом святости, напрямую связан с великомученичеством и уже далее — со страстотерпием. Великомучеником могут быть, исходя из двух разных трактовок понятия, как люди знатного происхождения (что применимо как минимум до начала XX века), так и представители христианства, которые претерпели «великие мучения». В этом контексте отсутствует единое понимание.

Во-вторых, в основе своей мучениками признавались принявшие смерть за веру. В этой связи возникает проблема атрибуции страстотерпия, поскольку в данном лике святости человек погибает не за веру, по крайней мере, напрямую это не декларируется. Несмотря на существующую разницу между страстотерпием и мученичеством, православная церковь сближает эти понятия. Более того, следует признать, что даже в период возникновения лика святости «страстотерпец» данный святой уже признавался мучеником. В этом вопросе отсутствует противоречие, в виду того, что страстотерпцы в момент своей гибели претерпевают борьбу со своими внутренними страстями и аналогично мученикам, принимают смерть как божественную волю, без наличия злобы.

Литература:

  1. Даль, В. И. Толковый Словарь живаго Великорусскаго языка / В. И. Даль. — Москва: Об-во люб. Рос. Словес., 1863. — Ч. 1. — 629 c.
  2. Волкова, А. Г. Подвиг мучеников Христианской Церкви: осмысление в богослужебных текстах // Труды Белгородской духовной семинарии. — 2020. — № 10. — [Электронный ресурс]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/podvig-muchenikov-hristianskoy-tserkvi-osmyslenie-v-bogosluzhebnyh-tekstah (дата обращения: 17.05.2024).
  3. Федотов, Г. П. Святые Древней Руси / Г. П. Федотов // Собрание сочинений: в 12 томах. — Москва: Мартис, 1996–2004. — Т. 8. — 2000. — 266 с.
  4. Епископ Иона (Черепанов). Почему неверно называть царственных страстотерпцев мучениками. — [Электронный ресурс]. — URL: https://radiovera.ru/chast-rechi-velikomuchenik.html (дата обращения: 17.05.2024)
  5. Ерахтина, А. В чем смысл страстотерпчества? Слово пастырей в день памяти святых страстотерпцев Бориса и Глеба / А. В. Ерахтина. — [Электронный ресурс]. — URL: https://pravoslavie.ru/70710.html (дата обращения: 09.03.2024)
  6. Живов, В. М. Святость. Краткий словарь агиографических терминов / Под ред. В. М. Живова. — Москва: Гнозис, 1994. — 110 с.
  7. Память преподобного Дулы Страстотерпца // Д. Ростовский. — [Электронный ресурс]. — URL: https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/514#source (дата обращения: 10.05.2024)
  8. Большая российская энциклопедия / гл. ред. С. Л. Кравец. — Москва, 2016. — [Электронный ресурс]. — URL: https://old.bigenc.ru/religious_studies/text/4168075 (дата обращения: 11.05.2024)
Основные термины (генерируются автоматически): великомученик, знатное происхождение, мученик, русская православная церковь, святой.


Ключевые слова

православие, Древняя Русь, мученик, страстотерпие, Борис и Глеб, великомученик

Похожие статьи

Миссиологическое наследие преподобного Василия (Кишкина), старца Площанского

Целью данной статьи является анализ миссионерского служения преподобного старца Василия (Кишкина). Делается вывод о многогранности жизненного подвига святого.

Святитель Феофан Затворник как учитель подвижничества

Статья посвящена деятельности и литературному наследию свт. Феофана Затворника, как русского подвижника, мыслителя и законодателя монашества. В результате исследования сделан вывод о том, что сочинения, письма Святителя Феофана способны пролить свет ...

Актуальные проблемы семьи в современной православной богословской литературе (по книге о. Георгия Мицова «Зачем ты есть»)

Статья посвящена актуальным проблемам института семьи на современном этапе, обосновывается значимость идей православия для преодоления кризиса социального института семьи.

Отношение к миссии в первые века христианства

В статье исследуется динамика прозелитизма в христианстве, начиная с иудейских корней и переходя к универсальной миссии для всех народов, обсуждается использование термина «варвар» в Новом Завете и эволюция его значения, подчеркивая уникальность хрис...

Канон как отражение жития преподобного Серафима Саровского

В статье рассматривается взаимосвязь Жития и канонов Серафиму Саровскому и изобразительно-выразительные средства, с помощью которых канон становится поэтичным и преобразуется в стихотворную форму.

Московская школа иконописи XIV–XV веков: художественные особенности, основные памятники

В предлагаемой статье рассматриваются особенности иконописи. Целью является изучение влияния иконописцев московской школы иконописи XIV–XV вв. на развитие культуры России. Ставится задачи изучить этапы развития московской школы иконописи, рассмотреть...

Социальные учения Русской Православной Церкви, Константинопольской православной церкви и Римско-католической Церкви: историко-сравнительный анализ

В статье автор пытается провести сравнительный анализ социальных учений Русской Православной Церкви, Константинопольской православной церкви и Римско-католической церкви.

Миссионерская деятельность Русской Православной Церкви и церковная политика в отношении сектантства и старообрядчества во второй половине XIX века

Статья посвящена исследованию возникновения и развития миссионерства в Русской Православной Церкви в отношении сектантства и старообрядчества во второй половине XIX-го века. Особое внимание уделено анализу миссионерской деятельности Православных церк...

Проблемы отношений церкви и государства в православной традиции через призму идеологемы «Москва — Третий Рим»

Созвучие христианского персонализма православному богословию в вопросах трактовки понятия личности

Рассмотрены актуальные в настоящее время различные подходы к междисциплинарному понятию «личность». Отмечается, что подавляющее большинство психологических теорий личность рассматривают данное понятие, преимущественно, с атеистических позиций. Указыв...

Похожие статьи

Миссиологическое наследие преподобного Василия (Кишкина), старца Площанского

Целью данной статьи является анализ миссионерского служения преподобного старца Василия (Кишкина). Делается вывод о многогранности жизненного подвига святого.

Святитель Феофан Затворник как учитель подвижничества

Статья посвящена деятельности и литературному наследию свт. Феофана Затворника, как русского подвижника, мыслителя и законодателя монашества. В результате исследования сделан вывод о том, что сочинения, письма Святителя Феофана способны пролить свет ...

Актуальные проблемы семьи в современной православной богословской литературе (по книге о. Георгия Мицова «Зачем ты есть»)

Статья посвящена актуальным проблемам института семьи на современном этапе, обосновывается значимость идей православия для преодоления кризиса социального института семьи.

Отношение к миссии в первые века христианства

В статье исследуется динамика прозелитизма в христианстве, начиная с иудейских корней и переходя к универсальной миссии для всех народов, обсуждается использование термина «варвар» в Новом Завете и эволюция его значения, подчеркивая уникальность хрис...

Канон как отражение жития преподобного Серафима Саровского

В статье рассматривается взаимосвязь Жития и канонов Серафиму Саровскому и изобразительно-выразительные средства, с помощью которых канон становится поэтичным и преобразуется в стихотворную форму.

Московская школа иконописи XIV–XV веков: художественные особенности, основные памятники

В предлагаемой статье рассматриваются особенности иконописи. Целью является изучение влияния иконописцев московской школы иконописи XIV–XV вв. на развитие культуры России. Ставится задачи изучить этапы развития московской школы иконописи, рассмотреть...

Социальные учения Русской Православной Церкви, Константинопольской православной церкви и Римско-католической Церкви: историко-сравнительный анализ

В статье автор пытается провести сравнительный анализ социальных учений Русской Православной Церкви, Константинопольской православной церкви и Римско-католической церкви.

Миссионерская деятельность Русской Православной Церкви и церковная политика в отношении сектантства и старообрядчества во второй половине XIX века

Статья посвящена исследованию возникновения и развития миссионерства в Русской Православной Церкви в отношении сектантства и старообрядчества во второй половине XIX-го века. Особое внимание уделено анализу миссионерской деятельности Православных церк...

Проблемы отношений церкви и государства в православной традиции через призму идеологемы «Москва — Третий Рим»

Созвучие христианского персонализма православному богословию в вопросах трактовки понятия личности

Рассмотрены актуальные в настоящее время различные подходы к междисциплинарному понятию «личность». Отмечается, что подавляющее большинство психологических теорий личность рассматривают данное понятие, преимущественно, с атеистических позиций. Указыв...

Задать вопрос