В данной статье рассматриваются вопросы двух понятий ликов святости — страстотерпия и мученичества, осуществляется попытка проследить структуру взаимоотношений между данными понятиями применимо к Русской Православной церкви.
Ключевые слова: страстотерпие, мученик, Борис и Глеб, великомученик, Древняя Русь, православие.
Особое место в теоретическом осмыслении борисоглебского культа и его связи с жертвенностью занимает понятие «страстотерпия», которое применяется к святым братьям. Следует отметить, что, в русской православной литературе Борис и Глеб именуются чаще «мучениками-страстотерпцами», что подчеркивает определенный характер их мученичества.
Согласно Большой Российской энциклопедии, «страстотерпец» является одним из чинов святости в христианской церкви. Данным термином называют мучеников, которые претерпели страдания из-за корыстолюбия и властолюбия. Отличается своими особыми добродетелями, в частности, скромность и кротость, отсутствие злобы и смирение [8].
Изучение терминов «мученик», «великомученик» и «страстотерпец» открывает перед нами определенную градацию почитания и приближенности к христианским идеалам.
Г. П. Федотов подмечает близость понятия «страстотерпец» и «кенозис», и заключает следующее: « С православной точки зрения добровольное, жертвенное непротивление- необходимое условие, чтобы жертва насилия озарилась светом страждущего уничиженного Христа. Во многих случаях, однако, это условие чисто гипотетическое; в случае почитания детей — просто вымышленно. И все же русские держались своего излюбленного представления об освящающей силе страдания. Они творили святых из жалости, явив тем самым, что жалость — один из глубочайших корней религиозной жизни » [3, C. 331].
Согласно замечанию А. Г. Волковой, с христианской точки зрения феномен мученичества является в прямом смысле основой культуры Мучениками именуется в христианском богословии самый древний разряд святых, почитаемых церковью. Понятие зарождается еще во время событий, описываемых в тексте Библии, однако, современное понимание, по большому счету, формируется несколько позже, с распространением гонений на христиан [2]. В словаре В. М. Живова указывается также, что лик мученичества « приписывается по преимуществу мученикам, которые своей добровольной смертью за веру засвидетельствовали силу данной им благодати, превратившей страдания в радость » [6, С. 58].
Понятие великомучеников, в свою очередь, имеет различные трактовки. В первом случае под великомучениками подразумевается лик особо чтимых церковью святых, которые испытали наиболее тяжелые и продолжительные мучения, но при том, проявившие чрезвычайную твердость своей веры. Важно отметить замечание В. М. Живова: «…выделение великомучеников из всего множества почитаемых церковью мучеников происходит в результате формирования общецерковного почитания мучеников и подчеркивает всеобщность поклонения им, а службы великомученикам отличаются особой торжественностью» [6, С. 59].
Вместе с тем в русской православной церкви существует и является вполне признанной иная трактовка данного понятия, которую приводил, в частности, епископ Иона: « Принято считать, что великомученик — это тот святой, который претерпел какие-то особенные, великие мучения. Но в православной традиции великомученик — это мученик знатного происхождения, один из великих людей, который пострадал за Христа. Простолюдины, принявшие мученическую смерть, прославлялись Церковью как мученики, лица в священном сане — как священномученики, монахи — преподобномученики, а великомученик, в свою очередь — человек знатного происхождения » [4], она же фигурирует в словаре Даля: « Великомученик — величанье, придаваемое церковью святым мученикам высокого рода или сана, приявшим за Христа великие мучения » [1, С. 155].
Таким образом, человек может быть признан великомучеником в результате вновь открывшихся фактов мученичества, зачастую, при формировании определенного культа святого. Оба понятия связаны, по преимуществу, с самой сутью христианского идеала. Совершенно иначе обстоит вопрос с понятием «страстотерпие», которое, однако, достаточно плотно и гармонично влилось в православие.
Опираясь на слова действующих священников, опубликованные в интервью Ерахтиной Анны следует отметить, что отдельные представители церкви, в частности, диакон Валерий Духанин, считают, что страстотерпцы свойственны по преимуществу именно русскому пониманию святости. В качестве примера он обращается к сюжету с разбойником и завершает свою речь мыслью о том, что основная добродетель страстотерпия — непротивление злу и смерти. В подобном отношении к Борису и Глебу, которые были первыми святыми, давшими пример подобного смирения, приближаются вплотную многие другие государственные и общественные деятели, в частности, Андрей Боголюбский, Михаил Тверской, Дмитрий Угличский и т. д. Во всех случаях имеет место убийство, связанное с политическими мотивами, а также непротивление смерти [5].
В более широком смысле понятие «страстотерпец» является неразрывно связанным непосредственно с личностями Бориса и Глеба. В церковной практике данное понятие применяется только к одному святому, жившему до Бориса и Глеба — Дуле Египетскому, известному также как Дула Страстотерпец, которому посвящена «Память преподобного Дулы Страстотерпца» Дмитрия Ростовского. Биография Дулы дает достаточно точное понимание смысла, вкладываемого в понятие «страстотерпец», Дула был замучен и оклеветан монашеской братией [7].
Таким образом, святость как таковая на ранних этапах основывается на мученичестве, причем, оно сопровождает христианство начиная от гонений в Иудее и Риме. В свою очередь понятие «мученичество», являясь, по сути, основным ликом святости, напрямую связан с великомученичеством и уже далее — со страстотерпием. Великомучеником могут быть, исходя из двух разных трактовок понятия, как люди знатного происхождения (что применимо как минимум до начала XX века), так и представители христианства, которые претерпели «великие мучения». В этом контексте отсутствует единое понимание.
Во-вторых, в основе своей мучениками признавались принявшие смерть за веру. В этой связи возникает проблема атрибуции страстотерпия, поскольку в данном лике святости человек погибает не за веру, по крайней мере, напрямую это не декларируется. Несмотря на существующую разницу между страстотерпием и мученичеством, православная церковь сближает эти понятия. Более того, следует признать, что даже в период возникновения лика святости «страстотерпец» данный святой уже признавался мучеником. В этом вопросе отсутствует противоречие, в виду того, что страстотерпцы в момент своей гибели претерпевают борьбу со своими внутренними страстями и аналогично мученикам, принимают смерть как божественную волю, без наличия злобы.
Литература:
- Даль, В. И. Толковый Словарь живаго Великорусскаго языка / В. И. Даль. — Москва: Об-во люб. Рос. Словес., 1863. — Ч. 1. — 629 c.
- Волкова, А. Г. Подвиг мучеников Христианской Церкви: осмысление в богослужебных текстах // Труды Белгородской духовной семинарии. — 2020. — № 10. — [Электронный ресурс]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/podvig-muchenikov-hristianskoy-tserkvi-osmyslenie-v-bogosluzhebnyh-tekstah (дата обращения: 17.05.2024).
- Федотов, Г. П. Святые Древней Руси / Г. П. Федотов // Собрание сочинений: в 12 томах. — Москва: Мартис, 1996–2004. — Т. 8. — 2000. — 266 с.
- Епископ Иона (Черепанов). Почему неверно называть царственных страстотерпцев мучениками. — [Электронный ресурс]. — URL: https://radiovera.ru/chast-rechi-velikomuchenik.html (дата обращения: 17.05.2024)
- Ерахтина, А. В чем смысл страстотерпчества? Слово пастырей в день памяти святых страстотерпцев Бориса и Глеба / А. В. Ерахтина. — [Электронный ресурс]. — URL: https://pravoslavie.ru/70710.html (дата обращения: 09.03.2024)
- Живов, В. М. Святость. Краткий словарь агиографических терминов / Под ред. В. М. Живова. — Москва: Гнозис, 1994. — 110 с.
- Память преподобного Дулы Страстотерпца // Д. Ростовский. — [Электронный ресурс]. — URL: https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/514#source (дата обращения: 10.05.2024)
- Большая российская энциклопедия / гл. ред. С. Л. Кравец. — Москва, 2016. — [Электронный ресурс]. — URL: https://old.bigenc.ru/religious_studies/text/4168075 (дата обращения: 11.05.2024)