Личностная зрелость молодежи как важный фактор готовности к созданию семьи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №24 (523) июнь 2024 г.

Дата публикации: 17.06.2024

Статья просмотрена: 17 раз

Библиографическое описание:

Молдабекова, У. А. Личностная зрелость молодежи как важный фактор готовности к созданию семьи / У. А. Молдабекова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 24 (523). — С. 467-469. — URL: https://moluch.ru/archive/523/115753/ (дата обращения: 15.11.2024).



Статья освещает ключевые аспекты личностной зрелости и их влияние на готовность молодёжи к семейной жизни. Обзор теоретических подходов и результатов современных исследований подчёркивает значимость личностной зрелости для формирования гармоничных семейных связей и выполнения семейных ролей. Формирование личностной зрелости является динамическим процессом, зависящим от множества факторов, что требует комплексного подхода в образовательных и семейных контекстах для успешной подготовки молодёжи к браку.

Ключевые слова: личностная зрелость, готовность к семейной жизни, эмоциональная устойчивость, гармоничные семейные отношения.

Актуальность исследования личностной зрелости молодёжи в контексте готовности к семейной жизни обусловлена изменениями в социально-культурных и экономических условиях современного общества. В последние десятилетия наблюдаются значительные трансформации семейных ценностей, что требует пересмотра традиционных подходов к подготовке молодёжи к браку и созданию семьи. Личностная зрелость, как комплексное психологическое явление, включает в себя эмоциональную устойчивость, автономию, ответственность и способность к эмпатии, что делает ее критерием, определяющим успешность семейных отношений.

Цель настоящей статьи заключается в анализе ключевых аспектов личностной зрелости, их влияния на готовность молодёжи к семейной жизни и выявлении основных факторов, способствующих или препятствующих развитию этой зрелости. В рамках исследования будут рассмотрены различные теоретические подходы к пониманию личностной зрелости, а также результаты современных психологических исследований, подтверждающих значимость данного критерия.

Одним из основных вопросов, который поднимается в статье, является соотношение личностной зрелости и способности к построению гармоничных семейных отношений. Подчёркивается важность таких психологических характеристик, как мотивация к достижениям и адаптивность, которые играют ключевую роль в подготовке молодёжи к семейной жизни.

Личность человека не статична, а является динамичной и постоянно развивающейся структурой. Это развитие происходит в результате постоянного взаимодействия с социальным окружением. На форму личности влияют факторы, которым человек пассивно и бессознательно подвергается, но также и все совершенные и несовершенные сознательно действия. Поскольку личность формируется в течение жизни человека, следовательно, возможна разная степень зрелости на разных этапах жизни человека [1].

Понятие зрелости в частичном смысле относится к конкретным задачам и требованиям, которые человек может выполнить в данном возрасте или периоде жизни. При анализе личностной зрелости в контексте готовности к браку, следует выделить несколько ее аспектов, таких как: физическая, юридическая, социальная и психологическая зрелость.

Физическая зрелость связана с достижением такого биологического развития, которое делает возможным материнство/отцовство, то есть достижение надлежащего уровня соматического развития, который обеспечивает надлежащее половое сношение и деторождение. Юридическая зрелость относится к достижению партнёрами определённого возраста, в котором закон разрешает брак. Социальная зрелость связана с финансовой независимостью, наличием работы и способностью содержать себя и семью. В то же время это должно сопровождаться готовностью взять на себя социальные роли, связанные с браком и воспитанием детей [2]. С точки зрения умственной зрелости важны три аспекта: интеллектуальная/умственная зрелость, эмоциональная зрелость и социальная зрелость, которая позволяет ответственно выполнять супружеские и родительские роли и брать на себя ответственность.

Интеллектуальная зрелость проявляется в способности мыслить реалистично, в соответствии с реальностью, способствуя адаптации к изменяющимся условиям. Интеллектуально зрелый человек способен извлекать уроки из опыта и на его основе изменять своё поведение в будущем. Воздерживается от импульсивных реакций в пользу целенаправленных действий, предпринятых на основе правильной оценки ситуации. Интеллектуально зрелый человек воспринимает сложность явлений, замечает трудности, которые несёт с собой жизнь, может предвидеть последствия своих действий. В сложных ситуациях он может оценивать ситуацию и принимать ответственные решения. Зрелый человек в ментальной сфере реалистично оценивает свои возможности.

Отсутствие умственной зрелости может проявляться в желаемом мышлении и жёстком, принципиальном мышлении. Люди, не достигшие должного уровня умственной зрелости, могут ещё не обладать достаточной способностью к гипотетическому мышлению и саморефлексии. Желаемое мышление будет в значительной степени выражаться в том, чтобы руководствоваться собственными желаниями. Человек, мыслящий таким образом, воспринимает мир не таким, какой он есть на самом деле, а в соответствии со своими желаниями. Живя в мире мечтаний и иллюзий, он не видит реалий повседневной жизни. Жёсткое, принципиальное мышление, напротив, состоит в том, чтобы следовать принятым сверху жёстким принципам, от которых нет отступлений [3].

Эмоциональная зрелость — это способность переживать и способность выражать высшие чувства: уважение, принятие, заботу, снисходительность. Эмоционально зрелого человека характеризует отношение уважения к достоинству других людей, умение устанавливать глубокие и прочные межличностные отношения, понимание другого человека. Такой человек реагирует адекватно стимулу, может отложить желание мгновенного удовлетворения во времени. Эмоциональная зрелость основана на правильном переживании неудач, способности снимать напряжение и переносить разочарования.

Эмоционально зрелый человек переживает, как и все люди, состояния разочарования, изменчивость настроения, беспокойство, однако он обладает способностью контролировать свои эмоции и не впадает в уныние или отчаяние. Человек с правильно сформированной эмоциональностью может подчинять низшие чувства высшим чувствам, а также правильно управлять ими и контролировать их. Пережитые зрелым человеком сложные эмоции не становятся мотивами его действий, а также не влияют на его межличностные отношения. Люди, которые недостаточно эмоционально зрелы, могут проявлять проблемы с установлением межличностных отношений, или они будут поверхностными. Умение руководствоваться разумом, а не эмоциями человек учится особенно в сложных ситуациях. В конце концов, эмоционально зрелый человек может принять свои неудачи, ошибки и не боится контактов с людьми с разными убеждениями или взглядами. Для такого человека также характерна относительная стойкость эмоций и отсутствие эмоционального дисбаланса. С эмоциональной зрелостью связано достижение правильного уровня способности к любви, которая должна соединить двух людей, вступающих в брак [4].

Эмоционально незрелый человек характеризуется эмоциональной лабильностью, принятием обязательств без возможности их выполнения, трудностями в сотрудничестве. Отношения, которые она устанавливает, могут быть поверхностными, в то время как она сама может характеризоваться изменчивостью эмоциональных состояний, уступчивостью чувств гнева и отсутствием желания примириться в конфликтных ситуациях. Все это может повлиять на процесс общения и на созданные этим человеком межличностные отношения [5].

Напротив, социальная зрелость связана со способностью видеть потребности других людей, с отношением открытости, позволяющим делиться и дарить другим, а также с творческим сотрудничеством и активностью в общественной жизни [6]. Социально зрелый человек — это открытый человек, чувствительный к потребностям других, который бескорыстно действует на благо своих собратьев. Такой человек осознает, что жизнь в обществе основана на взаимном обмене услугами и ценностями. Такой человек хорошо и гармонично выполняет свои социальные роли, связанные с семейной жизнью и профессиональной деятельностью. В супружеской жизни социальная зрелость выражается, среди прочего, в том, что человек становится независимым, получает работу, позволяющую поддерживать себя и семью, находит родственную социальную группу и берет на себя гражданские обязанности [7].

Не все из перечисленных видов зрелости человек достигает одновременно. Биологически молодой человек созревает намного раньше, чем он может достичь социальной зрелости. Самый подходящий момент для вступления в брак — это достижение зрелости во всех аспектах, однако это практически не всегда возможно. Поэтому необходимо постулировать достижение определённого минимума зрелости к браку, при котором решающим фактором будет не возраст, а умственная зрелость. Это в какой-то степени связано с возрастом, но это, тем не менее, не ясно — можно быть молодым и зрелым, а также можно быть взрослым и безответственным.

Изучение личностной зрелости молодежи в контексте готовности к семейной жизни позволяет выявить важные аспекты, влияющие на успешность и устойчивость брачных отношений. Личностная зрелость, являясь многокомпонентным феноменом, включает в себя эмоциональную устойчивость, автономию, ответственность и способность к эмпатии. Эти характеристики способствуют формированию гармоничных семейных связей и успешному выполнению семейных ролей.

Одним из ключевых выводов исследования является то, что личностная зрелость не является статичным состоянием, а представляет собой динамический процесс, развивающийся на протяжении всей жизни человека. Формирование зрелости зависит от множества факторов, включая социально-культурные условия, семейное воспитание и личный опыт. Важно отметить, что достижение зрелости в различных аспектах (физическом, юридическом, социальном и психологическом) не всегда происходит синхронно, что требует индивидуального подхода к каждому случаю.

Таким образом, развитие личностной зрелости должно стать приоритетным направлением как в образовательных учреждениях, так и в семейном воспитании. Это позволит не только улучшить качество семейной жизни, но и укрепить социальные институты, способствующие гармоничному развитию общества в целом.

Литература:

  1. Responsibility as a criterion for determining personal maturity / Burkhonov Abduvali, Avlaev Orif, Abdujalilova Shoira, Otaev Akram. // XXII International Scientific Conference Energy Management of Municipal Facilities and Sustainable Energy Technologies. — E3S Web of Conferences 244, 11059, 2021.
  2. Harwas-Napierała, B. Personal maturity of adults as family protecting factor // CZASOPISMO PSYCHOLOGICZNE. — 2015. — № 21 (1). — p. 47–52
  3. Голева, М. А. Как молодые люди осмысляют вступление в брак? Истории о знакомстве и свадь-бе в интервью молодых супругов // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. — 2020. — № 5. — С. 186–203.
  4. Лесникова, Г., Шевлякова, М. Здоровый образ жизни. Социальная зрелость личности. // ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ. — 2023. — № 95(1) — С. 74–78.
  5. Маркова, О. Н. Личностная зрелость как проблема современной психологии. // Вестник Тамбовского Университета. — 2006. Серия: Гуманитарные Науки — № 43.
  6. Малярчук, Н.Н., Семёнова, Н. В. Понятия социально-личностного подхода: «Личностная зрелость» и «Социальная зрелость». // Исторические, Философские, Политические И Юридические Науки, Культурология И Искусствоведение. Вопросы Теории И Практики — 2014. — № 4(42) — С. 129–132.
  7. Потапова, Е. С. Личностная зрелость и удовлетворенность жизнью супругов, состоящих в официальном и неофициальном браке // Вестник науки и образования — 2019. — № 12–1 (66).
Основные термины (генерируются автоматически): личностная зрелость, зрелый человек, семейная жизнь, социальная зрелость, умственная зрелость, эмоциональная зрелость, брак, контекст готовности, отношение, эмоциональная устойчивость.


Ключевые слова

эмоциональная устойчивость, личностная зрелость, готовность к семейной жизни, гармоничные семейные отношения

Похожие статьи

Наставничество в контексте развития профессиональной идентичности начинающего учителя

Данная работа исследует значимость наставничества в процессе формирования профессиональной идентичности у начинающих учителей. Она анализирует роль наставнической поддержки в помощи новичкам установиться в профессии, освоить ключевые навыки преподава...

Семейные ценности и их роль в развитии коммуникативных навыков на уроках английского языка

Статья исследует эффективность использования темы семьи и семейных ценностей в обучении английскому языку. Авторы утверждают, что использование личного опыта учащихся в диалогической и монологической коммуникации значительно улучшает усвоение граммат...

Исследование факторов, формирующих психологическое благополучие в подростковом возрасте

Статья обсуждает влияние различных факторов на психическое здоровье детей подросткового возраста. Авторы обращают внимание на роль семьи, социальной поддержки, школьной среды и современных технологий в формировании эмоционального состояния и общего б...

Проектная деятельность как условие формирования интеллектуальных умений обучающихся начальных классов

Данная статья направлена на изучение особенностей развития интеллектуальных способностей младших школьников посредством применения проектно-исследовательской деятельности. Цель современной школы — формирование метапредметно развитой личности, готовой...

Роль высшего учебного заведения в процессе формирования социальной ответственности студентов

В статье рассматривается роль высших учебных заведений в процессе формирования социальной ответственности студентов. Авторы анализируют, как университеты могут способствовать развитию социально ответственного поведения среди молодежи в условиях глоба...

Влияние воспитательной работы на формирование психологического комфорта в школе

Статья рассматривает влияние воспитательной работы на формирование психологического комфорта в школьной среде. Анализируются причины психологического дискомфорта учащихся, выделяются педагогические методики для развития эмоциональной компетентности и...

Отношение к семье и браку у современной молодежи

В данной статье теоретически раскрыто содержание такого понятия, как установка на брачно-семейные отношения. Так же в работе конкретизировано представление о ней, как о разновидности одной из социальных установок. Изучение отношения молодежи к законн...

Осознанность: необходимый навык для устойчивости в стрессовых условиях в XXI веке

В этой статье исследуется концепция осознанности как ключевого навыка для преодоления стресса в современном мире. В ней анализируются исторические корни и современное понимание осознанности, ее психологические, физиологические и духовные преимущества...

Креативность и условия для её развития у дошкольников в семье

Статья посвящена наиболее востребованному в современном обществе понятию «креативность». На основании исследований ученых данного понятия, дается общее определение креативности. Представлены основные критерии, которые необходимы для развития креативн...

Актуальность и роль реализации программ неформального образования в реализации молодежной политики в образовательной организации

В статье авторы исследуют проблематику интеграции неформального образования в контексте российской образовательной системы. Согласно государственной программе «Развитие образования на 2018–2025 годы», акцент делается на развитие социального и культур...

Похожие статьи

Наставничество в контексте развития профессиональной идентичности начинающего учителя

Данная работа исследует значимость наставничества в процессе формирования профессиональной идентичности у начинающих учителей. Она анализирует роль наставнической поддержки в помощи новичкам установиться в профессии, освоить ключевые навыки преподава...

Семейные ценности и их роль в развитии коммуникативных навыков на уроках английского языка

Статья исследует эффективность использования темы семьи и семейных ценностей в обучении английскому языку. Авторы утверждают, что использование личного опыта учащихся в диалогической и монологической коммуникации значительно улучшает усвоение граммат...

Исследование факторов, формирующих психологическое благополучие в подростковом возрасте

Статья обсуждает влияние различных факторов на психическое здоровье детей подросткового возраста. Авторы обращают внимание на роль семьи, социальной поддержки, школьной среды и современных технологий в формировании эмоционального состояния и общего б...

Проектная деятельность как условие формирования интеллектуальных умений обучающихся начальных классов

Данная статья направлена на изучение особенностей развития интеллектуальных способностей младших школьников посредством применения проектно-исследовательской деятельности. Цель современной школы — формирование метапредметно развитой личности, готовой...

Роль высшего учебного заведения в процессе формирования социальной ответственности студентов

В статье рассматривается роль высших учебных заведений в процессе формирования социальной ответственности студентов. Авторы анализируют, как университеты могут способствовать развитию социально ответственного поведения среди молодежи в условиях глоба...

Влияние воспитательной работы на формирование психологического комфорта в школе

Статья рассматривает влияние воспитательной работы на формирование психологического комфорта в школьной среде. Анализируются причины психологического дискомфорта учащихся, выделяются педагогические методики для развития эмоциональной компетентности и...

Отношение к семье и браку у современной молодежи

В данной статье теоретически раскрыто содержание такого понятия, как установка на брачно-семейные отношения. Так же в работе конкретизировано представление о ней, как о разновидности одной из социальных установок. Изучение отношения молодежи к законн...

Осознанность: необходимый навык для устойчивости в стрессовых условиях в XXI веке

В этой статье исследуется концепция осознанности как ключевого навыка для преодоления стресса в современном мире. В ней анализируются исторические корни и современное понимание осознанности, ее психологические, физиологические и духовные преимущества...

Креативность и условия для её развития у дошкольников в семье

Статья посвящена наиболее востребованному в современном обществе понятию «креативность». На основании исследований ученых данного понятия, дается общее определение креативности. Представлены основные критерии, которые необходимы для развития креативн...

Актуальность и роль реализации программ неформального образования в реализации молодежной политики в образовательной организации

В статье авторы исследуют проблематику интеграции неформального образования в контексте российской образовательной системы. Согласно государственной программе «Развитие образования на 2018–2025 годы», акцент делается на развитие социального и культур...

Задать вопрос