В статье рассматриваются антикоррупционные меры и роль сотрудников органов и организаций прокуратуры по борьбе с коррупцией.
Ключевые слова: прокурор, прокуратура, органы и организации прокуратуры, коррупция, борьба с коррупцией, антикоррупционные меры.
В настоящее время уровень коррупции на территории нынешней России остается на высоком уровне, поэтому необходимо принимать всевозможные меры для ее противодействия и разработать надежный механизм для борьбы с ней. Помимо законов регулирующих деятельность отдельных государственных органов и принимающих во внимание антикоррупционность, следует отметить также и Национальный план по борьбе с коррупцией, разработанный Президентом Российской Федерации [5].
Приоритетной задачей такого плана является улучшение имеющихся механизмов по борьбе с коррупцией и созданию новых, более эффективных антикоррупционных методов. Повышение уровня контроля за муниципальными и государственными служащими, предупреждение преступлений коррупционного характера, дополнительное ознакомление с документами, включающие в себя санкцию коррупционных преступлений, модели поведения государственного работника.
Немаловажным является и то, что в характеристику плана входит и создание специализированной комиссии по координации усилий в борьбе с коррупцией государственных и муниципальных служащих. Подразумевается, что это общественная организация, созданная по инициативе граждан в борьбе с коррупцией, которая в свою очередь докладывает о случаях коррупции государственных и муниципальных служащих, сотрудникам правоохранительных органов, в том числе и прокурорским служащим. Проводят анализ имеющихся коррупционных случаев и разрабатывают стратегию по борьбе с ней, повышают грамотность населения в знании законодательства РФ, способствуют юридической грамотности граждан и раскрывают негативную сторону взяточничества, как со стороны государственных и муниципальных служащих, так и обычных граждан.
Целями профилактики проявления коррупции на территории страны являются:
— Создание соответствующего условия, в которой коррупции не будет места при вынесении решений государственными органами, исполнении полномочий.
— Создание необходимых благоприятных условий. Необходимо создать условия для эффективной работы государственных служащих и правильного использования правовых и технических средств реализации должностных полномочий.
— Обеспечение прозрачности в выполнении основных задач, укрепление доверия граждан, отсутствие сомнений в принятых решениях государственного лица, знание недопустимости предложения взятки государственным и муниципальным служащим.
Деятельность, осуществляемая прокурорскими работниками в сфере борьбы с коррупцией весьма обширна. Прокурорские работники осуществляют проверку нормативно — правовых актов на наличие коррупционных факторов, осуществляют надзор за государственными служащими, муниципальными работниками, осуществляют надзор на стадиях расследования уголовных дел коррупционной направленности, истребуют необходимые документы, например, такие как, справка о доходах служащих, о составе семьи, о наличии имущества. Также проводят надзор в ходе осуществления следователями и дознавателями действий следственного характера, расследуя наличие коррупционного фактора сотрудников правоохранительных органов. Поддерживают обвинение в суде со стороны государства в рассмотрении вопросов коррупционного характера. Координируют действия правоохранительных органов в реализации мер по борьбе с коррупцией, подготавливают статистику о случаях коррупции и используют стратегию по борьбе с незаконным личным обогащением.
Одним из важных условий по борьбе с коррупцией, является ее профилактика, которая характеризируется своевременным вмешательством сотрудниками органов прокуратуры в деятельность государственного органа, принятие соответствующих мер к служащему и выяснение причин непрофессионального поведения.
Деятельность государственных органов субъектов Российской Федерации подвержена коррупции, поскольку государственные служащие имеют огромный перечень полномочий, на данном уровне сосредоточено все оперативное управление финансовыми, материально-техническими и иными ресурсами.
Доктор политических наук, профессор С. Г. Зырянов, который размышлял на тему коррупции в стране, отмечал, что, наличие на территории Российской Федерации высокого уровня коррупции обеспечивается широким спектром полномочий государственных служащих, который способствует выведению более сложных антикоррупционных схем [7].
В своей исследовательской научной статье, Подвилов О. В. одной из причин высокого уровня коррупции на территории страны, называет отсутствие обеспечения уголовных дел коррупционной направленности реальной судебной перспективой, а равно отсутствие положительного исхода в решениях вопроса коррупции государственных и муниципальных служащих [8].
С мнением автора научной статьи трудно не согласиться, так, на сайте прокуратуры Пензенской области была опубликована официальная статистика по результатам рассмотрения уголовных дел коррупционной направленности в первом полугодии 2022 года. В числе лиц, лишенных свободы, оказалось 6 человек, 17 лицам было назначено лишение свободы условно, 16 лицам был назначен штраф в размере от 10 до 520 т.р. Приговором суда, 5 лицам было назначено лишение права занимать государственные и муниципальные должности, в отношении 16 лиц было принято решение о конфискации незаконно полученного имущества [9].
В научной работе Ахмадулиной И.А., которая проводила исследование причин коррупции по мнению населения, также была отмечена проблема недостаточного привлечения к ответственности государственных и муниципальных служащих, которая в свою очередь создаёт подходящие условия для распространения коррупции [10].
Таким образом, прокурорским служащим, необходимо своевременно и оперативно выполнять функции по противодействию коррупции на этапах расследования, так как преступления коррупционной направленности имеют высокую латентность и важно вовремя среагировать и собрать необходимые доказательства для обеспечения реальной судебной перспективы, дел подобной направленности.
Однако, несмотря на широкий перечень полномочий в сфере борьбы с коррупцией, говорить о том, что потенциал прокурорских работников реализован в полном объеме пока не приходится.
В целях реализации эффективной системы по борьбе с коррупцией, сотрудников органов прокуратуры необходимо наделить дополнительными организационными средствами, которые способствовали бы успешному выявлению и пресечению преступлений коррупционной направленности. Например, в ходе проверки государственных и муниципальных служащих их имущественного состояния, а именно истребовании справок о доходах, расходах, имеющихся материальных благ, на наш взгляд необходимо в круг полномочий включить предоставление информации о денежных средствах на банковских счетах, имущественных реестрах. При истребовании данных документов прокурорским служащим необходимо сотрудничать с органами Федеральной налоговой службы, что на наш взгляд значительно затягивает проводимую проверку и создает почву для сокрытия финансов и имущества государственных и муниципальных служащих. Так как, в данной деятельности необходима гибкость и оперативность, что не может обеспечиваться текущим законодательством, регулирующим деятельность органов прокуратуры по противодействию коррупции.
Также, на наш взгляд для усиления деятельности сотрудников органов прокуратуры в борьбе с коррупцией, целесообразно усилить механизм по кооперации действий с общественными организациями и средствами массовой информации. Активное вовлечение общественности в борьбу с коррупцией может повысить эффективность усилий. Также, роль прокуратуры должна заключаться в своевременном вмешательстве в решения государственных органов касательно общественных объединений ведущих борьбу с коррупцией, пресечение незаконных действий по отношению к ним. Оперативному реагированию при выявлении коррупционных факторов государственных служащих в средствах массовой информации, официальных источниках самих организаций, ведущих борьбу с коррупцией и т. д. Органам прокуратуры необходимо внедрить специализированные каналы для обратной связи с гражданами, в целях улучшения и упрощения связи между ними, следует организовать работу телефона доверия по вопросам коррупции государственных и муниципальных служащих, а также проводить информационные кампании для повышения осведомленности о негативных последствиях коррупции.
Таким образом, деятельность органов и организаций прокуратуры в борьбе с коррупцией имеет колоссальное значение для поддержания законности и справедливости на территории страны, прямым образом влияет на экономическую и социальную составляющую, снижает поступление денежных средств федерального бюджета и бюджета субъектов РФ. Именно поэтому, борьба с коррупцией имеет приоритетный характер в деятельности органов и организаций прокуратуры и обеспечивается столь многогранным механизмом защиты от действий противоправного личного обогащения.
Литература:
- «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).
- О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 17.01.1992 № 2202–1 (ред. от 25.12.2023) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1995. — № 47. — Ст. 4472;
- Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 N 79-ФЗ (последняя редакция).
- О противодействии коррупции: Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 19.12.2023) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2008. — № 52 (ч. 1). — Ст. 6228.
- Указ Президента РФ от 16.08.2021 N 478 (ред. от 26.06.2023) «О Национальном плане противодействия коррупции на 2021–2024 годы».
- Воронцов С. А., Понеделков А. В., Зырянов С. Г. Индикаторы коррупционной деятельности в системе государственной власти и местного самоуправления РФ / С. А. Воронцов и др. // Социум и власть. — 2017. — № 1. — С. 30–37.
- Зырянов, С. Г. Актуальные вопросы разработки и применения современных практик реализации государственной политики в области противодействия коррупции: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, 25 ноября 2016 года / С. Г. Зырянов // Челябинский филиал ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации». — Челябинск: Челябинский филиал РАНХиГС, 2017. — С. 124.
- Подивилов, О. В. Причины коррупции / О. В. Подивилов. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 51 (393). — С. 249–251. — URL: https://moluch.ru/archive/393/86894/ (дата обращения: 17.06.2024).
- Результаты судебного рассмотрения уголовных дел коррупционной направленности в первом полугодии 2022 года [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/proc_58/ (дата обращения: 17.06.2024).
- Ахмадуллина И. А. Причины коррупции в органах государственной власти и местного самоуправления по мнению населения / И. А. Ахмадуллина, Е. С. Щигорцова // Международный научно-исследовательский журнал. — 2023. — № 10 (136). — URL: https://research-journal.org/archive/10–136–2023-october/10.23670/IRJ.2023.136.1 (дата обращения: 17.06.2024). — DOI: 10.23670/IRJ.2023.136.1.