В данной публикациирассматриваются проблемы определения эффективности систем мотивации и стимулирования персонала организации. С помощью системного подхода обобщены и выделены проблемы трудовых отношений, материального и нематериального стимулирования. Подвергнуты анализу и выявлены недостатки существующих форм и систем оплаты труда, а также методы нематериального стимулирования.
Ключевые слова: мотивация труда, предпринимательская деятельность, наёмные работники, эффективность, материальное, нематериальное стимулирование, трудовые отношения, трудовая деятельность.
This publication discusses the problems of determining the effectiveness of motivation and incentive systems for the organization's personnel. With the help of a systematic approach, the problems of labor relations, material and non-material incentives are generalized and highlighted. The shortcomings of existing forms and systems of remuneration, as well as methods of non-material incentives are analyzed and identified.
Keywords: labor motivation, entrepreneurial activity, hired workers, efficiency, material/non-material incentives, labor relations, labor activity.
Актуальность темы обусловлена тем, что в современном обществе роль механизмов мотивации растет. Мотивация труда на предприятии представляет собой систему мер по повышению эффективности труда. Эти меры строятся на основе учета потребностей различных категорий персонала, изучения и формирования мотивов трудовой деятельности и использования различных методов стимулирования труда. [4]
Мотивация является эффективным средством качественного изменения трудовой активности персонала. С помощью мотивирования сотрудников можно добиться их полной отдачи, раскрыть потенциал и внутренние резервы, выявить и использовать талант, активизировать интеллектуальные способности. Мотивированный сотрудник исполняет свои трудовые задачи более усердно, целеустремленно, добросовестно, то есть делает свою работу более качественно, чем сотрудник, лишенный желания вкладывать в работу весь свой потенциал. Эффективность сотрудников напрямую влияет на экономический потенциал компании. [2]
Научная актуальность избранной темы обусловлена недостаточной ее изученностью и освещенностью. Не смотря на исследования и публикации, по-прежнему наблюдаются принцип снижения работоспособности предпринимательской деятельности. В целом же снижение продуктивности предпринимательства негативно отражается не только в доходах компании, но также отрицательно сказывается и на социальной атмосфере коллектива. Предприниматель должен получать максимальную прибыль без существенных потерь в производственном процессе, а работники наёмного производства стараются зарабатывать как можно большую сумму денег, делая меньше труда. [3]
В большинстве российских организаций применяют материальные методы мотивации: денежное вознаграждение, премирование.
В первую очередь, это важно для руководителя, который решает следующие вопросы: согласование личных целей сотрудника, целей подразделения и высшего руководства. С одной стороны, эта система стимулирует сотрудников к эффективной работе, а с другой — система должна быть экономически обоснованной.
Большинство руководителей считают систему материальной мотивации основной на предприятии. Однако, данное утверждение неверно, так как каждого человека стимулируют разные вещи и уровни мотивации у всех разные.
Нематериальное стимулирование — методы мотивации работников без использования прямого денежного вознаграждения. Успех компании обеспечивается не только денежными вознаграждениями сотрудников. Все большое значение начинает приобретать нематериальное стимулирование, которое может быть следующим:
- Творчество. Требуется создание условий для того, чтобы работники могли проявлять себя. Если у человека есть амбиции, то они должны быть реализованы. Обучение работников дает возможность улучшить их качества. Этим не следует пренебрегать.
- Удовлетворенность. Работа в компании обязана приносить удовлетворение. Хорошо, если сотрудники привлекаются к участию в решении проблем компании. У них должно быть право голоса.
- Моральная составляющая. Физическая усталость и нервное перенапряжение требуют разрядки. Для поддержания моральной мотивации важны публичные поощрения. Качественная работа должна подтверждаться устными благодарностями, грамотами и медалями.
- Обучение. Повышение уровня умений (знаний) сотрудников является затратным делом, но оно оправдывает себя. Растет эффективность труда при внедрении системы корпоративного обучения в компании. Возможность повысить свою квалификацию ценится основной массой сотрудников. Внутри компании необходимы ротации, связанные со сменой рабочих мест. [1]
Правильная мотивация персонала на предприятии поможет не только принести выгоду компании, но и превратить привычную работу в любимый вид деятельности человека, где он реализует свои умения, личностно развивается, еще и получает за это деньги.
Любой человек работает не только ради собственного удовольствия, но и для того, чтобы обеспечить свою жизнь и потребности, поэтому размер оплаты труда для всех очень важен. Чем больше оплата труда — тем больше своих потребностей человек способен удовлетворить. В системе денежной мотивации могут быть также выделены бонусы, премии, участие в акционерном капитале и пр. К не денежной форме относят ценные подарки, оплату путевок и т. п. Нематериальные стимулы ориентированы на удовлетворение психологических потребностей человека. Их целью является моральное воздействие на человека через создание вокруг него атмосферы социальной гармонии. К ним относят медицинское обслуживание, страхование, предоставление отпуска, пенсии и т. п. Границы материального и нематериального стимулирования определяются через статусные отличия, под которыми понимаются стимулы, которые получает сотрудник, занимающий определенное социальное положение в организации, например, отдельный рабочий кабинет, привилегии для конкретного работника. Выражаются виды стимулирования в рамках организации через понятие компенсационного пакета. [6]
Экономическая эффективность системы мотивации труда наемных работников в процессе предпринимательской деятельности характеризуется системой экономических показателей, отражающих соотношение связанных с проектом затрат и результатов, и позволяющих судить об экономической привлекательности проекта. Для оценки эффективности внедрения проекта необходимо выполнить расчет изменения выручки от реализации продукции, расходов предприятия и чистой прибыли. Любые предлагаемые для внедрения мероприятия в предпринимательской деятельности должны быть обусловлены экономическим эффектом. Эффект от внедрения предложенной системы стимулирования будет проявляться в повышении удовлетворенности сотрудников, снижении текучести кадров, улучшении качества и объемов производимых товаров, в росте количества постоянных клиентов предприятия.
Разработка показателей и критериев эффективности работы осуществляется с учетом следующих принципов:
– объективность;
– поощрение работника должно определяться на основе объективной оценки результатов его труда;
– предсказуемость;
– работник должен знать, какое поощрение он получит в зависимости от результатов своего труда;
– адекватность;
– поощрение должно быть адекватно трудовому вкладу каждого работника в результат деятельности всей организации, его опыту и уровню квалификации;
– своевременность;
– поощрение должно следовать за достижением результата;
– прозрачность;
– правила определения вознаграждения должны быть понятны каждому работнику.
Реализация предложенной системы стимулирования персонала с включением в её неденежных методов системы мотивации труда наемных работников за интенсивность и высокие результаты работы, за качество и объем выполняемых работ позволит решить выявленные проблемы системы стимулирования персонала.
Литература:
- Библиотека персонал-технологий // Методическое пособие «Нематериальная мотивация персонала». Приложение к журналу «Справочник по управлению персоналом». Лобанова О., Погодина Г., Барская М. — 2008. — 95 с.
- Егоршин А. П. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности. Учебное пособие // А. П. Егоршин. — Издательство «Инфра-М». — 2017. — 384с.
- Кибанов А. Я., Баткаева И. А., Митрофанова Е. А. и др. Управление персоналом: теория и практика. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности: учебно-практическое пособие / под.ред. А. Я. Кибанова. — Москва: проспект, 2013. — 118 с.
- Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 1997. — 704 с.
- Милкова О. И. Экономика и организация предприятия. Учебник и практикум // О. И. Милкова. Издательство «Юрайт». — 2017. — 474с.
- Митрофанова Е. А. Развитие системы мотивации и стимулирования трудовой деятельности персонала организации: [Текст]: учебник. 1-е изд/Митрофанова Е. А. Развитие системы мотивации и стимулирования трудовой деятельности персонала организации 2008. — 40 с.
- Теоретические основы организации стимулирования наёмных работников в процессе предпринимательской деятельности [Электронный ресурс]: — Режим доступа: https://ronl.org (дата обращения: 10.09.2023)