Статья посвящена практике привлечения лиц к административной ответственности за дискриминацию в сфере труда.
Ключевые слова: трудовое право, административная ответственность за дискриминацию в сфере труда.
Понятие дискриминации установлено статьей 5.62 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ), согласно которому дискриминация — нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам [2].
Запрет на дискриминацию закреплен в статье 19 Конституции Российской Федерации. Данный запрет находит свое отражение в статье 3 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ), согласно которому никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника [3].
В части 3 статьи 3 ТК РФ говорится о том, что не является дискриминацией.
Так, не считается дискриминацией установленный законом индивидуальный подход работодателя, направленный на удовлетворение особых потребностей отдельных категорий лиц, таких как недопущение беременных женщин к работе, связанной с выполнением трудовой функции во вредных и опасных условиях труда, дополнительному оснащению специальных рабочих мест для инвалидов, сокращение продолжительности рабочего времени для несовершеннолетних [5].
По нормам действующего КоАП РФ исключительным правом возбуждать производство по делу об административном правонарушении по статье 5.62 наделен прокурор [2].
Субъектами административного правонарушения по ст. 5.62 КоАП РФ могут быть граждане или юридические лица.
Стоит отметить, что диспозиция статьи 5.62 КоАП РФ не предъявляет требования к субъективной стороне административного правонарушения, не ставит возникновение ответственности за совершение данного административного правонарушения в зависимость от формы вины, то есть указанное правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.
Основным проблемным аспектом привлечения к административной ответственности по ст. 5.62 КоАП РФ является наличие доказательственной базы.
На практике, при приеме на работу, увольнении или в процессе выполнения трудовой функции, работник (кандидат) не ведет аудио- и видеозаписи, разговор происходит без свидетелей или в присутствии лиц, находящихся в зависимости от работодателя.
Официальные ответы работодателя носят расплывчатый характер и как правило, в обоснование принятия того или иного решения в отношении работника, работодателем указываются деловые качества работника, что не соответствует действительности.
Вместе с тем, практически единственным достоверным фактом, доказывающим совершения в отношении работника акта дискриминации является наличие письменных документов.
Во всех выигранных делах о дискриминации при приеме на работу факт был доказан надписью, сделанной представителем работодателя на направлении на работу, выданном службой занятости. Следовательно, дискриминация в условиях общего регулирования распределения бремени доказывания на практике может быть доказана лишь в исключительных случаях полной юридической безграмотности работодателя [6].
Указанные аспекты обосновывают низкую статистику привлечения судами виновных лиц к административной ответственности за дискриминацию в сфере труда.
Ввиду изложенного необходимо отметить, что основным из методов доказывания дискриминации при отсутствии письменных документов работодателя является метод сравнения и сопоставления квалификационных требований должности деловым качествам работника.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ 2002.№ 1. Ст. 1.
- Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1. Ст. 3.
- Постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации от 23.12.2021 № 45 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами общей юрисдикции дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права» // Бюллетень Верховного суда РФ. 2021 № 12.
- Адриановская Т. Л. Административная ответственность за нарушения трудового законодательства // Теория и практика общественного развития. 2014. № 16. С. 118–120.
- Лютов Н. Л. Дискриминация в сфере труда: вопросы эффективности норм и правоприменительной практики / Н. Л. Лютов, Е. С. Герасимова // Актуальные проблемы российского права. 2016. № 3(64). С. 100–108.